УДК 070

Проблема ложных сведений в СМИ

Чжан Цзявэнь – бакалавр Харбинского технологического университета (Китай).

Аннотация: Глобализация мирового пространства, неуклонный рост информационных технологий, которые стали доступны повсеместно, усиливающейся роли интернет-СМИ, активизацией пользователей во Всемирной сети, люди отдают предпочтение использованию новых социальных медиа. С помощью них стало проще взаимодействовать с аудиторией, угадывать ее предпочтения и отслеживать динамику посещения страницы того или иного средства массовой информации. Благодаря социальным сетям и мессенджерам стало возможным оперативно дополнять, изменять и обновлять контент СМИ. Неуклонный рост тех, кто предпочитает брать информацию из соцсетей и чатов (каналов), связан с удобством их использования. Читая новостные материалы, аудитория получает оперативную информацию о произошедших событиях в адаптированном варианте.

Ключевые слова: СМИ, фейк, обман, современность, ложь.

С развитием сетевых технологий и ростом популярности социальных сетей распространение ложной информации стало актуальной проблемой, волнующей сегодня все слои общества. Для борьбы с дезинформацией правительство, медиаплатформы, эксперты и группы нетизенов должны участвовать в расширении "круга сотрудничества" в управлении дезинформацией, чтобы бороться с распространением дезинформации посредством "совместного управления". [1]

Интернет обеспечивает общее смысловое пространство для людей из разных регионов и разных точек зрения. В этом пространстве желание найти группы людей со схожими взглядами в значительной степени удовлетворяется, а истинность или ложность информационного содержания легко игнорируется.

"В середине дня или после захода солнца, когда небо чистое, а тонкие облака, как линия, очень длинные, предзнаменование землетрясения". Это китайский текст 17 века о предсказании землетрясений. В умах некоторых "энтузиастов" геологических чудес, которые предпочитают верить тому, что видят, в киберпространстве появилось понятие "сейсмические облака", позволяющее слухам вводить в заблуждение пользователей сети. На самом деле, весь процесс образования облаков происходит в атмосфере, а землетрясения – в литосфере. Нет никаких научных оснований, чтобы доказать, что облака могут предсказывать возникновение землетрясений [2].

В информационную эпоху стоимость производства и распространения контента в Интернете снизилась, и многие сведения перемешаны с правдой и ложью. Чистая информационная среда требует роли каждого обычного человека.

Глубокий анализ закона распространения ложной информации позволяет сделать следующие выводы: во-первых, мотив прибыли обеспечивает скорость распространения ложной информации; во-вторых, социальное взаимодействие обеспечивает среду для распространения ложной информации; в-третьих, "мнимая информационная ценность" становится причиной распространения ложной информации [3].

Распространение ложной информации в Интернете серьезно вводит в заблуждение общественное мнение, наносит ущерб правам и интересам нетизенов и загрязняет интернет-среду. Перед лицом ложной информации необходимо, чтобы правоохранительные органы, функциональные ведомства, предприятия интернет-платформ и другие стороны действовали сообща и осуществляли совместный контроль, чтобы совместными усилиями создать ясное и чистое киберпространство [4].

"Правильное и неправильное всегда есть, но не слушать естественное ничто". В эпоху, когда каждый является микрофоном, и перед лицом все более сложной и разнообразной информации в Интернете, общественность должна повышать свою интернет-грамотность, определять источники информации и учиться перепроверять. Основные СМИ, с другой стороны, должны играть роль "привратника" информации, производить точную информацию и продвигать позитивную энергию и добрые голоса [5].

При каждой локальной вспышке эпидемии после того, как эпидемия "новой короны" страны вошла в нормальную фазу профилактики и контроля, всегда находятся люди, которые идут на риск и намеренно создают, публикуют и распространяют в социальных сетях слухи, связанные с эпидемией, чтобы привлечь к себе внимание, что негативно сказывается на профилактике и контроле эпидемии.

Если своевременно не распространять точную и авторитетную информацию, ложная и искаженная информация будет смущать умы людей; если не развивать и не укреплять позитивные и правильные идеи и мнения, будут процветать негативные и ошибочные мнения и взгляды.

Список литературы

  1. Клюковская И. Н., Тер-Аванесова И. Н. Умышленное распространение заведомо ложной информации в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях-новый вызов государственной безопасности в современном мире //Гуманитарные и юридические исследования. – 2019. – №. 2. – С. 121-128.
  2. Минло С. Политические фейки как проблема современной журналистики //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №. 3-2. – С. 215-217.
  3. Буткевич С. А. Фейк-ньюс и медиа: проблемы дифференциации и пенализации //Юристъ-Правоведъ. – 2021. – №. 2 (97). – С. 74-79.
  4. Ли И. “Пандемия” дезинформации в СМИ о COVID-19 //Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. – 2021. – Т. 1. – №. 1. – С. 64-73.
  5. Агеева Ю. К., Соловов Л. В. Проблема достоверности информации в журналистике. – 2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими: