УДК 070

Исследование роли женщин в области журналистики и коммуникации в Китае

Ли Минъян – магистр Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне (Китай).

Аннотация: В прошлом рекламные изображения в печатных изданиях рассматривались как «отвлечение от серьезного дела чтения текста», однако на примере изображений можно проследить процессы культурных и исторических изменений. В данной статье рассматривается вопрос использования визуальных источников при построении исторического нарратива в социальной истории Китая. Для этого был проведен обзор гендерных рекламных изображений в одной из крупнейших шанхайских газет - «Шэньбао» - в 1931 году, представленных в форме «визуальных рекламных листовок», газета меняет предвзятое отношение к рекламным изображениям. В статье предпринята попытка на примере рекламных изображений сделать выводы об отношении к гендеру в крупном активно развивающемся городе.

Ключевые слова: реклама, Шанхай, гендерная реклама, социальная реклама, визуальная концепция рекламы, газета.

В данной статье рассматривается тенденция будущего развития феминистских исследований в китайской журналистике и коммуникации с точки зрения количества ученых, исследовательских областей и направлений исследований, на основе истории феминистских исследований в китайской журналистике и коммуникации и текущего состояния исследований [1].

Цифровой разрыв остается актуальной проблемой, поскольку женщины сталкиваются с непропорционально большими препятствиями в доступе к цифровым инструментам для художественного творчества и распространения, включая цифровые музыкальные платформы, онлайн-учебники и программное обеспечение для создания ремиксов. Например, по оценкам, в мире на 250 миллионов женщин меньше, чем мужчин, пользуются Интернетом, а женщины по-прежнему составляют лишь 21% исполнителей на фестивалях электронной музыки в Европе и Северной Америке.

Одри Азулай, Генеральный директор ЮНЕСКО, отметила: "С технологической точки зрения, цифровой гендерный разрыв оставляет женщин и девочек позади во всех областях политической, экономической, культурной и социальной жизни, что приводит к изоляции и ограниченному доступу к инструментам и надежной информации. Достижение гендерного равенства будет означать преодоление этих уязвимостей, особенно для женщин, работающих в сфере культуры и творчества".

Женщины и творческие работники с гендерным разнообразием сталкиваются со многими препятствиями [2]

Гендерное равенство необходимо для обеспечения подлинного разнообразия в культурном самовыражении и равных возможностей для творческой деятельности и занятости в сфере культуры. Однако качественные и количественные данные показывают, что женщины и творческие работники с гендерным разнообразием продолжают сталкиваться с многочисленными препятствиями, включая неравный доступ к достойной работе, справедливой оплате труда и руководящим должностям.

Например, в Уругвае, по оценкам, женщины занимают 25% руководящих должностей в государственных и частных организациях культуры, в то время как в Черногории - 24%, а в Мали - всего 3%.

В Индонезии недавнее исследование показало, что, несмотря на рост числа женщин-профессионалов в киноиндустрии, они все еще недостаточно представлены на руководящих творческих должностях, составляя лишь 20% сценаристов, 19% продюсеров и 7% режиссеров.

Во Франции 34% организаций изобразительного и исполнительского искусства и 43% музеев, финансируемых Министерством культуры, возглавляют женщины, но только 9% директоров 100 крупнейших предприятий культуры - женщины.

Домогательства, издевательства и злоупотребления [3]

В исследовании также рассматриваются вопросы безопасности и благополучия людей всех полов на рабочем месте. Женщины и представители творческих профессий с гендерными различиями продолжают становиться объектами домогательств, издевательств и злоупотреблений.

В последние годы цифровая среда стала новым рубежом в борьбе за гендерное равенство и свободу творчества. По словам Лисабоны Рахман, основателя кампании Sinematik Gak Harus Toxic ("Кино без токсинов") в Индонезии, "повсеместное уничижительное отношение к женщинам является источником домогательств и оскорблений. Этому не будет конца, пока мужчины продолжают доминировать в этих отраслях и продолжают проявлять гетеронормативность".

Огромное негативное влияние новой пандемии "короны" на гендерное равенство хорошо документировано: от роста насилия на гендерной почве и непропорционально большого отсутствия девушек на онлайн-курсах до ограниченного права женщин-специалистов на получение социальной и экономической помощи. Несмотря на ключевую роль, которую женщины сыграли в реагировании на кризис, гендерное неравенство в ходе пандемии усилилось повсеместно.

Без систематического применения гендерной перспективы в политике реагирования пандемия может оказать долгосрочное регрессивное воздействие на гендерное равенство в индустрии культуры и творчества, поскольку женщины непропорционально представлены в культуре и других секторах, наиболее пострадавших от эпидемии, отмечается в докладе.

ЮНЕСКО заявила, что она привержена идее гендерного равенства и работает со своими государствами-членами, партнерами из государственного, частного и гражданского общества над реализацией динамичной глобальной повестки дня по расширению прав и возможностей женщин и девочек в областях своей компетенции.

Журналистика и коммуникация - это философская и социальная научная категория, и в любой школе журналистики и коммуникации, от студентов до преподавателей, преобладают женщины. Мы часто подчеркиваем возвращение роли женщин, и это справедливо в академической среде, где многие выдающиеся женщины-ученые посвящают себя исследованиям, совершают прорывы в своих областях знаний и оказывают значительное влияние на журналистику и коммуникацию и даже социологические исследования.

Коммуникационные технологии и социальные изменения привели к значительным изменениям в глобальной коммуникации: от односторонней коммуникации к иммерсивной коммуникации, исчезновению традиционных границ и человеческого существования, превращению международной коммуникации в глобальную коммуникацию, изменению внутренних генов и внешней динамики глобальной системы, основанной на коммуникации.

По мнению г-на Ли Циня, глобальная коммуникация и иммерсивная коммуникация фактически интегрированы, и теперь постоянное развитие "трансграничности" и исчезновение границ дало людям реальное ощущение того, что международная коммуникация действительно стала глобальной коммуникацией. Традиционные границы СМИ исчезают, и по мере слияния виртуального и физического миров человечество сталкивается с глобальным потоком данных и реконфигурацией цивилизации в целом.

Поэтому необходимо переосмыслить понятие "глобальные медиа" и модель глобальной коммуникации с точки зрения иммерсивной коммуникации, а также переосмыслить существующую теорию мировой системы и будущее человеческой судьбы.

Это некоторые из женщин-ученых, которых мы вам представили. Они принадлежат к разным дисциплинам и имеют разный опыт учебы и работы, что позволило им выработать свой собственный академический стиль и сформировать собственные направления исследований. Это также дает определенный стимул студентам-междисциплинарам, поскольку журналистика по своей природе является междисциплинарным продуктом, а эклектичность - ее характерная черта, и наличие разного дисциплинарного опыта может сыграть вам на руку [5].

Cписок литературы

  1. Му Ю. и др. Тексты блогов об искусстве как источник изучения медиаобраза Китая. – 2022.
  2. Попова Л. А., Анищенко К. Л. Женщины в современной журналистике //Сборник трудов молодых ученых и студентов XII международной научно-практической конференции «Россия и мир. – 2022. – С. 519.
  3. Чепкина Э. Социальная журналистика. Проблемы толерантности в сми. Учебное пособие для вузов. – Litres, 2022.
  4. Лашкова Г. В., Белоножко Ю. А. Гендерная принадлежность как один из социальных факторов и его лингвистическая реализация в речи политиков (на материале записей интервью британского премьер-министра Терезы Мэй) //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2022. – Т. 22. – №. 3. – С. 278-284.
  5. Бельская К. Дискриминация женщин в сфере телевизионных СМИ //ГОУ ВПО «ДОННУ». – 2022. – С. 17.

Интересная статья? Поделись ей с другими: