УДК 730

Скульптурная пластика как средство развития навыков пространственной визуализации у обучающихся художественных школ

Кыбукевич Сергей Сергеевич – преподаватель кафедры социально-художественного образования Сургутского государственного педагогического университета

Аннотация: В данной статье автором рассмотрено скульптурное творчество в рамках обучения дисциплин изобразительного искусства. На основании данного исследования выявлено, что скульптурное творчество развивает пространственное мышление и влияет на развитие у обучающихся художественных школ навыков пространственной визуализации.

Ключевые слова: визуализация, художественный образ, скульптура, скульптурное творчество.

Отражение действительности через призму человеческого восприятия и ощущения – специфическое свойство, присущее художественной деятельности в рамках изобразительного искусства и его дисциплин: живописи, графики, архитектуры, фотографии и скульптуры. Все они объединены принципом визуализации тех или иных объектов и задействуют зрительное восприятие в качестве главного канала передачи информации, представленной в форме узнаваемых художественных образов. Однако из большинства видов изобразительного искусства, значительно выделяется скульптура. Обладая всеми свойствами вышеперечисленных направлений, она отличается своей осязательностью и объемностью форм представленного образа, за счет чего выделяется в особый вид искусства пластики. Предметность и вещественность скульптуры определяет использование в процессе ее создания навыков моделирования. Таким образом, перенося представления об объектах в материальную форму через применение пластичных материалов, обучающиеся художественных школ формируют навыки пространственной визуализации и развивают пространственное мышление.

Итак, скульптура – это один из видов изобразительного искусства, передающий облик предметов в их трехмерной и осязаемой форме. Запечатление зрительного образа в скульптуре связывает ее с искусством живописи, а осязаемость – с монументальным искусством. Однако от первого вида творчества скульптуру отличает вещественность и объемность, а от второго – эстетическое предназначение, а не функциональное, как в случае архитектуры. Таким образом, уникальность скульптуры и пластики заключается в специфическом синтезе характеристик, присущих всем видам изобразительного искусства, а, следовательно, и в наборе функций, выполняемых скульптурой как дисциплиной и видом творческой деятельности.

Развивающая функция скульптурного творчества состоит в приобретении или совершенствовании умений и навыков, связанных с творческой деятельностью. Занятие пластикой помогает развить пространственное мышление и глазомер, способность определять соотношения, размер, расстояние, посредствам перенесения образа реального объекта на пластичный материал, придания ему новой формы. Помимо прочего, в рамках занятия скульптурой развивается мелкая моторика, совершенствуется точность выполняемых движений, внимательность, сосредоточенность на том или ином действии.

Познавательная функция скульптуры проявляется в том, что она помогает не только видеть, но и чувствовать соотношения, объемы, изгибы, фактуры объектов и деталей, а значит, совершенствует понимание закономерностей их построения, существования и функционирования. Осваивая техники пластики, учащийся не просто копирует натуру, а выполняет глубокий анализ конструкции изображаемого предмета, его формы, пропорций, величин и т.д. Это обосновывается тем, что достоверного воссозданная реальность является результатом ее наблюдения, изучения и познания ее внешнего и внутреннего строения, для чего необходимо особое внимание к деталям.

Функция визуализации проявляется не только в предметном изображении действительности, но и в умении придать форму воображаемым объектам, сгенерированным посредствам фантазии, во всех ее осязаемых подробностях. Экспериментальная скульптура помогает не только представлять в трехмерной форме вещи, не существующие в реальности, но и проводить разнообразные физические манипуляции с формами существующих объектов, которые невозможны с его реальными формами. Данная функция предоставляет возможность представить объекты в новом виде, придав им осязаемую форму и визуализировать то, что не могло бы существовать в действительности, подробно представив, какие осязательные характеристики могли бы быть у предмета, и воссоздав их в процессе лепки.

Информационная функция помогает передавать полноту образной информации о воссозданных объектах не только через зрительный, но и через тактильный канал восприятия, что придает скульптурному образу наиболее подробную форму. Благодаря данной характеристике реципиент получает возможность точного понимания изображения во всем его объеме, задействовав при этом дополнительный тактильный аспект.

Организационная функция искусства пластики является неочевидной, но важной частью процесса работы над скульптурой. Она выражается в самостоятельном принятии художественных решений и необходимости организовывать свою творческую работу, согласно определенному алгоритму. Самостоятельная организация деятельности в рамках занятий искусством, а также построение траектории движения становится средством формирования творческой индивидуальности и умения принимать решения таким образом, чтобы в итоге работы получить желаемый результат.

Стоит отметить, что спектр функциональных возможностей, композиционных решений и техник, используемых в работе со скульптурой, а также сам процесс визуализации и мысленный образ желаемого результата во многом зависят от выбора материала, с помощью которого создается произведение искусства [2, с. 58]. Скульптура имеет дело как с твердым, так и с мягким материалом, за счет чего скульптору предоставляется огромное количество средств, используемых для изображения объектов: резьба по кости или дереву, отливка в бронзе или фарфоре, ваяние камня, обжиг глины, лепка из пластичных материалов и т.д. Однако, рассматривая скульптуру в отношении развития пространственной визуализации, мы сужаем круг представленных средств до тех, что используются в искусстве пластики. В работе с обучающимися художественных школ над развитием пространственного мышления, именно пластика становится наиболее приемлемой и эффективной формой творческой деятельности.

Это обосновано специфическими характеристиками мягких материалов и способов работы с ними, а именно, различием способов формовычетания и формосложения. Так, работа с твердыми материалами использует методы высекания, удаления лишних частей из целого фрагмента материала, в то время как пластика требует от скульптора наращивания форм, прибавления пластичного материала к каркасу. Так как навык пространственной визуализации строится на глубоком изучении закономерностей не только внешнего, но и внутреннего строения объекта, в работе с обучающимися используется именно способ формосложения, предполагающий создание скульптуры на базе ее основы, путем постепенного наращивания структурных единиц объекта с помощью мягкого материала (глины, воска, скульптурного пластилина, гипса, и т.п.). Подобное тщательное изучение закономерностей физического строения изображаемого предмета будет крайне проблематичным, при использовании способа формовычетания на ранних этапах работы со скульптурой. Ведь для того, чтобы создать достоверный образ объекта путем отсечения лишних частей от целого, требуется изначальное глубокое понимание его строения, форм и конструкции, а развитие этого понимания осуществляется именно за счет работы с пластичным материалом. Это объясняет тот факт, что предварительный этап создания скульптуры включает изготовление эскиза, модели или этюда – уменьшенной копии будущего произведения из мягкого материала.

Итак, обозначенные нами функциональные возможности и характеристики пластического искусства становится важным фактором, влияющим на выбор скульптуры в качестве средства развития пространственной визуализации и пространственного мышления у обучающихся художественных школ. Пластика или лепка, как одна из дисциплин, входящих в программы дополнительного художественного образования, преподается ученикам с подготовительных классов. Это связано с тем, что изображение объектов в материальной, трехмерной форме активизирует те творческие, мыслительные и деятельностные процессы, которые особо необходимо развивать ребенку с 6 до 10 лет [3, с. 29]. Согласно психологическим исследованиям, в этом возрасте восприятие и усвоение образной информации происходит на автоматическом и интуитивном уровне психики, а систематическое занятие искусством пластики выступает в качестве катализатора для расширения полученных представлений о физических свойствах и пространственных соотношениях объектов окружающего мира. Чем больше ребенок взаимодействует с реальностью через творчество и практическую деятельность (ручной труд), тем скорее осознает базовые закономерности пространства и его свойства, а также учится мыслительным манипуляциям пространственными представлениями предметов и воплощению собственного их видения в наиболее подробных формах, меняя при этом размер и пропорции.

Развитие навыков пространственной визуализации учащихся происходит за счет лепки объемных геометрических фигур, представляющих собой основные формы, которые встречаются в природе [1, с. 238]. Исходное развитие умения определять составные части сложных предметов и пропорции простых формирует способность проводить их структурный и сравнительный (с натурой) анализ в пространственном измерении. А лепка по представлению развивает не только воображение и представления учеников об окружающем мире, но и позволяет проводить поиск эстетического образа. Скульптурная пластика закрепляет накопленный обучающимися тактильный опыт и визуальную насмотренность: опыт активной практической деятельности помогает обобщить теоретические знания об объекте в предметной форме, выразить в творчестве впечатления о созерцаемой реальности и понять ее закономерности через перенесение информации о предмете в пластичный материал. Чтобы прочувствовать окружающую реальность полноценно и составить цельную систему изображения, необходимо совершить переход между мысленными образами и их физическими формами и наоборот. Так, пластика расширяет спектр мыслительных и деятельностных возможностей обучающегося: она не только помогает перенеси информацию об объекте в физическую форму, но и позволяет ему представить в своем сознании полную картину того, что он видит в реальном мире, но не может сиюминутно ощутить. Все эти умения относятся к проявлениям пространственного мышления, которое развивается за счет обучения скульптуре и, в частности, пластическому искусству.

Итак, скульптурная пластика представляет собой искусство воссоздания трехмерных объектов способом формосложения, который предполагает наращивание форм пластичным материалом. Творческая деятельность в рамках скульптуры позволяет как можно более подробно представить или воспроизвести изображаемый объект во всем многообразии деталей, передать его форму, пропорции, состояние, текстуру, объем и иные пространственные характеристики, а также создавать новые образы и стилизовать формы. Подобная работа с пластичным материалом позволяет обучающимся художественных школ с ранних этапов творческого развития:

- совершенствовать пространственное мышление, глазомер и иные навыки, связанные с перенесением своих представлений об объектах в осязаемую форму;

  • через чувственные образы изучать характеристики, конструкцию и строение предметов, проводить их детальный анализ на внешнем и внутреннем уровне;
  • визуализировать воображаемые предметы и их свойства в детальной проработке;
  • передавать информацию, образы и эстетику объектов на зрительном и тактильном уровнях;
  • организовывать процессы своей творческой работы и принимать самостоятельные художественные и образные решения;
  • формировать более в своем воображении наиболее точные и полные образы, за счет приобретения тактильного опыта.

Обозначенные предметные и функциональные характеристики скульптуры, как и особенности процесса ее создания, в значительной степени влияют на развитие у обучающихся художественных школ навыков пространственной визуализации за счет синтеза мыслительной и практической деятельности.

Список литературы

  1. Башкатов И. А. Академический подход в обучении скульптуре на первых этапах художественного образования // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 8. – С. 237-239
  2. Приданников М. В. Академическая скульптура и пластическое моделирование : учеб. пособие. – СПб.: изд. СПбГИКиТ, 2020. – 149 с.
  3. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников : монография. – М.: Педагогика, 1980. – 242 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: