УДК 78

Традиционная китайская музыка камерного направления

Янь Цзиньхао – бакалавр Хэнаньского технологического университета (Китай).

Аннотация: Современные народные камерные музыкальные композиции в Китае находятся под влиянием эстетических концепций и художественного характера традиционной китайской музыки и других родственных искусств, содержат в себе сущность многих традиционных китайских культур, что порождает заслуживающий внимания вопрос о взаимоотношении "традиции и современности". Взаимоотношения между традиционным и современным заслуживают внимания. Три аспекта произведения, а именно "разнообразное представление идеи названия", "отголосок традиции в художественном характере" и "память о деревне и чувства ученого", могут быть исследованы в попытке изучить традицию в современных народных камерных музыкальных композициях.

Ключевые слова: современная народная камерная музыка, идеи названия, традиционные отголоски, местные воспоминания.

Из-за влияния современных западных музыкальных идей, особенно "авангарда", может показаться сложным установить историческую связь между современной народной камерной музыкой и традиционной китайской инструментальной музыкой, если смотреть только на внешние акустические формы. Однако более внимательное изучение показывает, что современная народная камерная музыка в Китае оглядывается на традицию. Процесс становится полным, когда новаторство достигает своего пика; различные понимания и наследие традиции трансформируются в новую новаторскую лексику благодаря гениальному замыслу композитора. Эти два, казалось бы, несовпадающих действия – выдвижение на первый план и ретроспекция – находятся в удивительной гармонии в современной народной камерной композиции. В этой статье мы рассмотрим вопрос о традиционной перспективе в современной народной камерной композиции, начиная с разнообразного представления замысла заглавия, отзвука традиции в художественном характере, памяти о родной земле и настроениях ученых [1].

Хотя современная народная камерная музыка является продуктом слияния западных и китайских музыкальных концепций, она имеет свои особенности, наиболее очевидной из которых является разнообразие названий и намерений произведений. В области музыкальной композиции композитор пытается объяснить содержание музыки с помощью названий и описаний, в то же время используя определенные специфические композиционные приемы как отголосок в музыкальном сочинении. С точки зрения концептуализации названий, западная музыка более образная, подчеркивающая синхронизацию повествования и музыкальной логики, в то время как восточная музыка более абстрактная, сосредоточенная на смысловых связях, где текстовые названия и музыкальная логика образуют отношения, одновременно похожие и разные, близкие и далекие. Эти два подхода к замыслу заглавия одновременно повлияли на композицию современной народной камерной музыки в Китае, что привело к разнообразию динамики [2].

Результаты сочинения современной народной камерной музыки в основном представляют собой титульные произведения. Названия и намерения этих произведений делятся на следующие три категории: произведения, которые опираются на традиционные слова, композиции и традиционные музыкальные элементы; произведения, которые опираются на классическую поэзию, живопись, музыку и народную музыку; и произведения, которые используют свободные названия для представления своих намерений. В результате названия современной народной камерной музыки характеризуются разнообразием [3].

Среди этих трех категорий, те произведения, которые используют в своих названиях традиционные слова, мелодию и концепцию традиционных музыкальных элементов, имеют наиболее четкие и сильные связи с традиционной музыкой.

Постоянное смешение тембров четырех инструментов создает несравненную сложность акустических красок на простом тональном материале, что также отражает традиционную красоту взаимодействия реальности и движения. Пьеса "Возвращение к снежной реке" вдохновлена картиной "Возвращение к снежной реке" и ее названием, которое передает через бумагу сцену реки, холодный лес и деревенскую атмосферу картины.

Заимствование названий из древней или традиционной народной музыки в настоящее время является наиболее распространенным приемом, используемым в сочинении народной камерной музыки.

Существует также категория произведений, которые часто выбирают для изложения своих идей свободное название, которое часто ассоциируется с традиционными культурными качествами Китая. Кроме того, некоторые из названий произведений имеют в своей основе поэтический интерес и предназначены не для изложения творческих идей или государственных концепций, а скорее для образного описания внутреннего представления композитора о звуке в словах [4].

В современных народных камерных музыкальных композициях Китая композиторы демонстрируют широкое разнообразие идей названий, точно отражающих различные индивидуалистические поиски. Хотя в своих названиях они опираются на элементы традиционной народной музыки, древних песен и поэзии, их намерением не является стремление воспроизвести объекты, на которые они опираются. Название – это всего лишь намек, а композиторский процесс – это скорее процесс обработки, искажения и преобразования абстрактных звуков. Композитор просто перерабатывает внутренний голос для создания произведения, прикрепляя к тексту название, которое может быть вызывающим, но отказываясь от прямых текстовых описаний и объяснений, так что произведение в дальнейшем вращается вокруг представления самого звука. Такой подход позволяет интерпретировать музыку без привязки к смыслу названия, а скорее благодаря тонкому разрыву между смыслом названия и содержанием музыки, в стремлении к самой замечательной сфере "значимого, но невыразимого" в нашей традиционной культуре.

Современные композиции народной камерной музыки представляют взгляд на традиционную культуру скорее на уровне музыкального смысла и эстетики. Хотя новаторские достижения привели к появлению новых композиционных концепций и технических средств, поиск корней вдохновил композиторов вернуться к культурной матрице и обнаружить свои собственные культурные качества. Эти качества были переосмыслены и представлены по-новому в современной народной камерной музыке.

В наше время, хотя изменение концепции композиции и бесконечное расширение музыкального языка привели к тому, что внешняя форма произведений перестала напоминать традиционную музыку, их внутренняя логика всегда остается неизменной. То, что композиторы продолжают переживать и демонстрировать в процессе сочинения, – это по-прежнему основные эстетические концепции древнего восточного искусства, преследующие уникальную красоту гармонии и равновесия.

Если обыденная память – это внешний образ личности композитора, представленный в его произведении, то литературные настроения – это внутренний голос личности композитора, который он хочет создать. В своих сочинениях композиторы постоянно оглядываются на традиции, следуют традиционным правилам художественной эстетики, стремятся создать произведения, которые были бы настолько хороши, насколько это возможно.

Современная китайская народная камерная музыка находится под влиянием эстетических концепций и художественного характера традиционной китайской музыки и других родственных искусств, с одной стороны, и вдохновляется западными концепциями композиции, с другой, и поэтому должна постоянно искать баланс между традицией и современностью. В этой двойной концепции противостояния и слияния можно увидеть заимствование и наследование художниками традиционной культуры и ее эстетических концепций художественного творчества, включая заимствование неопределенных, идеографических концепций названия, характерных для восточного искусства, подражание и заимствование родственных искусств, особенно живописи и каллиграфии, расширение и применение древних восточных простых диалектических эстетических концепций, дань уважения и воспевание гуманистического характера традиционной культуры. Именно в этом наследовании и заимствовании современная народная камерная музыка обрела свой уникальный звуковой характер и прочные творческие корни[5].

Список литературы

  1. Шули Ц. Проявление стилистических черт в китайской камерно-вокальной музыке конца ХХ в. – 2010.
  2. Линьцзи Ч. Художественные характеристики и история развития современной китайской оперы" новой волны" //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – №. 45-1. – С. 66-72.
  3. Дун Ш. О камерной музыке Китая ХХ столетия //Музыкальная культура глазами молодых ученых. – 2019. – С. 72-75.
  4. Дун Ш. Камерно-инструментальная музыка Китая на рубеже XX-XXI веков в контексте диалога традиций Востока и Запада //Университетский научный журнал. – 2020. – №. 57. – С. 138-147.
  5. Цзэчжэн Л. Современная популярная музыка Китая: диалог современных стилей и фольклорных традиций. – 2019.

Интересная статья? Поделись ей с другими: