УДК 75

Художник-кубист Хуан Грис

Парфенова Екатерина Ивановна – аспирант, преподаватель Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Сальвадор Дали сказал о Хуане Грисе, что он "величайший из художников-кубистов. Самый важный, потому что он самый истинный". Судьба часто низводит Хуана Гриса до статуса последователя кубизма. Однако, хотя он не изобрел кубизм, он был художником, который верил в него больше всех.

Ключевые слова: хуожник-кубист, Хуан Грис, искусство.

Хуан Грис родился в Мадриде 23 марта 1887 г. Он начал изучать промышленный дизайн в Школе искусств и мануфактур, совмещая учебу с академическим художником Морено Карбонеро. Он приехал в Париж в 1906 году и поселился в Бато-Лавуар, где познакомился с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Анри Матиссом и Амедео Модильяни.

1

Рисунок 1. Хуан Грис «Натюрморт с бутылками и ножами» (1912).

В 1907 году ретроспектива Поля Сезанна в Гран-Пале оказала большое влияние на многих художников. В том же году Брак и Пикассо представили картины "Гран ню" и "Авиньонские демуазели". Так официально зародился кубизм. Находясь под глубоким влиянием объемного подхода Сезанна, Хуан Грис начал свою профессиональную карьеру художника в 1910 году.

Ранние картины Хуана Гриса демонстрируют четкую эстетику и палитру размытых тонов (Le Livre, 1911). Рисунки с четкими контурами напоминают о его обучении в качестве рекламного дизайнера. Уже в то время свет был важным элементом в его творчестве. Поощряемый своими последователями (включая ревнивого Пикассо), Хуан Грис написал множество натюрмортов, иногда переходя к монохрому. Сюжеты вызывают в памяти наследие классических мастеров, которыми он восхищался в Лувре. Некоторые композиции близки к эстетике футуристов, например, "Натюрморт с бутылками и ножами" (1912).

В 1912 году Хуан Грис выставил картину "Hommage à Picasso" на Салоне независимых художников. Аполлинер увидел в этом шедевре выражение "интегрального кубизма". Его картины свидетельствуют о большой зрелости, состоят из вырезов и наложенных друг на друга плоскостей (процесс склеивания бумаги). Постоянное взаимодействие между формой и веществом, между ритмом и пространством служит поэтическому воображению, которое предвещает сюрреализм.

По словам поэта и критика Стефана Малларме, речь идет о том, чтобы "рисовать не вещь, а эффект, который она производит". Хуан Грис выделялся на Салоне д'Автомн и Салоне орденской секции. Великие дилеры того времени, Канвейлер и Розенберг, позволили ему выставляться в галереях Франции и Испании. Он также иллюстрировал работы Тристана Тцара (Le mouchoir de nuage) и Пьера Реверди (Au soleil du plafond), считающиеся одними из величайших и единственных существующих книг кубистов.

Во время Первой мировой войны Грис и Пикассо не были призваны в армию, поскольку Испания сохраняла нейтралитет. В Коллиуре Грис встретил Матисса, с которым подружился. Его серия витражей, похоже, была непосредственно вдохновлена французским мастером. В конце 1910-х годов Хуан Грис был на пике своего творчества, Грис написал такие шедевральные картины, как Le Tourangeau (1918) или серия "Пьеро и арлекины" (1919). Натюрморты взрываются пастельными красками в композициях, отражающих исключительное эстетическое достижение.

Однако после 1918 года Хуан Грис был одним из немногих, кто все еще продолжал практиковать "кубизм". Пикассо и другие отошли от более спекулятивных форм абстракции или сюрреализма. Мода уже изменилась, но неважно, художник продолжал свое восхождение. Он разрабатывает декорации и костюмы для русских балетов Дягилева. Он изображает своих танцовщиков в Монако, но вскоре возвращается в Париж. Его живопись все больше и больше открывается поэтическому духу, который станет связующим звеном с творчеством Джорджо Де Кирико.

Наконец, Хуан Грис признан настоящим мастером движения. Ему была посвящена крупная выставка в Galerie Simon в 1923 году. В 1924 году он организовал чтение своих теорий в Сорбонне. Тяжело заболев, он преждевременно умер в Булони 11 мая 1927 года в возрасте 40 лет. Хуан Грис стал одной из ведущих фигур современного искусства 20-го века.

Талант Хуана Гриса неизбежно отражается на его репутации. В 2010 году картина Violon et guitare (1913) была продана на аукционе Christie's за 23 миллиона евро. В мае 2018 года несколько картин были проданы на аукционе Rockefeller Collection на Christie's New York, например, La table de musicien (1914), которая была продана за 27 900 000 евро, и, наконец, Nature morte à la nappe à carreaux (1915), проданная на Christie's за 39 300 000 евро, что делает ее самой дорогой работой Хуана Гриса, проданной на сегодняшний день.

Список литературы

  1. Gris, Juan. Juan Gris: peintures et dessins, 1887—1927.[Marseille: Musées de Marseille, 1998.

Интересная статья? Поделись ей с другими: