УДК 070

СМИ как канал международной коммуникации

Чжао Цзяци – бакалавр Шэньчжэньского университета (Китай).

Аннотация: Укрепление потенциала международной коммуникации и формирование международного дискурса, соответствующего всеобъемлющей национальной мощи и международному статусу Китая, являются настоятельными требованиями новой эпохи. В настоящее время влияние новых медиа на международную коммуникацию имиджа Китая характеризуется разнообразием тем и содержания, короткой длиной сообщений, скоростью транснациональной коммуникации и сильной интерактивностью.

Ключевые слова: Новые медиа, социальные медиа, национальный имидж, международная коммуникация.

Взаимосвязь между международным дискурсом и международным коммуникационным потенциалом является взаимной, и овладение международным дискурсом и построение национальной системы международного дискурса - необходимый путь для внешней коммуникации имиджа страны. Без права говорить на международном уровне страна не имеет средств для передачи своего истинного и трехмерного национального имиджа и не может защитить себя от злонамеренной стигматизации своего образа[2]. Что касается развития конкретных медиа-индустрий, то традиционные СМИ сталкиваются с проблемой глубокой трансформации, в то время как новым СМИ необходимо найти баланс между маркетингом и управлением. В Китае к основным агентствам международной коммуникации относятся национальные информационные агентства, национальные радио- и телестанции, центральные газеты, национальные профессиональные агентства международной коммуникации, а также аналитические центры с функциями международной коммуникации и культурные отраслевые группы с международным влиянием. Все эти организации в той или иной степени трансформировали свою медиа-интеграцию, но ключ к трансформации лежит не только в объединении преимуществ новых медиа-форм, но и в адаптации их к логике коммуникации и потребностям аудитории новой медиа-эры, а также в управлении отношениями "правительство - бизнес - медиа". Для долгосрочного развития новых медиа важны рыночная стоимость и маркетинговые стратегии, но также необходимо стремление к ценностям и соблюдение этических норм[3]. Для решения проблем, стоящих перед международной коммуникацией национального имиджа Китая в эпоху новых медиа, Китай должен искать новые пути с точки зрения моделей коммуникации, дискурса, эстетики, технологий и капитала. Хотя ландшафт международной коммуникации все еще характеризуется как "сильный Запад и слабый Китай", демографические преимущества и тенденции доверия развивающихся стран дают нам возможность преодолеть эту дилемму. Ряд опросов показал, что развивающиеся страны относятся к Китаю более благосклонно, чем развитые.79% жителей развивающихся стран считают отношения своей страны с Китаем важными и все больше признают деятельность Китая во внутренних и внешних делах, а также оценивают идею сообщества человеческой судьбы и инициативу "Пояс и путь" более позитивно, чем респонденты из развитых стран[4]. По данным Pew Research Center, чем богаче страна, тем негативнее отношение к Китаю[5]. По данным Pew Research Center, чем богаче страна, тем негативнее отношение к Китаю, такие страны, как Япония (85%), Швеция (70%), Канада (67%) и США (60%), в то время как страны Африки и Западной Азии, такие как Нигерия (70%), Ливан (68%), Тунис (63%) и Кения (58%) оценивают Китай более позитивно, чем наполовину. (3) На этом фоне более половины стран Африки и Западной Азии положительно оценивают Китай. На этом фоне Китай должен активно искать поддержки и сотрудничества с развивающимися странами и другими дружественными странами в области новых медиа. В июле 2016 года в Пекине прошел Международный форум альянса новых СМИ "Один пояс, один путь", на котором 16 китайских и зарубежных СМИ, включая People's Daily, People's Daily Online и южноафриканскую Times Media Group, Казахстанское международное информационное агентство и египетский "Коммерсант", опубликовали совместную декларацию. В апреле 2019 года Икбал Сурве, исполнительный председатель Independent Media Group of South Africa, выступил на первом заседании правления Альянса по сотрудничеству прессы "Пояс и путь" в Пекине, заявив, что страны должны принять новые СМИ и технологии и хорошо использовать Интернет и социальные платформы в процессе создания более подвижного глобального информационного канала. Социальные медиа и социальные платформы. Создание нового медийного альянса между Китаем и развивающимися странами для объединения средств массовой информации является жизнеспособным решением проблемы коммуникационной модели "сильный на Западе и слабый в середине". Построить вертикальную и горизонтальную систему международного дискурса и коммуникации в новых медиа. Каналы и способы распространения информации влияют на понимание и принятие дискурса аудиторией, как и распространение национальных историй, национальных представлений и национальных образов. Вертикальная система означает, что государство должно играть ведущую роль в системе коммуникации новых медиа, имея "официальные блоги" и "официальные микроблоги". Плоскость и анонимность новых медиа-коммуникаций расширила возможности для распространения слухов и сплетен и в целом снизила достоверность информации. Своевременное предоставление официальных мнений в новых СМИ может удовлетворить спрос общества на авторитетную и правдивую информацию, одновременно обеспечивая рамки и руководство для внешней коммуникации других неофициальных новых СМИ. Горизонтальная система включает в себя как основные СМИ, так и самостоятельно издаваемые СМИ. Первая заключается в укреплении взаимодействия между китайскими основными СМИ и международными основными СМИ, а также в изучении принятия китайских СМИ в качестве источника информации иностранными СМИ. По таким актуальным вопросам, как торговые трения между США и Китаем и защита климата, влиятельные американские СМИ изображают Китай как негативного конкурента и редко цитируют китайские СМИ, скрывая источники из Китая. В недавнем международном освещении проблемы слонов в Юньнани Би-би-си и "Гардиан" были более нейтральны, ссылаясь на CCTV, Китайское международное телевидение, Синьхуа, "Глобал Таймс", Юньнаньское бюро лесного хозяйства и травы и Юньнаньскую лесную пожарную бригаду в качестве источников, что демонстрирует внимание Китая к защите окружающей среды. Во-вторых, в центре внимания находится международный уровень коммуникации между самими СМИ. В последние годы все большее число людей показывают свою жизнь и комментируют свое взаимодействие с помощью self-media, включая общественную жизнь и обычаи зарубежных стран. По сути, личные истории также являются частью национальной истории, и рассказ китайских историй, близких к жизни, зарубежной аудитории является эффективным способом создания и распространения трехмерного национального образа. Эстетика национального имиджа с равным акцентом на эмоции и разум. С точки зрения коммуникационной практики, политических и силовых аспектов недостаточно для того, чтобы полностью поддержать стремление к созданию "всеобъемлющего" и "трехмерного" образа Китая, а заслуживающий доверия, вызывающий любовь и уважение образ Китая в большей степени зависит от международной коммуникации с помощью новых средств массовой информации, которые делают акцент как на эмоциях, так и на разуме. В мире общественного мнения эмоции и разум имеют равное значение, причем эмоциональный резонанс обусловлен привлекательностью и воздействием историй, которые тесно связаны с эстетической идентичностью и принадлежностью. Восточная эстетика - это глобальная проблема, которая используется для решения проблем в жизни отдельных людей, обществ и всего мира, помогая компенсировать негативные последствия экономической глобализации и технологической цивилизации. Как представитель восточной эстетики, китайская эстетика является уникальным ресурсом для формирования имиджа Китая и получения эмоциональной поддержки для международной коммуникации китайских историй.

В основе коммуникационных характеристик новых медиа лежат инновации и применение технологий. Сегодня короткие видеоролики стали местом встречи самых разных культур и цивилизаций и приветствуются молодежью во всем мире. Хотя традиционные радио и телевидение также являются формами аудиовизуальной коммуникации, короткие видеоролики в эпоху новых медиа имеют то преимущество, что позволяют пользователям самостоятельно производить и отбирать информацию и мгновенно взаимодействовать друг с другом.

В медиатизированном обществе новые медиа являются важной платформой для производства отношений. Новые медиа позволили разнообразить темы и содержание международной коммуникации национальных образов, сократить продолжительность и скорость передачи информации, снизить стоимость транснациональной коммуникации и повысить интерактивность. В современном ландшафте международной коммуникации Китай имеет определенную степень международного дискурса в новых медиа, а формирование, распространение и восприятие национального имиджа Китая характеризуется интерактивным участием всех людей.

Список литературы

  1. Костючков А. Н. Имидж (образ) в международной коммуникации. – 2020.
  2. Сяохань С. Стратегия международной коммуникации Китая в контексте инициативы «Один пояс, один путь». – 2021.
  3. Хань Ц. Новые СМИ как канал популяризации традиционной китайской культуры //Наука и техника. Мировые исследования. – 2020. – С. 82-86.
  4. Пэйен Ц. Трансформация внешних коммуникаций Китая в эпоху социальных сетей //77-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. – 2021. – С. 107-109.
  5. Мельникова С. В., Касаткина В. А. Международные СМИ как инструмент политического влияния КНР //Китай и соседи. – 2021. – С. 191-195.

Интересная статья? Поделись ей с другими: