УДК 78

Концерты для фортепиано в творчестве китайских композиторов

Янь Цзиньхао – бакалавр Хэнаньского технологического университета (Китай).

Аннотация: Жанр фортепианного концерта является для китайского искусства новым. На сегодняшний день китайскими композиторами создано немало замечательных произведений в этом жанре: «Хуан Хэ», «Лесная гора», «Весеннее цветение», «Божий дух» и др. Как и в других китайских образцах современной музыкальной культуры, ориентированной на развитие достижений западноевропейского и русского искусства, здесь отмечаются две тенденции: с одной стороны, освоение опыта западной музыки, с другой – привнесение достижений богатого традиционного искусства. К этому следует добавить особенности национального мышления. Всё это требует серьезного изучения, тем более, что фортепианный концерт очень популярен в Китае, и в трактовке китайских мастеров данный жанр получает в среде мировой музыкальной общественности все большее признание.

Ключевые слова: фортепьяно, искусство, музыка, культура, классика, инновации.

Если китайский композитор просто использует фортепиано в качестве инструмента для сочинения, но не включает в произведение национальные особенности или даже не видит разницы между ним и западным музыкальным произведением, китайской публике будет трудно признать музыку, написанную таким образом. Поэтому, когда композиторы пишут фортепианные произведения, они должны стараться по возможности включать в свои произведения элементы китайской народной музыки, что не только обогатит разнообразие фортепианных произведений в Китае, но и в определенной степени будет способствовать развитию мирового фортепианного искусства [1].

Наконец, фортепианные произведения, включающие элементы китайской народной музыки, создают аппликатуру и приемы, которые изначально не встречаются в западных фортепианных произведениях. Например, некоторые авторы музыки используют фортепиано для имитации звуков китайских народных инструментов, и процесс имитации этих звуков требует использования различных аппликатурных приемов, что обеспечивает особую трактовку фортепианной игры, и эта инновация этнографических музыкальных элементов способствует развитию искусства фортепианной специализации [2]. В заключение следует отметить, что интеграция этнических музыкальных элементов в создание фортепианного искусства помогает китайским слушателям понять фортепиано как инструмент, а также способствует распространению в мире фортепианных произведений, включающих китайские этнические элементы, уменьшая различия между китайской и западной культурами, разрушая барьеры между китайской и западной музыкой и способствуя обогащению техники игры на фортепиано.

С развитием экономики и культуры способы распространения искусства стали более разнообразными. Люди знакомятся с богатой музыкальной культурой через концерты, телевизионные программы, видео- и аудиозаписи и т.д. и имеют более высокий уровень требований на эстетическом уровне. Подход современных музыкантов к композиции демонстрирует разнообразие и этничность, и они создают большое количество произведений с китайскими этническими элементами, которые широко распространяются по всему миру. Чем глубже печаль сердца, тем сильнее и тоньше музыкальный язык, и тем он трогательнее. Кроме того, с международным культурным обменом меняется и музыкальная эстетика. В течение долгого времени под влиянием эстетики западной музыки некоторые люди считали эстетику музыки ее первой, если не единственной функцией, и гораздо меньше интересовались гуманистическим взглядом на музыку, но в последнее время ситуация изменилась [3]. В современной фортепианной композиции все больше внимания уделяется связи музыки с культурой, при этом композиторы признают, что сам музыкальный звук не имеет никакого значения, кроме музыкального акта.

На ранних этапах внедрения фортепиано в Китае его развитие шло медленно, поскольку не было профессиональных преподавателей, поэтому в то время появилось лишь очень мало произведений с китайскими национальными особенностями [4].

Переработка материала народной музыки является одной из наиболее распространенных форм и способов включения элементов китайской традиции в современное фортепианное искусство. После реформы и открытия китайские фортепианные художники, находясь под влиянием зарубежной классической музыки, сочиняли, в основном, используя фортепиано для имитации звучания традиционных народных инструментов, и, основываясь на традиционной пентатонической настройке, гибко адаптировали традиционную народную музыку, используя как романтические, так и реалистические приемы, создав множество превосходных фортепианных произведений.

Наконец, названия народных фортепианных пьес с сильным чувством современности. Эти фортепианные пьесы написаны в слиянии традиционных стилей композиции народной музыки в сочетании с теоретическими знаниями современной западной музыки, сплавляя традиционную музыку на основе современной музыки, добавляя популярные элементы современной музыки к традиционной музыке, чтобы усилить динамику и красоту музыкальных мелодий пьес, тесно связывая тональность местного и национального языка и психологические переживания, добиваясь Это идеальное сочетание традиций и современности, а также отражение основной функции музыки как средства человеческого взаимодействия и эмоционального общения. Большинство этих произведений написаны композиторами, вдохновленными современной музыкой, а не адаптированы из традиционного репертуара, и их названия более современны, например, "Китайские слова", где сочетание элементов шинуазри и современной эстрады более интуитивно ощущается в названии, которое с самого начала привлекает аудиторию и показывает содержание произведения через его простое название. Простое название также показывает содержание произведения, отражая отличительные национальные особенности.

Традиционная музыка Китая сосредоточена на горизонтальном развитии музыки, с небольшим количеством очевидных характеристик в плане тональных изменений, и подчеркивает текучесть и согласованность музыки в целом. В процессе создания современного фортепианного искусства важно максимально подчеркнуть характеристики "традиционной музыки", внести в нее новшества и изменения на основе традиционной музыки, восполнить недостатки традиционной музыки в плане музыкальной вертикали, реализовать слияние элементов традиционной народной музыки, а также восполнить недостатки традиционной музыки достоинствами современной музыки. При адаптации Лю Ян Хэ композитор хорошо сохранил мелодические характеристики и стиль народной музыки в оригинальном произведении, добавив в некоторых местах фортепианную гармонию, что делает произведение более полным и плавным, а также более удобным для пения. Традиционная мелодия мелодии имеет социальный характер с точки зрения национальных обычаев и культуры, в которой показана эволюционная траектория национальной истории. Фортепианные произведения, отражающие обычаи и культуру, также очень популярны, например, "Шаньдунская таможенная сюита" Цуй Шигуана, "Деревенская фестивальная поэма" Цзян Вэня и "Стиль Баньна" Ся Ляна. Сольная фортепианная пьеса "Тайцзи" включает в себя культурный подтекст и форму Тайцзи и была удостоена первой премии на Шанхайском международном музыкальном конкурсе. Эти два тона инь и ян отражают чувство смятения и опустошения и повторяются на трех уровнях: высоком, среднем и низком, чтобы отразить абстрактное царство "бесплотной" вселенной.

Фортепианная музыка, включающая в себя музыкальные элементы национального характера, – это музыка, которая действительно подходит для развития и популярности в Китае, а также выполняла функцию образования и воспитания людей в разные исторические периоды. Возьмем, к примеру, знаменитый фортепианный концерт "Желтая река" Сянь Синхая, который он написал как адаптацию сюиты "Кантата Желтой реки" и который был создан на основе успеха "Красного фонаря" Инь Чэнцзуна с фортепианным сопровождением, написанного творческой группой в особое время. Фортепианный концерт "Желтая река" состоит из четырех частей, и пианист Дуань Чжаосюй отметил, что "Баллада о Желтой реке" – это произведение, в котором фортепианное исполнение добавляет много цветов и приемов, таких как игра на гучжэне, как будто в него вложен образ воды.

На протяжении всего развития китайского фортепианного искусства композиторы создали множество прекрасных фортепианных произведений, сочетая элементы китайской народной музыки с элементами западной музыки с помощью различных новаторских художественных приемов [5].

Список литературы

  1. Го Х. Концерты для фортепиано с оркестром в творчестве китайских композиторов. Основные типологические черты //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 2-3. – С. 264-264.
  2. Хао Г. Эволюция концерта для фортепиано с оркестром в китайской музыке : дис. – автореф. дис.… канд. искусствоведения. Новосибирск, 2018.
  3. Пэй Х. Развитие фортепианной сюиты в Китае в середине ХХ ст. – 2017.
  4. Сунь Я. Специфика фортепианного творчества китайского композитора Чу Ванхуа //Университетский научный журнал. – 2019. – №. 48. – С. 154-161.
  5. Бо С. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения //Южно-Российский музыкальный альманах. – 2011. – №. 1. – С. 59-68.

Интересная статья? Поделись ей с другими: