УДК 070

Анализ состояния исследований в области коммуникации спортивных новостей в Китае

Чжан Вэй – магистр Московского государственного университета имени М. В. Ломоносов.

Аннотация: Выявляются основные дискурсивные характеристики китайской спортивной медиарекламы на материале видеороликов спортивных каналов и печатных изданий. Описываются такие дискурсивные компоненты китайского спортивного медиадискурса, как участники, цель, хронотоп, ценности.

Ключевые слова: дискурс, медиадискурс, дискурсивные характеристики, дискурс-анализ, китайская спортивная медиареклама, ценности, хронотоп, участники.

В 978 году на Третьем пленуме Одиннадцатого Центрального комитета партии было принято важное решение о реформе и открытости. В связи с этим различные спортивные СМИ возрождались одно за другим, и "некоторые спортивные газеты и журналы, которые подвергались критике и были вынуждены прекратить выпуск из-за разрушительных последствий культурной революции, возобновили публикацию, а некоторые спортивные радио- и телепередачи постепенно возобновлялись с 1978 года" [1].

Наблюдения и размышления о распространении спортивных новостей в китайских газетах" и "Сравнительное исследование распространения спортивной информации в газетах восьми стран", опубликованные Чжу Берлином в 1991 и 1994 годах, а также "О ценности спортивных новостей и реализации ценности", опубликованная Хао Цинем в 1998 году, и "Средства массовой информации и современное олимпийское движение", опубликованная Тянь Хуэем, являются самыми ранними достижениями в исследовании распространения спортивных новостей в Китае. Из них видно, что характеристики спортивной журналистики, ценность спортивной журналистики и другие основные теории спортивной журналистики были основным содержанием ранних исследований в области коммуникации спортивной журналистики [2].

Что касается подготовки талантов, то на основе хорошего импульса в развитии спортивной журналистской коммуникации некоторые спортивные колледжи в Китае начали готовить студентов бакалавриата и магистратуры в области спортивной журналистской коммуникации. Шанхайский институт физической культуры (ШИФК) первым в Китае в 1985 году создал специальность спортивной журналистики, в 1989 году Государственная комиссия по образованию и Государственная комиссия по спорту официально одобрили создание специальности спортивной журналистики на основе экспертной оценки, а в 1999 году национальная профессиональная корректировка изменила специальность на журналистику (направление спортивной журналистики). В 1995 году при содействии преподавателей кафедры истории спорта Институт спорта Чэнду начал набор магистрантов по направлению спортивной журналистики в области спортивных гуманитарных наук и социологии в Китае, что открыло прецедент подготовки высококлассных талантов спортивной журналистики и коммуникации [3].

Конец 1990-х – 2004 год: исследования в области спортивной журналистики и коммуникации расширились до отношений между спортом и средствами массовой информации, а таланты в области спортивной журналистики и коммуникации стали всесторонне готовиться в спортивных колледжах по всей стране.

Тесное взаимодействие между современным спортом и средствами массовой информации стало социальной мотивацией для появления исследований в области спортивной коммуникации. В 21 веке энтузиазм местных газет в Китае возрос, появилось большое количество региональных спортивных газет, а местные спортивные власти либо самостоятельно основывали спортивные профессиональные газеты, либо совместно с местными основными СМИ. "Только в 2004 году было создано или вновь запущено восемь профессиональных спортивных газет, а именно China Football Daily, World Sports Weekly, Sports Digest Weekly, China Sports Weekly, Xinmin Sports, Yangcheng Sports, Sports Life Daily и Sichuan Sports Daily" [4].

По мере того, как взаимодействие и интересы спорта и СМИ становились все более тесными, изучение отношений между спортом и СМИ начало формироваться как самостоятельная область исследований, особенно в связи с тем, что индустрия массовой спортивной коммуникации, в основном телевидение, напрямую способствовала социализации, развлечению, глобализации и индустриализации спорта. В результате привлечения средств массовой информации спорт превратился из физической активности, предполагающей личное участие, в зрительский спорт, включающий различные профессиональные соревнования и, главным образом, Олимпийские игры, и эта трансформация привела к "эволюции спорта из традиционного личного оздоровительного бизнеса в индустрию, основанную на средствах массовой информации, спортивной коммуникации и спортивном потреблении" [5].

В этот период отечественные исследования о взаимоотношениях спорта и СМИ были представлены работами Тан Чжэндяня и др. "О симбиотическом эффекте спорта и СМИ", Го Баньши "Влияние СМИ на спорт", Сяо Пэйсюня "О спортивном рынке и массовой коммуникации" и Ли Юна "Взаимоотношения спорта и СМИ", в которых рассматриваются взаимоотношения спорта и СМИ и эффекты коммуникации.

Что касается подготовки талантов в области спортивной журналистики и коммуникации, в этот период Пекинский университет спорта (2000), Чэндуский институт спорта (2000), Гуанчжоуский институт спорта (2000), Уханьский институт спорта (2001), Сианьский институт спорта (2002) и Шэньянский институт спорта (2004) открыли специальности журналистики (направление спортивной журналистики) и начали подготовку студентов старших курсов по спортивной журналистике. .

В этот период аспиранты в области спортивной журналистики и коммуникации начали "оказывать влияние", и постепенно появился ряд результатов исследований, таких как "Исследование коммуникации спортивных новостей в Интернете" (2000), "Сравнительное исследование характеристик спортивных репортажей в New York Times и Southern Daily News" (2001), "Тенденция развития спортивных газет в Китае в 21 веке" ( 2003), "Эволюция и особенности отношений между спортивными СМИ в США" (2003) и "Предварительное исследование распространения спортивных новостей и спортивной бизнес-модели Sina.com" (2003). Результаты этих исследований имеют большое значение для развития спортивной новостной коммуникации в Китае и накопили некоторые базовые результаты исследований. В целом, объекты исследования в основном сосредоточены на газетных выпусках спортивных новостей, в них больше микро- и кейс-стади и меньше теоретических изысканий и макротеоретических построений; больше описания явлений и меньше осознания проблем.

Развитие спортивной журналистики и коммуникации в Китае за последние 40 лет показало, что горизонты и области исследований спортивной журналистики и коммуникации в Китае расширяются, но независимость дисциплины еще не окрепла, основные теоретические исследования недостаточны, глубина исследований недостаточна, методы и перспективы исследований единичны, взаимодействие с другими дисциплинами, такими как социология и информатика, недостаточно, не хватает знаковых результатов исследований высокого уровня. Постоянно меняющиеся медиа-технологии, меняющийся медиа-ландшафт, корректировка отношений между личностью, медиа-спортом и обществом, а также непрерывная трансформация китайского общества и спорта создают столь необходимую "академическую мину" для изучения спортивной журналистики и коммуникации в Китае. "Исследование спортивной журналистики и коммуникации в Китае представляет собой академическую шахту, которую необходимо исследовать. Только через интеграцию дисциплин, преодоление оков старой исследовательской парадигмы и укрепление диалога и интеграции с другими дисциплинами с междисциплинарной перспективой, спортивная журналистика и коммуникация в Китае может достичь вмешательства и лидерства в производстве знаний в социальной практике и способствовать устойчивому развитию общественных наук".

Список литературы

  1. Ву Л. и др. Продвижение СМИ в социальных сетях: опыт китайской народной республики: магистерская диссертация по направлению подготовки: 42.04. 02-Журналистика. – 2022.
  2. Пашарина Е. С., Цзень Я. Влияние спорта на авторитет государства (на примере КНР) //Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. – 2022. – Т. 5. – №. 1. – С. 53-58.
  3. Хабаров А. А., Чудинов А. П., Кэ Я. Образ Китая в российских и американских СМИ //Политическая лингвистика. – 2022. – №. 2 (92). – С. 159-171.
  4. Батурин Ю. М., Синьцзюнь Ю. Феномен омнимедиа (на примере китайской газеты People’s daily) //Труды по Интеллектуальной Собственности. – 2022. – Т. 43. – №. 4. – С. 8-14.
  5. Сяонань В., Конев Е. Ф. Газета «China Daily» в системе средств массовой информации Китая //Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. – 2022. – №. 2. – С. 58-64.

Интересная статья? Поделись ей с другими: