УДК 74

Испанский дизайнер Рикардо Бофилл

Парфенова Екатерина Ивановна – аспирант, преподаватель Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Рикардо Бофилл был одним из ведущих представителей постмодернистского стиля современной архитектуры, с его особым стилем, который стремился запечатлеть прошлое, соединяя его с новыми тенденциями и интерпретируя дух времени. Его новаторские проекты предлагали новые формы общественных отношений.

Ключевые слова: искусство, Испания, Бофилл.

Работы Рикардо Бофилла представлены более чем в 40 странах, поэтому его всегда считали самым космополитичным архитектором. Рикардо Бофилл был одним из ведущих представителей постмодернистского стиля современной архитектуры, с его особым стилем, который стремился запечатлеть прошлое, соединяя его с новыми тенденциями и интерпретируя дух времени. Его новаторские проекты предлагали новые формы общественных отношений.

Карьера архитектора определила облик Барселоны, где построены такие здания, как отель Vela, Национальный театр Каталонии, здание Walden 7 и аэропорт Барселона-Эль-Прат имени Жозепа Тарраделласа, хотя его международное наследие - у него около тысячи работ в сорока различных странах - можно увидеть от Стокгольма до Ближнего Востока, через Санкт-Петербург, Голландию, Францию, Марокко, Алжир, США, Японию, Китай и Индию.

Бофилл родился в 1939 году в Барселоне и с юных лет выделялся тем, что ставил под сомнение доминирующие тенденции в архитектуре. В 1975 году он построил одно из самых харизматичных зданий в Испании, Walden 7, где он и его команда Taller de Arquitectura (многопрофильная команда, в которую входили Хосе Агустин Гойтисоло, Джулия Ромера и Сальвадор Клотас) попытались воплотить идеи свободы и новых форм социальных отношений, которые появились в конце 1960-х годов. Названный в честь работ Генри Фавида Торо, проект был охарактеризован, как говорится в мемуаре проекта, "как новая психо-социологическая концепция нашей городской среды, в отличие от чисто технической и спекулятивной концепции, которая преобладает в большинстве современных городских групп".

1960-е и 1970-е годы были плодотворным десятилетием для архитектора. Замок Кафки, лабиринт квартир в Сант-Пере-де-Рибес (Барселона), названный в честь романа австро-венгерского писателя Франца Кафки и сочетающийся с цветом неба, относится к тем годам; мифический и Instagrammable La Muralla Roja (1975) в Кальпе, состоящий из розовых стен и небесно-голубых лестниц, в которых разместились 50 квартир с видом на Средиземное море, представенный на рисунке 1, а также здание Xanadú (1971) в том же комплексе La Manzanera, силуэт которого сочетает в себе архитектуру замка и силуэт близлежащего Пеньон-де-Ифач. Его красочное здание Barrio Gaudí (1968) в Реусе, Таррагона, стало первым крупномасштабным проектом городского дизайна, с которым столкнулась архитектурная студия Бофилла.

La Muralla Roja, расположенный в урбанизации La Manzanera, является самым волшебным зданием в Кальпе. Бофилл был вдохновлен популярной архитектурой арабского Средиземноморья, в частности, саманными башнями Северной Африки, чтобы спроектировать эту "крепость", стоящую лицом к морю. Эта лабиринтообразная цитадель состоит в общей сложности из 50 квартир и террасы на крыше, идеальной для принятия солнечных ванн, купания в бассейне, отдыха в сауне или просто наблюдения за заходом солнца за горизонт.

1

Рисунок 1. La Muralla Roja, 1973 (Кальпе, Аликанте).

В 1973 году он впервые встретился с La Fábrica. Бывший цементный завод на окраине Барселоны, в Сант-Жуст-Десверне, архитектор влюбился в него настолько, что решил сделать его местом для своей студии. Возможно, именно его 31 000 квадратных метров, арки и высокие потолки или свет сделали его студию большим источником вдохновения для многих его работ.

Бофилл никогда не испытывал недостатка в хороших заказах, таких как башня United Airlines в Чикаго, расширение аэропорта Эль-Прат и Национальный театр Каталонии в его родном городе, штаб-квартира Cartier в Париже или Shiseido Ginza в Токио. Его плодотворная карьера включает и более современные проекты, такие как Университет Мохаммеда VI с объектами в Бен-Герире и Рабате. Среди других заметных проектов - отель Vela в Барселоне, сады Túria в Валенсии и парк Мансанарес в Мадриде.

Сын отца-архитектора, Рикардо Бофилл первоначально обучался в Барселонской школе архитектуры (ETSAB), входящей в состав Политехнического университета Каталонии, который в прошлом году присвоил ему звание почетного доктора в знак признания его карьеры в различных современных архитектурных стилях, как в городских, так и в жилищных проектах. Сегодня два его сына, Рикардо Эмилио и Пабло, продолжают руководить его студией.

Список литературы

  1. Архитектурно-строительная библиотека Totalarch. Книга: Испания. Серия: Города и страны. Малицкая К. М. Издательство Всесоюзной Академии архитектуры.

Интересная статья? Поделись ей с другими: