УДК 930:78

История музыки Восточной Азии

У Шанцзи – бакалавр Сианьской музыкальной консерватории (Китай).

Аннотация: В настоящее время интенсивно происходит взаимовлияние и взаимообогащение культур Востока и Запада. Однако в области музыкальной культуры этот процесс носит несколько односторонний характер. Традиционная музыка Востока остается неизвестной не только широкой публике, но порой и специалистам. Изучение истории, эстетики, отдельных образцов музыки стран Дальнего Востока может и должно внести много нового и существенного в музыкальную практику и в науку о музыке.

Ключевые слова: искусство Аак, искусство Гагаку, искусство Яюэ, музыка Китая, музыка Кореи, музыка Японии, традиционная музыка.

Из древних текстов ясно, что китайская музыка возникла прежде всего как средство общения с Небом и человеком. Первоначально она использовалась для определения смены времен года, установления календарей, измерений, весов и мер, а также для проведения ритуалов жертвоприношения богам. Поэтому понятие "музыка" в течение длительного исторического периода означало "изящную музыку" или "ритуальную музыку"[1].

Вьетнам имеет общую границу с материковым Китаем. Он расположен в восточной части полуострова Юго-Восточной Азии и является домом для более чем пятидесяти этнических групп, половина из которых - трансграничные китайцы и вьетнамцы, включая кинь, доминирующую этническую группу. До династии Сун северо-центральный Вьетнам был частью Китая, известной как "Цзяо То" или "Цзяо Чжоу"; он стал вассальным государством Китая в 968 году под названием "Дай Ку Юэ". Таким образом, с культурной точки зрения, статус раннего Вьетнама был схож со статусом южных регионов Китая.

Основным способом распространения китайской музыки на юг была миграция. Вьетнамская опера и различные виды искусства сформировались в результате перемещения китайских музыкантов на юг. Например, во время правления династии Ли даосский священник из династии Сун приехал на юг и научил вьетнамцев петь, танцевать, жонглировать и наряжаться. Другой пример: в седьмом году правления Шао Бао из династии Чэнь (1285 год) юаньский генерал Сюй Ду потерпел поражение и погиб в Чампе, а его начальник Ли Юаньцзи попал в плен. Затем Ли Юаньчжи было поручено обучать вьетнамских мальчиков и девочек "северному пению" и "древним операм", таким как "Королева-мать Запада предлагает персик", в которой было 12 ролей, таких как чиновник и Даньнян. Например, в 10-м году династии Шао Фэн (1350 г.) Дин Пань Дэ, уроженец Ты, бежал во Вьетнам на морской лодке из-за хаоса династии Юань. Динг Панг Де хорошо владел шестом с ободом, умел петь и танцевать хайку, поэтому вьетнамцы последовали его примеру и создали танец с опасным шестом. Таким образом, акробатика, представленная "опасным танцем с шестом", и опера, представленная "древней традицией", распространились во Вьетнаме во времена династии Тран. Именно в этом контексте развивались театр и насмешки. И опера, и шуточная опера - это песни и танцы, которые зародились при династии Тран и расцвели при династиях Ле и Нгуен. В них используются такие инструменты, как ударные, барабаны, гонги, хуцинь, эрху и сяо, сопровождающие исполнение историй из таких романов, как "Династия Восточная Чжоу", "Романс о трех царствах", "Водный край", "Западная палата" и "Путешествие на Запад", и им присущи те же качества китайско-вьетнамского культурного синтеза.

Распространение китайской музыки на юг привело к "элегантности" вьетнамской музыки. Одним из проявлений этого, зафиксированных начиная с 14 века, было ее использование в церемониях. Например, в первый день первого месяца шестнадцатого года правления Тран Хунг Лонга (1308 год) в монастыре Чао Си была проведена церемония передачи Дхармы предкам, во время которой проводились ритуалы "перечисления предков, исполнения великой музыки и сжигания знаменитых благовоний". Другим проявлением этого является создание системы элегантной музыки по образцу китайской. Например, в записи седьмого года династии Чан (1335 г.) говорится, что "император оплакивал смерть предков и дал имя "Тай Чанг Ле" для регулярных ритуалов", что показывает, что династия Чан уже имела институт изящной музыки под названием "Тай Чанг". В седьмом месяце четвертого года правления Хонгву (1371 г.) король Чампы попросил у императора Мин оружие, музыкальные инструменты и музыкантов, заявив, что его намерением было "дать знать Аннаму, что Чампа - это место, где учат звуку и религии и где платят дань, так что Аннам не посмеет задираться". Это также показывает, что во Вьетнаме уже была относительно сильная "звуковая религия". Династии Вьетнама также продолжали обогащать свою музыку. Например, во второй год правления Шао Тхань (1402) династии Хо Хань Кан создал изящную музыкальную систему, в которой сыновьям гражданских и военных чиновников предоставлялась возможность практиковаться в гражданских и военных танцах соответственно. В четвертый год правления Шао Пина (1437 г.) император Ле Тхэчжун приказал Лян Дэну и другим руководить изготовлением музыкальных инструментов для луаня и обучать музыке и танцам. Музыка в зале - это восемь звуков, подвесные барабаны, куранты, колокольчики, настройка цинь, сер, шэн, сяо, труба, LIV, перкуссия, окарина, окарина и так далее; музыка в зале - подвесное квадратное кольцо, конгоу, пипа, трубные барабаны, трубная флейта и так далее.

Распространение музыки является частью культурной диффузии, и в разных регионах она распространяется по-разному. Ее конкретная ситуация зависит от культурных отношений, включая культурную географию. Например, в южных и северных полуостровных регионах, которые граничат с материком и не разделены морем, существуют богатые слои культурного накопления через диффузию. Существует три основных уровня: элегантная музыка передавалась через официальные акты, популярная музыка - через миграцию людей, а религиозная музыка - через перемещение монахов. Особо следует отметить популярную музыку, которая часто передавалась вместе с привычками и обычаями мигрирующего народа и, таким образом, была тесно связана с культурой праздника. Например, ритуалы нуо, песни и танцы Деунг Ронг из Силла, песни и танцы Пэк Чонг из Корё, а также вьетнамские оперы, основанные на таких романах, как "Легенда о Восточном Чжоу", "Романтика Троецарствия", "Водный край", "Западная палата" и "Путешествие на Запад", по сути, были распространением обычаев и литературного образа жизни. Соответственно, музыкальная культура определенного периода часто выражается как аккумуляция иностранных культур из многих предыдущих периодов.

С точки зрения сравнительного анализа и изучения передачи, музыкальные инструменты являются ключевым элементом музыки. Этому есть пять причин: во-первых, звук музыки был слишком мимолетным, чтобы быть записанным в древние времена, в то время как музыкальные инструменты имеют изобразительное и инструментальное наследие для изучения; во-вторых, традиционная музыка передавалась и передается организованными музыкантами, и наиболее важными символами этой музыкальной организации были музыкальные инструменты и их комбинации; в-третьих, музыкальные отношения между различными регионами области культуры Хань показывают, что распространение материальной цивилизации преобладало над духовной цивилизацией. В-четвертых, это привело к разделению музыки (инструментальной) и песни (человеческого голоса), и музыкальные инструменты стали представителями иностранной музыки, породив тенденцию "заполнения текстов в соответствии с мелодией" в династиях Тан и Сун, что в других регионах соответствовало дихотомии между элегантностью и вульгарностью; в-пятых, разделение музыкальных инструментов на Корейском полуострове показывает, что музыкальные инструменты В-пятых, в случае с Корейским полуостровом музыкальные инструменты представляют не только культуру региона, но и культуру социального класса.

Действительно, во многих случаях музыкальные инструменты являются отличительным признаком музыки - в сознании музыка подразумевает определенную комбинацию инструментов. Казалось бы, мейнстрим истории древней музыки в Восточной Азии представлен культурой Хань. Это объясняется тем, что долгое время жители Восточной Азии не только приравнивали "цивилизацию" к ритуальной музыке и танцам, а "цивилизацию" - к музыке и танцам, связанным с китайским языком, но и считали записи музыки и танцев с использованием китайских иероглифов "тайной". Цивилизация" приравнивается к музыке и танцам, связанным с китайским языком, а записи музыки и танцев с использованием китайских иероглифов считаются "секретными". В этом скрыт исторический факт освящения китайской иероглифической музыки.

Список литературы

  1. Ключко С. И. Специфика традиционной музыкальной письменности Восточной Азии (на примере Китая и Кореи) //Дисс. кандидата искусствоведения. – 2009. – Т. 17. – №. 09.
  2. Юнусова В. Н. Музыка восточной Азии и западный авангард в письмах корейского композитора Исан Юна (1917-1995) //Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. – 2016. – С. 423-431.
  3. Карташова Т. В., Антипова В. Ю. Панорама музыкального инструментария южной и юго-восточной Азии //Редакционная коллегия. – 2020.
  4. Нестерова О. А. Культурное развитие Восточной Азии: основные тенденции и региональные особенности. – 2021.
  5. Ген-Ир У. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное пособие //СПб.:«Издательство Планета музыки», «Издательство «Лань. – 2011. – С. 20-183.

Интересная статья? Поделись ей с другими: