УДК 159.942

Стресс у студентов в процессе учебной деятельности. Их эмоциональное состояние во время сессии

Хадзиева Фердовс Магомедовна – студентка медицинского факультета Ингушского государственного университета

Кодзоева Алима Ильясовна – студентка медицинского факультета Ингушского государственного университета

Мальсагова Макка Арцоевна – студентка медицинского факультета Ингушского государственного университета 

Гадаборшева Марина Заурбековна – студентка медицинского факультета Ингушского государственного университета 

Научный руководитель Албакова Мадина Хасолтановна – доцент, кандидат медицинских наук Ингушского государственного университета

Аннотация: Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Учебный стресс – это состояние психического напряжения, которое появляется у студентов в процессе учебной деятельности. Такой вид стресса достигает своего пика особенно во время сессии, непосредственно перед самой сдачей экзамена. В это время студенты переживают наиболее психологически трудный период в своей учебной деятельности.

Ключевые слова: негативные эмоции, стресс, студенты, экзамены.

Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также, соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля.[5]

Состояние студентов во время учебной деятельности проявляется не только интеллектуальным, но и эмоциональным напряжением, это часто приводит к срыву внутренних ресурсов и хроническому стрессу.

Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния факторов стресса, во многом зависит от самого человека, его желания и умения пользоваться теми или иными методами и приемами саморегуляции.[2]

Целью исследования является изучение причин возникновения стресса у студентов во время учебной деятельности, а также рассмотрение методов борьбы со стрессом у студентов.

Материалы и методы: было проведено анкетирование среди 560 студентов ИнгГУ, обучающихся на разных факультетах.

Результаты исследований. Согласно данному исследованию, во время учебной деятельности стрессу подвержена основная масса студентов, из которых: 68%-девушки, 32%-парни. Было также установлено, что 5% студентов были на грани отчисления из-за сильного стресса, который не давал им вообще сосредоточиться на учебе. Основными факторами возникновения стресса являются: дефицит времени во время учебной деятельности-50%, страх перед экзаменами-35%, боязнь получить плохую оценку и неумение распоряжаться временем в пользу учебы-5% (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Факторы, вызывающие стресс у студентов.

Анкетирование проводилось среди студентов младших и старших курсов, исходя из этого, было установлено, что студенты младших курсов испытывают больший стресс, чем старшекурсники. Все это студенты старших курсов объясняют тем, что они стали легче относиться к учебе, и предстоящие экзамены не так страшны, как кажется, это всего лишь проверка знаний, которые были получены за год.

Основными проявлениями стресса у студентов ИнгГУ являются: сонливость-19%, полная отстраненность от всего-17%, раздражительность-15%, переедание-11%, усталость-21%, нарушение сна-17% (рисунок 2).

2

Рисунок 2. Основными проявлениями стресса у студентов ИнгГУ.

Методы борьбы со стрессом для студентов:

  1. Получайте достаточное количество сна. Студенты с их плотным расписанием печально известны тем, что им не хватает сна. К сожалению, работа в состоянии недостатка сна ставит вас в невыгодное положение. Вы менее продуктивны, вам может быть сложнее учиться. [1]
  2. Делайте успокаивающие вдохи. Когда ваш организм испытывает реакцию стресса, вы часто не можете мыслить так ясно, как могли бы. Скорее всего, вы также неправильно дышите. Возможно, вы делаете короткие, поверхностные вдохи. Когда вы дышите неправильно, это нарушает обмен кислорода и углекислого газа в вашем организме. Поскольку дыхательные упражнения действуют быстро, они являются отличным способом справиться с острым стрессом, например, перед экзаменом. [3]
  3. Ешьте здоровую пищу. Вы можете не осознавать этого, но еда, которую вы едите, может либо усилить вашу мозговую деятельность, либо лишить вас умственной энергии. Улучшив свой рацион, вы сможете избежать перепадов настроения, головокружения.
  4. Попробуйте осознать всю ситуацию со стрессом. Когда вы сталкиваетесь со стрессом, осознание того, что вы чувствуете на данный момент, может помочь вам реагировать более спокойно.

Осознанность подразумевает более глубокое понимание настоящего момента. Вместо того, чтобы осуждать, реагировать или избегать проблем, цель состоит в том, чтобы сосредоточиться на настоящем, лучше осознать свои чувства, наблюдать за своими реакциями и принимать эти чувства, не вынося о них суждения.

5) Поговорите с кем-нибудь. Если стресс достигает такой степени, что становится невыносимым и влияет на вашу повседневную жизнь, попытайтесь поговорить об этом с кем-нибудь. Расскажите члену семьи или другу о том состоянии, которое вы испытываете. Вы будете поражены, узнав, что вы не одиноки в подобных чувствах. [4]

Заключение

Важно помнить, что стресс не одинаков для всех. Выяснение того, что хорошо для вас, может потребовать проб и ошибок. Хорошее начало — убедиться, что вы заботитесь о себе физически и эмоционально, и поэкспериментировать с различными стратегиями снятия стресса, чтобы выяснить, что лучше всего помогает вам чувствовать себя менее напряженным.

Список литературы

  1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ. – 2006. – с. 528
  2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов.2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 416 с.
  3. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы:. - СПб.: Речь, 2012. – 217 с.
  4. Профилактика стресса. Методические рекомендации для специалистов отрасли социальной защиты Республики Татарстан /Сост. Л.П. Трошина, О.А. Никитина, Л.Р. Ахмадуллина. – Казань: Отечество, 2005. – 40 с.
  5. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М.: Психотерапия, 2006. – 256 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: