УДК 784

Место меццо-сопрано в структуре голосовых регистров

Ван Чэнь – аспирант Отдела научных и творческих программ Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Аннотация: В рамках данной статьи рассматривается место меццо-сопрано в структуре голосовых регистров. Автор дает определение голосовому регистру и описывает его классификацию. Затем автор обращается к проблеме различения сопрано и меццо-сопрано, приводит характеристики названных голосовых регистров, формирует перечень отличий, классификацию и возможности использования.

Ключевые слова: голосовой регистр, меццо-сопрано, сопрано, диапазон, тембр.

Голосовой регистр – это диапазон нот, который может исполнить певец, используя свой голос. Голос можно разделить на несколько регистров в зависимости от высоты звучания, крепости голоса и тембра. Обычно выделяются четыре основных регистра:

  1. Сопрано – самый высокий голосовой регистр, который исполняют женщины. Этот регистр часто используется для высоких, ярких мелодий.
  2. Альт – голосовой регистр, ниже сопрано, который может петь как женщина, так и мужчина. Альт может иметь сильный, крепкий звук или звук с более темным тоном.
  3. Тенор – самый высокий голосовой регистр, который исполняют мужчины. Этот регистр часто используется для высоких, ярких мелодий.
  4. Бас – самый низкий голосовой регистр, который исполняют мужчины. Этот регистр часто используется для более низких мелодий и глубоких, мощных басовых звуков [1, c. 28].

Кроме этого, существуют дополнительные голосовые регистры, такие как меццо-сопрано, контратенор, баритон и т.д. Каждый регистр характеризуется своими особенностями и используется для определенного стиля музыки, а также в зависимости от технических способностей голоса.

Несмотря на схожесть в названиях, меццо-сопрано не является разновидностью сопрано, это отдельный голосовой регистр, который находится между сопрано и альтом. Сопрано представляет собой высший женский голосовой регистр, который обычно доступен для женщин и девушек в возрасте с 14 лет и старше. Меццо-сопрано – это женский голосовой регистр, расположенный между сопрано и альтом. Он имеет тембр, более темный, чем у сопрано, и более светлый, чем у альта. Вот некоторые из характеристик меццо-сопрано:

  1. Диапазон: меццо-сопрано имеют диапазон от A3 до A5. Они могут перемещаться между высокими и низкими нотами, но часто используют средние ноты.
  2. Тембр: меццо-сопрано имеют тембр, который может быть темнее, чем у сопрано, но светлее, чем у альта. Они обычно используются для исполнения более глубоких, эмоционально насыщенных ролей.
  3. Сила голоса: меццо-сопрано могут иметь мощный голос, который позволяет им пробиваться сквозь большой оркестр, но они также могут играть с более тонким и деликатным звуком.
  4. Гибкость: меццо-сопрано способны быстро переключаться между высокими и низкими нотами, что позволяет им исполнять более сложные мелодии.
  5. Использование: Меццо-сопрано используются для исполнения ролей женщин силой, эмоциональным оттенком, и имеют более мощный звук, чем у сопрано. Они могут присутствовать в опере, мюзикле, сольном исполнении и других музыкальных произведениях [2, c. 14].

Существуют несколько разновидностей меццо-сопрано, которые имеют различные качества звучания и используются для различных стилей музыки и типов ролей. Некоторые из разновидностей меццо-сопрано включают в себя:

  1. Драматическое меццо-сопрано (Dramatic mezzo-soprano): это разновидность меццо-сопрано, которая имеет глубокий, крепкий тембр и может играть более сильные и эмоционально насыщенные роли, такие как злая мачеха или страдающая матерь.
  2. Лирическое меццо-сопрано (Lyric mezzo-soprano): это разновидность меццо-сопрано, которая имеет более легкий, прозрачный тембр и может играть более мягкие, легко воспринимаемые роли, такие как любящая мать или девушка.
  3. Колоратурное меццо-сопрано (Coloratura mezzo-soprano): это разновидность меццо-сопрано, которая способна быстро и легко перемещаться между высокими нотами и обладает быстрой певучестью. Такие голоса используются для исполнения сложных мелодических партий, таких как оперетты или баховские мотеты.
  4. Дугласово меццо-сопрано (Dugazon mezzo-soprano): это разновидность меццо-сопрано, которая имеет более широкий диапазон низких нот, чем обычное меццо-сопрано, и используется для исполнения ролей в глубоких альтах или контра-альтах.
  5. Концертное меццо-сопрано (Concert mezzo-soprano): это разновидность меццо-сопрано, которая используется для концертных выступлений и исполнения сольных произведений, таких как кантаты и оратории.
  6. Драматическое-лирическое меццо-сопрано (Dramatic-lyric mezzo-soprano): это разновидность меццо-сопрано, которая комбинирует качества драматического и лирического голоса, и используется для исполнения ролей, которые требуют как силы, так и нежности [3, c. 253].

Меццо-сопрано и сопрано как разные голосовые регистры имеют следующие четкие отличия:

  1. Высота: сопрано – это высший женский голосовой регистр, который расположен выше меццо-сопрано. Сопрано может исполнять более высокие ноты, а меццо-сопрано имеет более темный звук и его диапазон находится ниже.
  2. Тембр: сопрано имеет более ясный и светлый тон звучания, чем Меццо-сопрано, у которого более темный и богатый звук.
  3. Роль: сопрано обычно исполняет роли молодых девушек, эльфов, фей и принцесс, которые требуют большой диапазон высоких нот. Меццо-сопрано же обычно исполняет роли женщин в более зрелом возрасте сильной воли и мощью, таких как царицы, мачехи, жены и многое другое.
  4. Стиль: сопрано обычно используется в классической музыке, опере и музыкальных спектаклях, тогда как меццо-сопрано используется в различных жанрах, включая джаз, блюз и рок.
  5. Голосовой диапазон: меццо-сопрано имеют диапазон от A3 до A5, а сопрано - от C4 до A5. Это означает, что Меццо-сопрано может петь немного ниже, чем Сопрано и особым образом позволяет ей исполнять роли с более жестким характером [4, c. 162].

Эти отличия помогают певцам выбрать регистр, который наилучшим образом подходит под их голос и подходит к требуемым музыкальным потребностям роли. Для каждой роли в музыкальном произведении может быть определен определенный голосовой регистр, который наилучшим образом подходит для данной партии. В опере или мюзикле, каждый персонаж обычно имеет свой конкретный голосовой регистр, который наилучшим образом отображает его характер и эмоциональные состояния. Например, сопрано обычно используется для высоких, ярких и эмоционально насыщенных ролей, таких как принцессы, королевы или молодые девушки, тогда как меццо-сопрано используется для ролей женщин в более зрелом возрасте, женщин с сильным характером, мачех и т.п. В классической музыке и вокальных произведениях также используются определенные голосовые регистры. Например, контратенор используется для исполнения альтовых партий в ранней музыке, а баритон используется для ролей мужских героев, имеющих более глубокую и мощную певучесть. Определенный голосовой регистр может быть важным фактором в выборе певца или певицы для определенной роли и создания правильного звучания в музыкальном произведении. [5, c. 85].

Таким образом, меццо-сопрано представляет собой отдельный голосовой регистр и обычно используется в музыке для роли женщин, которые имеют сильный и выразительный характер, но голос более темный и глубокий, чем у сопрано. Меццо-сопрано может использоваться в опере, балладах, ариях, и других музыкальных произведениях.

Список литературы

  1. Пивницкая О.В. Регистры и режимы работы голосового аппарата в вокальной педагогике // В сборнике: Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. Материалы XII международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Л.А. Рапацкой, отв. ред. В.В. Гетьман, редколлегия М.С. Осеннева, Н.И. Дружкова, Е.А. Шкапа. Москва, 2022. С. 27-31.
  2. Козмин В.С. К вопросу о выравнивании голосовых регистров в старой итальянской школе // В сборнике: Вопросы музыкально-педагогического образования. Сборник научно-методических статей кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Института искусств МПГУ. Под общей редакцией Г.П. Стуловой. Москва, 2017. С. 12-20.
  3. Смирнова М.В. Диапазон и регистровое строение голоса // Bulletin of the International Centre of Art and Education. № 3. С. 251-269.
  4. Лю И., Лю Ч. К вопросу о регистровой природе певческого голоса // В сборнике: Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 160-164.
  5. Мещеркин А.П., Крошилина Т.Д. Сравнительные характеристики регистровых сопоставлений женских народных и академических голосов // В книге: Наука и педагогика в учебном процессе. тезисы научно-практической конференции. 2003. С. 82-86.

Интересная статья? Поделись ей с другими: