УДК 378.14

Физическая культура и спорт в жизни студентов

Галкина Татьяна Николаевна – старший преподаватель кафедры физического воспитания Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники»

Аннотация: В статье при помощи открытых ресурсов выявлены популярные виды спорта среди студентов, дано обобщение функций, которые выполняют занятия физической культурой в высших учебных заведениях на пути достижения поставленных целей. Приведены качества личности, на воспитание и развитие которых направлены занятия физической культурой. При помощи ГуглФорм подготовлен тест и проведен опрос, на основании которого сделан вывод о процентном соотношении занимающихся спортом на постоянной основе, процентном соотношении нагрузок и об общей численности желающих увеличить время занятий спортом в повседневной жизни. Показано процентное соотношение численности тех, для кого отсутствует возможность увеличения нагрузок, и по каким причинам.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, физическая активность, студенты, физическое воспитание, учащиеся, университет, тест, опрос, соотношение численности.

Для высших учебных заведений главной задачей учебного процесса является подготовка профессиональных специалистов с помощью применения различных форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволят выпускникам успешно реализовать полученные знания в дальнейшей работе.

Для того, чтобы молодому специалисту максимально использовать полученные профессиональные навыки в полной мере, необходимо постоянно поддерживать хорошее самочувствие и высокую работоспособность. Эти навыки можно развить с помощью постоянных и правильно организованных занятий физическими упражнениями [2, с. 40].

В настоящее время студенческая жизнь как никогда связана с миром инноваций, в частности, с внедрением информационных технологий (ИТ) и работой на компьютере.

Кто-то выбирает информационные технологии своей специализацией, но подавляющее большинство использует их в некотором объеме для выполнения учебных работ. Из-за этого в итоге значительно возрастает время неподвижного пребывания практически в одной позе, проводимое дома, в учебном классе, лаборатории, методическом кабинете или библиотеке.

Физическое воспитание студента является важнейшей составной частью всестороннего развития личности. Оно помогает формировать такие положительные черты характера, как воля, сила духа, настойчивость, выносливость, трудолюбие. Физическая культура помогает увеличению концентрации, сохранению внимания во время рабочего или учебного процессов, помогает поддерживать иммунитет, избегать многих болезней, сохраняет положительный тонус организма. Правильное чередование физической активности и отдыха помогает снижать стресс и улучшать настроение, избавляться от депрессии, бороться с сонливостью [3, с.185].

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. При недостатке движения наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и функциональная жизнедеятельность организма.

Физические упражнения увеличивают функциональную перестройку не только всех звеньев опорно-двигательного аппарата, но и сердечно-сосудистой и других систем организма, улучшают процессы межклеточного обмена. Под влиянием умеренных нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов. Совершенствуются функции и строение самих органов.

В случае занятий напряженной интеллектуальной деятельностью регулярные занятия физическими упражнениями оказывают также положительное воздействие на психические функции, помогают формировать умственную и эмоциональную устойчивость.

Иван Петрович Павлов утверждал: «Бодрость физическая является необходимым условием умственной энергии. Что за богатое самоощущение, настроение получается во время и после гимнастики» [4].

Молодому организму необходима физическая нагрузка для поддержания своего здоровья. Одновременно каждый студент должен знать физические возможности своего организма, уметь ими пользоваться в необходимой мере, чтобы наилучшим образом организовать свою жизнь.

Регулярные занятия физкультурой и спортом в стенах высших учебных заведений чрезвычайно важны не только в плане соблюдения требований учебного процесса и своевременной аттестации, поскольку в вузе существует обязательная для всех студентов государственная программа по физическому воспитанию, но и потому, что для молодежи в это время закладывается фундаментальная основа здоровья на много лет вперед [1, с. 250].

В статье мы покажем, какую роль играет физическая культура в жизни студентов, исследуем, какие виды спорта или какие физические нагрузки являются наиболее популярными в студенческой среде.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, специфический процесс и результат продуманной и планомерной человеческой деятельности, способ физического совершенствования личности.

Занятия физической культурой в вузах помогают эффективнее учиться, оказывают положительное воздействие на успеваемость и работоспособность. Студент меньше устает, лучше спит, он бодр, наполнен силами и устойчив к стрессу [5, с. 183-187].

Занятия физической культурой основываются на двигательной деятельности в форме физических упражнений, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, улучшать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура состоит из следующих компонентов:

  • Физическое воспитание – приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических возможностей.
  • Физическое развитие – биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека.
  • Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – комплекс упражнений, направленных на лечение или поддержание здоровья после травм, заболеваний, переутомления и других различных нагрузок на здоровье и организм в целом.

Существует пять групп наиболее оздоровительных физических нагрузок по виду напряжения мышц:

  1. Статические – это нагрузки, при которых происходит длительное напряжение отдельных групп мышц. Например, рабочая поза, в которой необходимо проводить некоторое количество времени, либо неподвижная, напряжение под нагрузкой, для развития той или иной группы мышц.
  2. Динамические – это нагрузки, при которых чередуется состояние групп мышц (напряжение и отдых). Например, ходьба, бег, плавание, катание на велосипеде, лыжах и коньках. Такие нагрузки могут быть малой, средней и высокой интенсивности. Работающим мышцам требуется больше кислорода, поэтому сердце усиливает свои сокращения и учащает их.
  3. Взрывные или краткосрочные – это нагрузки, при которых происходит быстрое, сильное и кратковременное напряжение мышц с последующим их расслаблением. Например, подъем тяжестей, прыжки, метания. Такие нагрузки наиболее неблагоприятны для сердца, так как требуют значительного мышечного напряжения, когда нарушается кровоток в напряженных мышцах, а также учащается дыхание. Как следствие, возникает большая нагрузка на сердце, ведь кровь приходится «проталкивать» по сосудам, а это оказывает соответствующее влияние на работу остальных внутренних органов.
  4. Смешанные – это нагрузки, которые сочетают в себе два или больше вида нагрузок. Как правило, это происходит в повседневной жизни, когда движения заранее не запланированы и могут быть относительно хаотичными. Например, быстро пробежать до транспорта, а потом резко остановиться и практически неподвижно стоять или сидеть в течение некоторого времени.
  5. Гиподинамия – это нагрузки, при которых отсутствует напряжение каких-либо групп мышц, за исключением жизнеобеспечивающих

Можно сделать вывод, что по виду напряжения мышц динамические нагрузки разумной величины наиболее полезны для здоровья, так как в процессе движения группы мышц чередуют состояния напряжения и расслабления, а также дают относительно равномерную нагрузку на сердце и дыхательную систему.

Также можно подразделить нагрузки по направленности:

  1. Аэробные нагрузки (кардио) – нагрузки, которые преимущественно оказывают воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Повышается способность организма усваивать кислород, стенки сосудов становятся более прочными и эластичными. А также сжигается большое количество калорий, что препятствует набору лишнего веса и образованию жировых отложений. Продолжительность нагрузок должна быть не менее 30 минут. К таким нагрузкам относятся бег, занятия лыжным или конькобежным спортом, велосипедным спортом, плаванием, греблей и занятия на кардиотренажерах и другие циклические упражнения.
  1. Силовые нагрузки – нагрузки, которые укрепляют звенья опорно-двигательного аппарата. Такие нагрузки помогают сформировать мышечный корсет и поддерживать правильную осанку, что влияет на правильное расположение внутренних органов и их стабильную работу. К таким нагрузкам относятся упражнения на развитие мышц спины, пресса, ног, груди и других групп мышц.
  2. Растягивание и гибкость – нагрузки, которые способствуют сохранению эластичности мышц и связок, развитию умения расслаблять незадействованные группы мышц, что способствует профилактике травм опорно-двигательного аппарата.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что для поддержания здоровья всего организма наиболее целесообразно комбинировать различные виды нагрузки.

В жизни каждого человека должно быть место физической культуре. Будь то прогулка в парке, плавание в озере, йога или занятия профессиональным или любительским спортом. Спорт необходим для поддержания здоровой физической формы, а также для хорошего функционирования организма.

Студенты, не имеющие противопоказаний по здоровью, занимаются физической культурой в университете два раза в неделю по расписанию учебного процесса. В дополнение к этому многие студенты занимаются спортом в свое свободное время самостоятельно.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура присутствует в жизни студентов на постоянной основе.

Анализ показал, что наиболее популярными видами спортивных нагрузок среди студентов являются:

ОФП (тренажерный зал)

Многие студенты предпочитают свободное посещение тренажерного зала вместо занятий каким-либо определенным видом спорта. На это есть ряд причин:

  • Свободное время не нормировано, так как многие студенты совмещают работу и учебу. Добавить в этот график фиксированные занятия спортом бывает проблематично или даже невозможно. Также со временем повышается уровень нагрузки и/или появляются сборы/соревнования, что тоже может оказаться несовместимым с графиком занятий по расписанию.
  • Более удобное расположение тренажерных залов. В настоящее время тренажерный зал необходимого уровня и оборудования можно значительно ближе к месту проживания, чем спортивный комплекс института, что позволит сократить время в пути, а также заниматься в более удобное время.
  • В тренажерном зале можно свободно выбирать различные программы на каждое занятие, что позволит работать со всеми группами мышц, а также привнесет разнообразие в тренировки.
  • Наличие возможности групповых занятий по любым направлениям привлекательны по причине того, что позволяют заниматься людям с различным уровнем подготовки, а также не требуют строгого соблюдения расписания посещения занятий.
  • Личный тренер поможет подобрать комплекс упражнений, наиболее подходящий по состоянию здоровья и физической готовности, а также с учетом личных пожеланий занимающегося. Как правило, в тренажерных залах имеется возможность заниматься самостоятельно на основе программы, заранее составленной совместно с тренером, с учетом его рекомендаций и под его наблюдением.

Легкая атлетика/бег

Еще одним популярным видом физической активности является бег или быстрая ходьба, также к этому можно отнести скандинавскую ходьбу (с палками). При занятиях скандинавской ходьбой активная работа рук задействует большее количество мышц, что помогает более активно сжигать калории. На распространенность данного вида спорта также влияет возможность занятий в любое время, практически в любом месте, а также отсутствие нормированности по времени. Такие занятия повышают выносливость и развивают дыхательную систему.

Любительские и профессиональные занятия спортом

У гораздо меньших групп студентов имеется большой спортивный опыт, который они приобрели до поступления в университет. Как правило, большинство из них продолжают заниматься «своим» видом спорта и во время студенчества. Не исключено, что по ряду причин, например, отсутствие «своего» вида спорта по расписанию занятий в вузе или каких-либо других, они могут продолжить занятия в любительских или профессиональных группах. Был проведен опрос среди студентов по следующим параметрам:

  • Пол участника опроса.
  • Присутствует ли спорт в вашей жизни?
  • Какая физическая нагрузка наиболее часто встречается в вашей жизни?
  • Хотели бы вы заниматься спортом чаще?
  • Если да, то по каким причинам не получается (время/финансовые возможности/отсутствие желаемого вида спорта в территориальной близости)?

Было опрошено 52 человека, 26 юношей и 26 девушек.

Опрос проводился при помощи Гугл Форм, в которых был составлен тест с пятью вопросами. Вопросы с первого по четвертый включительно имели варианты ответов, ответ на пятый вопрос можно было дать в свободной форме. Результаты ответов на пятый вопрос были сгруппированы по основным признакам. Студентам был задан вопрос: «Присутствует ли спорт в вашей жизни?»

По результатам опроса среди 26 юношей спортом занимаются 22 человека, 4 человека отметили отсутствие спорта в своей повседневной жизни. Среди 26 девушек положительно ответили 24 человека и только 2 оценили свои физические нагрузки близкими к нулю.

Таким образом, можно сделать вывод, что практически в 90% случаев молодые люди занимаются спортом.

Какая физическая нагрузка наиболее часто встречается в вашей жизни?

По результатам опроса было выявлено, что наиболее часто студенты выбирают для занятий спортом физическую культуру в вузе (8 юношей и 6 девушек) или тренажерный зал (5 юношей и 9 девушек). Реже встречается легкая атлетика/ бег (6 юношей и 5 девушек) или другие виды спорта (3 юноши и 4 девушки).

Таким образом, можно сделать вывод, что 53% опрошенных выбирают занятия в университете или в тренажерных залах, близких к дому.

Хотели бы вы заниматься спортом чаще?

 По результатам опроса было выявлено, что 75% опрошенных удовлетворены количеством спорта в их жизни. И только 25 % хотели бы увеличить спортивную нагрузку.

Можно сделать вывод, что студенты стараются вести здоровый образ жизни или стремятся к нему.

Если да, то по каким причинам не получается?

Данный вопрос был дан в свободной форме и ответы требовались только от тех участников, которые в предыдущем вопросе указали, что хотели бы увеличить время занятий спортом. В ответах на вопрос участвовало 6 юношей и 7 девушек.

Ответы были сгруппированы по 3 категориям: Время, Финансы, Территориальная удаленность.

61% опрошенных были отнесены к категории Время, что подразумевает недостаточной количество свободного времени для занятий желаемым видом физической активности. У 23% была выявлена категория Финансы, что подразумевает недостаток средств для занятий желаемым видом физической активности или на доступные по остальным категориям клубы/залы. И только у 15% опрошенных, среди которых оказались только девушки, была выявлена категория Территориальная удаленность, что означает отсутствие возможности для занятий желаемыми видами физической активности на приемлемом удалении от места проживания, учебы или работы.

Таким образом, для желающих увеличить время занятий спортом в повседневной жизни, можно сделать вывод об их общей численности и о процентном соотношении численности и причинах, по которым в ближайшее время на это возможности нет.

В данной работе были рассмотрены основные понятия физической культуры, а также проведено исследование зависимости здоровья от занятий определенными видами физической активности.

На основе накопления, анализа и систематизации результатов по итогам практической работы со студентами на занятиях по физическому воспитанию и развитию общей и профессиональной культуры личности в данной статье была показана роль физической культуры в жизни студентов на постоянной основе, исследовано, какие виды спорта или какие физические нагрузки являются наиболее популярными в студенческой среде. При помощи открытых ресурсов были выявлены популярные виды спорта, а также роль физической культуры в жизни студентов. Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура присутствует в жизни студентов на постоянной основе, а также в различных вариантах практической реализации занятий.

По результатам опроса можно сделать вывод о достаточности или желании и возможности увеличения физической активности.

Список литературы

  1. Борисова Н.Ю., Галкина Т.Н., Якимова Я.Е. Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы. Материалы VIII Международной научной конференции, Самара, «Издательство АСГАРТ», 2016, С. 248-251.
  2. Галкина Т.Н. Роль физической культуры в высших учебных заведениях как основа здорового образа жизни современного студента Журнал научных публикаций « Гуманитарный научный вестник», 2020. № 12. г. Смоленск, Россия, С. 39-43.
  3. Земцов, П. С. Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов / Молодой ученый. 2018. № 38 (224), С.183-187.
  4. Кузьмина К.И., Белобородова О.А., Конкиева Н.А. Оздоровительный эффект физических упражнений. X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум. – 2018 https://scienceforum.ru/2018/article/2018006812.
  5. Сысоева Ю. В. Физическая культура в жизни студентов / Ю.В. Сысоева, А.В. Седнев / Молодой ученый. – 2018, № 46 (232), С. 419-420.

Интересная статья? Поделись ей с другими: