УДК 725.82.04

Анализ классификации культурно-зрелищных сооружений

Рахимжан Амирхан Маратулы – магистрант кафедры архитектуры Национального евразийского университета им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Хван Елена Николаевна – доцент кафедры архитектуры Национального евразийского университета им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: Cтатья посвящена исследованию и анализу существующей классификации культурно-зрелищных сооружений, на основе нескольких книг посвященных типологии и классификации, а также предложению новой классификации, отвечающей современным тенденциям, а также упрощающей проектирование и строительство культурно-зрелищных сооружений.

Ключевые слова: классификация, типология, зрительский комплекс, служебная зона, культурно-зрелищный комплекс, зрелищный район.

Классификация – важная часть теоретической архитектуры, способствующая более удобному и эффективному проектированию. Целью классификации является нахождения общих свойств и особенностей сооружения. Содержательная и объективная классификация существенно облегчает понимание проблем современной архитектуры. Такие архитекторы, как А.Л. Гельфондт, С.Г. Змеул, Б.А. Маханько, написали труды, где предложили свои варианты классификации, которые до сих пор используются в Республике Казахстан. Во многом схожие подходы, объясняются объективной оценкой архитектуры того времени, которая складывалась под политико-экономическим влиянием стран СССР. Более того, составленная классификация используется в практическом проектировании и строительстве общественных и жилых зданиях. Особый вклад эти архитекторы привнесли в классификацию культурно-зрелищных сооружений, о которой будет большая часть данного исследования.

Культурно-зрелищные сооружения занимают особое место как в архитектуре, так и в обществе. Основная объемно-планировочная, функциональная и художественная задача при проектировании – найти наиболее лучшее сочетание зрительского комплекса и служебной зоны.

А.Л. Гельфондт разделил все зрелищные сооружения на пять классов.

Театры

По структуре делятся на зрительскую и сценическую части. Такое деление дает самое общее представление о сущности театра (рисунки 1, 2) [1].

image001

Рисунок 1. Большой театр. Архитектор Осип Бове, Москва, Россия.

Кинотеатры

Сами по себе подразделяются на круглогодичные и сезонные. Основные характеристики присущие любому кинотеатру – высокая технологичность и универсальность. Отличительной чертой классификации кинотеатров является положение зрительного зала по отношению к главному фасаду, его особенные параметры [1] (рисунок 2).

image002

Рисунок 2. Кинотеатр «Arcadia». Спроектирован на участке бывших церковных владений. Рийом, Франция. Tracks Architectes.

Цирки

Их особенностью является более сложное проектирования зрительского зала,

разделенного на составные части: амфитеатр, купол, эстрада [1] (рисунок 3).

image003

Рисунок 3. Челябинский цирк. Архитекторами выступили Ю.А. Мотов, Л.В. Онищенко. Россия.

Клубы

Одной из важных отличительной чертой является многофункциональность клубных зданий и возможностью быстрой пересборкой зрительного комплекса [1] (рисунок 4).

image004

Рисунок 4. Советские клубы. Дом культуры имени Зуева. Архитектор Г.И. Александрович. Москва, Россия.

Коллеги Гельфондта, а именно Змеул и Маханько, в своей книге «‎Архитектурная типология общественных зданий» также уделяют место классификации культурно-зрелищных сооружений. Однако стоит отметить, что их вариант лишь детально отличается от работы Гельфондта. Проходя тот же путь вышеупомянутой книге, авторы приходят к похожему выводу в вопросе классификации. Но все же, архитекторы дополняют ее музеями и выставочными павильонами, особенностями, которых называет наличие двух моделей организации пространства музеев – радиальная и сегментная, типология очень многообразна и многоуровневая.

Музеи

Здания с функцией документирования истории. Музейное здания должно быть функциональным и представлять собой удобное вместилище для хранения и дальнейшее научное исследования экспонатов [2] (рисунок 5).

image005

Рисунок 5. Музеи. Центр Помипиду. Мец, Франция.

Выставочные павильоны

Это сооружение, предназначенное для демонстрации экспозиций. Он сам может выступать образцом технических, научных, архитектурных, конструктивных и художественных достижений. Как правило, это относится к международным и всемирным выставкам [2] (рисунок 6).

image006

Рисунок 6. Выставочные павильоны. Арабский павильон на EXPO 2020.

В заключении идей Гельфондта, Змеула и Маханько, культурно-зрелищные сооружения делятся на шесть классов, представляя отдельно стоящие здания с определенной архитектурой и выполняющие свою единственную функцию.[1,2]

Благодаря трудам предшественников мы получили объективный способ проектирования культурно-зрелищных сооружений на многие годы вперед. Однако актуальность классификации, спустя годы развития архитектуры и технологий, ставится под вопрос. В ходе анализа трудов А.Л. Гельфондта, С.Г. Змеула, Б.А. Маханько удалось найти некоторые сильно устаревшие для современного мира аспекты. В ходе развития тенденций на многофункциональность и удобство доступа, многие зрелищные сооружения, выделяемые в отдельный класс, стали интегрироваться в общественные центры. Это объясняется не сильной зависимостью некоторых зрелищных сооружений от уникального и специализированного обслуживания. Подобная тенденция пошла на пользу дальнейшей модернизации многофункциональных общественных центров. Так, например современные кинотеатры, выставочные павильоны, клубы стали частью торгово-развлекательных центров, которые и проводят обслуживание.

Соответственно изменяется их архитектура и методы проектирования, выводя из типа культурно-зрелищных сооружений. Позволяя тем самым увеличить общую эффективность кинотеатров и выставочных павильонов. Происходит «‎потеря класса». Следовательно, существующая классификация подлежит модернизации с учетом на время.

Анализируя современные тенденции в течении некоторого времени, необходимо дополнять и модернизировать существующие классификации для улучшения и повышение эффективности проектирования. Предлагаемая далее, классификация отвечает современным требованием.

Соединение классов

С учетом тенденции на многофункциональность следует совместить некоторые культурно-зрелищные сооружения по принципу родственности. Такие сооружения как: театры, цирки и кинотеатры превращаются в единый многофункциональный комплекс, образуя новый класс. По такому принципу объединяются выставочные павильоны и музеи (рисунок 7).

image007

Рисунок 7. «Родственность» классов.

Устаревание

Вышеперечисленные архитекторы выделяли отдельный класс клубов, предназначенные для сбора людей по интересам и занятиям. Данный функции в современном мире выполняют другие сооружения не связанные с культурно-зрелищными. Соотвественно в новой предлагаемеой классификации клубы теряют свой статус класса культурно-зрелищных сооружений (рисунок 8).

image008

Рисунок 8. Деление на два класса.

Учитывая вышестоящие пункты, культутрно-зрелищные сооружения деляться по предлагаемеой классификации делятся на: культурно-зрелищные комплексы и многофункциональные культурно-зрелищные сооружения.

Культурно-зрелищные комплексы представляют собой специолизированные районы, объединяющие сразу несколько сооружений в едином архитектурно-художественном образе. Особенностью также является наличие прогулочных, парковых зон. Такие комплексы отвечаеют на современные тенденции и основываются на принципе многофункциональности и региональности.

Культурно-зрелищные сооружения – отдельно стоящие здания, выполненое в уникальном архитектурно-художественном стиле, имеющие национальное, региональное или городское значение. Такое сооружение объединяет в себе сразу несколько классов из предыдущей классификации, в соответствии с принципом многофункциональности.

Предлагаемая классификация в последствии дальнейшего исследования может дополняться и обрастать подклассами, которые будут существенно расширять ее. Однако предложенная классификация культурно-зрелищных сооружений отвечает современным тенденциям, является гибкой и эффективной, а также основывается на принципах: многофункциональности, региональности, симбиозе облика и на принципе новых технологи, которые были выведены в ходе исследования.

Список литературы

  1. Гельфондт А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий.
  2. Змеул С.Г., Маханько Б.А. Архитектурная типология зданий и сооружений».

Интересная статья? Поделись ей с другими: