УДК 37

Цифровизация образования: проблемы и перспективы

Чжан Синьюэ – бакалавр Университета Хучжоу (Китай).

Аннотация: В статье анализируется цифровой процесс современного образования. Актуальность исследования определяется особой ролью образования в жизни современного общества, которое ориентируется на принципы и ценности постиндустриальной эпохи. Качество человеческого потенциала, готовность людей справляться с природными и социальными вызовами, во многом зависит от эффективности функционирования системы образования. Современные технологии с каждым годом приобретают все большее значение в процессе совершенствования отечественного образования, их внедрение способствует модернизации и развитию образования, повышению качества будущих специалистов, гармонизации образования и науки. В то же время эти технологии требуют изменения существующих методов образовательной деятельности, а также анализа их влияния на общество и отдельные социальные группы.

Ключевые слова: образование, развитие, цифровизация, проблемы, перспективы.

На основе анализа влияния эпидемии на трансформацию образования в АСЕАН, в данной статье будет представлена текущая проблема цифрового разрыва в онлайн-образовании в АСЕАН и исследованы стратегическая устойчивость и перспективы развития цифровой трансформации образования в АСЕАН в постэпидемическом контексте.

Экономические трудности, вызванные новой эпидемией, заставили многие семьи отложить или прервать обучение своих детей и даже оказали постоянное воздействие на некоторые группы населения. По оценкам, в некоторых регионах Юго-Восточной Азии в результате этого возрастет уровень отсева. Например, на Филиппинах, где миллионы людей потеряли работу в результате эпидемии, набор в школы К-12 на 2020-2021 учебный год сократился на 2,6 миллиона человек по сравнению с предыдущим годом (снижение на 10%). Ситуация все еще не улучшилась после возобновления работы школ. Дети, не посещающие школу, являются одной из самых уязвимых и маргинализированных групп общества, и данные свидетельствуют о том, что, покинув школу, учащиеся вряд ли вернутся в нее в последующие годы.

Многие дети в развивающихся регионах находятся в гораздо худшей ситуации по сравнению с теми изменениями в образовании, с которыми сталкиваются дети в регионах и странах с высоким уровнем дохода. Цифровой разрыв, созданный межрегиональными различиями в развитии инфраструктуры и уровнях экономического и социального развития, оказывает глубокое влияние на удовлетворенность образованием в странах Юго-Восточной Азии: процент детей в возрасте до 15 лет, которые "удовлетворены" своим образованием, снизится с 85% в 2019 году до 63% в 2020 году. [1]

Во-первых, в странах АСЕАН существует большой разброс в интернет-ресурсах, уровень проникновения интернета колеблется от 26% в Лаосе до 95% в Брунее, что отчасти отражается в национальных реакциях на закрытие школ. Во время пандемии большинство стран экспериментировали с дистанционным обучением через Интернет, но это явно не охватило все домохозяйства. Внутри стран семьи и общины в более бедных или отдаленных районах имеют слабую сетевую инфраструктуру, и доступ к образованию и его качество сильно страдают. Например, 66 процентов населения Джакарты, столицы Индонезии, имеют доступ к Интернету, в то время как в Папуа – 20 процентов; во Вьетнаме 94 процента городских домохозяйств имеют телевизор, в то время как в сельской местности – 49 процентов. Кроме того, в некоторых странах АСЕАН слабо развиты фиксированные широкополосные сети, отчасти из-за отсутствия инфраструктуры, например, электричества. По данным Международного энергетического агентства (IEA), хотя 90% населения Юго-Восточной Азии уже имеют доступ к электричеству, 65 миллионов человек все еще испытывают трудности с его получением. Во-вторых, разработка ресурсов дистанционного обучения в процессе цифровой трансформации имеет тенденцию быть универсальной, и проблема охвата наиболее уязвимых и маргинализированных групп населения остается нерешенной. В краткосрочной перспективе нереально создать инклюзивную среду обучения на основе таких высокотехнологичных инструментов, как Интернет, а дети с особыми потребностями в обучении не будут приоритетными. Пятьдесят девять процентов стран Восточной Азии и Тихого океана не приняли мер по обеспечению образования для детей с ограниченными возможностями, а дети с ограниченными возможностями и основными проблемами со здоровьем не только подвергаются повышенному риску серьезных осложнений, но и могут столкнуться с барьерами в доступе к необходимой им образовательной поддержке [2].

Эпидемия дала толчок развитию цифровых инициатив в регионе АСЕАН, еще больше углубив сотрудничество между отраслевыми органами АСЕАН и столпами Сообщества, и побудив АСЕАН принять стратегический, комплексный и скоординированный подход к инклюзивной и ускоренной цифровой трансформации. После кризиса АСЕАН разработала Интегрированную стратегию АСЕАН для четвертой промышленной революции (2021), которая содержит политическое руководство по созданию трехкомпонентного цифрового сообщества АСЕАН и максимизации преимуществ цифровой трансформации. Государства-члены АСЕАН приняли широкий спектр мер в ответ на вызовы переходного периода, высвобождая силу цифровой трансформации посредством ряда повесток дня, деклараций и регионального сотрудничества для оптимизации преподавания цифровых технологий и развития безопасной и надежной экосистемы цифрового образования, чтобы преодолеть "цифровой разрыв" и укрепить устойчивость своих будущих систем образования [3].

В процессе цифровой трансформации образования АСЕАН должна приложить стратегические усилия в четырех областях: развитие инфраструктуры, обучение навыкам, поддержка образования и региональные инициативы для подготовки к цифровому будущему образования.

Во-первых, страны должны опираться на цифровую трансформацию, чтобы расширить доступ к образованию для своих граждан. Укрепление цифровой инфраструктуры и отличной телекоммуникационной инфраструктуры является краеугольным камнем цифровой трансформации. В Цифровом генеральном плане АСЕАН на 2025 год говорится, что правительства должны сосредоточиться на увеличении инвестиций в сетевую и коммуникационную инфраструктуру в сельских и отдаленных районах, предоставлении оборудования или финансовых субсидий малообеспеченным учащимся, улучшении координации технической поддержки школ, поддержании и расширении существующих ресурсов дистанционного обучения. Правительствам необходимо использовать комплекс мер политики и инноваций для смягчения перебоев в образовании и минимизации отсева учащихся [4].

Во-вторых, странам следует усилить обучение навыкам цифровой грамотности для обеспечения эффективного обучения. Усилить профессиональное развитие и усилить поддержку специалистов в области образования, включая дистанционное обучение и развивающее обучение, психосоциальную поддержку учащихся и акцент на мониторинг и управление собственным развитием. Обеспечить качество образования для всех преподавателей, инструкторов, детей и молодежи в области развития детей и молодежи, чтобы все дети и молодые люди могли учиться и приобретать цифровые навыки [5].

Стратегические усилия по цифровой трансформации образования должны соединять людей, а не углублять существующие пробелы, и давление эпидемии предоставляет хорошую возможность для ускорения цифровой трансформации образования. 1 ноября 2022 года в средней школе Sisowath в Пномпене был официально открыт Центр цифрового образования АСЕАН, который будет охватывать сектор образования от дошкольного до высшего образования, технического образования, неформального образования и инклюзивного образования, что станет важной вехой в стремлении АСЕАН преобразовать экосистему образования. Таиланд, будущий председатель Сектора образования АСЕАН, объявил тему своего председательства в 2024 году: "Трансформация образования для цифровой эпохи".Новая эпидемия является катализатором цифровой трансформации и создания сильной системы образования для будущего. Постэпидемические глобальные модели образования и образовательные системы будут связаны между собой технологиями, а учащиеся и преподаватели будут учиться и получать доступ к информации вместе на основе одних и тех же онлайн-систем. Более того, стили обучения не ограничиваются системами образования; неформальное обучение, основанное на бесплатных платформах онлайн-обучения, будет одинаково эффективно для всех.

Список литературы

  1. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е., Ефремова Г. И. Субъективное восприятие педагогами проблем цифровизации образования //Ярославский педагогический вестник. – 2022. – №. 2 (125). – С. 126-139.
  2. Бушуева Е. В. Зачем нужна цифровизация образования: понятие и задачи цифровизации //Педагогика, психология, общество: от теории к практике. – 2022. – С. 81-82.
  3. Маленова Л. В. Обоснования цифровизации образования после пандемии коронавируса //Вестник науки. – 2022. – Т. 2. – №. 10 (55). – С. 45-47.
  4. Храпов С. А. Когнитивные риски цифровизации образования в контексте задач устойчивого развития //Устойчивое развитие, открытое мышление и цифровые трансформации. – 2022. – С. 84-92.
  5. Адольф В. А., Адольф К. В. Угрозы цифровизации образования и их решение //Научный компонент. – 2022. – №. 1 (13). – С. 88-95.

Интересная статья? Поделись ей с другими: