УДК 94

Оккупационный режим советской военной администрации в Тюрингии 1945-1949 гг.

Беспалько Григорий Николаевич – аспирант Северного арктического федерального университета

Аннотация: Безоговорочная капитуляция Третьего рейха 8 мая 1945 года привела к созданию четырех оккупационных зон на территории Германии. Союзники – Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция – стремились перевоспитать своего бывшего врага. Установление соответствующих монополий на общественное пространство, средства массовой информации и каналы коммуникации имело важное значение для усилий победителей по демилитаризации, денацификации и демократизации немцев. В статье рассматривается как оккупационный режим СССР стремился переделать общественные и частные пространства Тюрингии реализовывая власть путем контроля над органами, выборами и внедряя идеологию социализма в «сердца и умы» населения посредством военной администрации.

Ключевые слова: СССР, Германская Демократическая Республика, оккупация, советская военная администрация.

Американский оккупационный режим, просуществовавший едва сто дней, прекратил свое существование, не оказав какого-либо глубокого влияния на послевоенное развитие этого региона, с выводом американских вооруженных сил из Тюрингии. Только когда арьергард американской военной администрации покинул столицу Тюрингии 2 июля 1945 года и в последующие дни все города и земельные районы были оккупированы советской 8-й гвардейской армией, которой командовал под руководством генерал-лейтенанта Василия Ивановича Чуйкова произошло развитие, что в период с 1945 по 1949 год создало в соответствии со сталинским идеалом СССР основу для последующего политического, социального и экономического режима ГДР (Германская Демократическая Республика) [5, с. 108].

Основой для создания региональной Советской Военной Администрации (СВАГ) стал указ № 5, подписанный маршалом Жуковым, имевший высшее воинское звание Советского Союза и являвшийся высшим командующим Советской военной администрацией в Германии, вступивший в силу 9 июля 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорсте. Указ предусматривал немедленную «организацию нормальной жизни в провинциях» и назначал генерал-лейтенанта В.И. Чуйков (с 27 июля 1946 года генерал-лейтенант Болдин) губернатором военной администрации в Тюрингии с назначением генерал-майора И.С. Колесниченко заместителем по гражданским вопросам [11, с. 203].

Совет народных комиссаров возложил на СВАГ его ближайшие задачи. Среди них было создание местных немецких институтов «самоуправления», которые контролировали бы восстановление нормальной гражданской жизни в восточной зоне. Советы поручили этим администрациям обеспечивать население продовольствием, водой, жильем и достойными медицинскими и санитарными услугами. В то же время СВАГ сформировала немецкие «центральные администрации», задачей которых была координация усилий органов самоуправления в этих областях, вызывающих озабоченность. К концу июля 1945 года СВАГ разрешила центральным администрациям издавать приказы, имеющие силу оккупационного закона. Немецкие администрации контролировались соответствующим отделом СВАГ, каждый из которых возглавлялся советским офицером и его сотрудниками [1, с. 54-63].

В дополнение к губернатору и его заместителю по гражданским вопросам, в СВАГ входил еще один заместитель, который занимался экономическими вопросами и которому были подчинены департаменты промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочей силы, торговли и снабжения. В течение лета 1945 года военная администрация была дополнена департаментами народного образования и здравоохранения. С самого начала политический директорат занял ключевую позицию в реализации «политики социалистической оккупации», а также в перестройке политической жизни Тюрингии и управлении ею.

В октябре 1945 года из него был создан так называемый «отдел пропаганды» (с 1947 года – «отдел информации»). Он отвечало за все вопросы идеологии и пропаганды, за прессу, за вещание и цензуру, за культурную политику, за все вопросы, касающиеся церкви, молодежи или профсоюзов, а также за тесное сотрудничество с местными немецкими администрациями. Отдел пропаганды, который возглавлял полковник М.М. Варакин, сосредоточил свое внимание особенно на развитии тюрингского языка и манипулировании им [9, с. 115].

Основная направленность советской концепции политической жизни после капитуляции была сосредоточена на воссоздании политических партий. Эти партии объединились бы в «антифашистский демократический блок», задачей которого было бы заполнить места в органах местного самоуправления и центральной Германии компетентными и уступчивыми чиновниками. Как и в других «Землях» в пределах советской зоны оккупации, в Тюрингии также в условиях советского оккупационного режима в конце лета 1945 года осуществлялось создание политических партий. Уже на начальном этапе стало очевидно, что разрешение КПГ (Коммунистической партии), СДПГ (Социал-демократической партии), ХДС (Христианской Демократическая партия) и ЛДП (Либерально-демократическая партия) зависели от многочисленных условий, которые удерживали их в зависимости от советского руководства.

Ведущие члены партий должны были быть зарегистрированы местными военными командирами и должны были согласиться впредь работать под контролем и в соответствии с директивами советской оккупационной власти. Им пришлось согласиться с такими терминами, как «антифашистский» и «демократический», которые оккупационная власть, безусловно, интерпретировала в соответствии со своей собственной идеологией: марксизмом-ленинизмом.

С самого начала широта охвата сторон была в значительной степени сжата. Исключением была КПГ, которую население называло «русской партией» и безоговорочно поддерживало политику «социалистического оккупационного режима». Она получила широкую политическую и финансовую поддержку от СВАГ. Это стало особенно очевидно во время событий поздней осени 1945 года, которые развивались вокруг принудительного объединения КПГ и СДПГ [12, с. 530].

В свете такой безнадежной ситуации, в которой преследования и советские репрессии против так называемых «противников объединения» из лагеря СДПГ доминировали в политической повседневной жизни, длительное сопротивление «единству рабочего класса», продвигаемому СВАГ и КПГ, было больше невозможно. 7 апреля 1946 года, за три недели до установленного Колесниченко срока, тюрингский СЕПГ (Партия социалистического единства Германии) была создана на съезде партии объединения в Гота. В первые месяцы оккупационного режима СВАГ также проводила опрос среди буржуазной партии. Однако отдел пропаганды полковника Варакина с подозрением наблюдал за ХДС и ЛДП.

Малейшая провокация или расхождение с политическими взглядами оккупационного режима может привести к резким политическим ограничениям. Это стало особенно заметно осенью 1946 года, во время подготовки к муниципальным, окружным и региональным выборам в Тюрингии. В этот раз особенно христианские и либеральные демократы ощутили на себе последствия частичного перехода на сторону оккупационного режима сразу после начала избирательной кампании. [13 с. 253]

Подобно партийно-блоковой системе, КПГ/СЕПГ вскоре стала доминировать во всех государственных институтах благодаря советской поддержке. В Тюрингии первоначальные основы для этого были заложены СВАГ в середине июля 1945 года. С самого начала оккупационная власть подчеркивала очень тесную связь между агентствами СВАГ и немецкими органами самоуправления.

Кроме того, они должны были строго следовать инструкциям и приказам военной администрации, которые представляли собой правовую основу. Любые нарушения приказов оккупационной власти, например, в экономических/финансовых вопросах, могут повлечь за собой длительные сроки тюремного заключения или, в крайних случаях, даже смертную казнь на основании распоряжения СВАГ № 160 от 8 декабря 1945 года («Об ответственности за саботаж и диверсионные акты»). Военная администрация обеспечила себе доступ к политическому развитию административного аппарата Тюрингии с помощью регулярных обсуждений между подразделениями СВАГ и соответствующими административными учреждениями Германии [15, с. 108].

Президент региональной администрации был обязан на основании декрета СВАГ № 108 от 6 апреля 1946 года ежемесячно представлять военной администрации письменные отчеты о ситуации. После региональных выборов (Ландтагсваль) в октябре 1946 года СВАГ расширил свой контрольные меры в отношении новообразованного правительства Тюрингии. Правительству не разрешалось принимать независимые решения без явного согласия СВАГ. Она была вынуждена показать ответственным лицам любые законы и директивы, все еще находящиеся на стадии разработки сотрудники юридической службы. Кроме того, бюджет был определен без официального участия парламента между финансовым департаментом и военной администрации Тюрингии.

Как и во всех других политических сферах, тесное сотрудничество между оккупационной властью и СЕПГ существовало также на уровне региональных парламентов (Landesparlamente). Например, в отличие от ХДС и ЛДП, СЕПГ не была обязана представлять свои предложения и проекты для парламента ответственному офицеру советских вооруженных сил администрация. Напротив, «буржуазные» партии были даже вынуждены представлять сотруднику советского контроля формулировки более мелких парламентских вопросов, которые обычно показывались только председателю парламента (ландтага) в начале заседания в соответствии с уставом. Большинство предложений «буржуазных» партий были отклонены и в результате не были воспроизведены в парламентской печати. Во многих случаях СЕПГ принимала – хотя и в разных формулировках – предложения этих партий и направляла их непосредственно администрации [16, с. 21-40].

В течение 1948/49 года функции тюрингского парламента все больше и больше сводились к простому институту голосования. Так называемые «Große Anfragen» (большие запросы/предложения), которые обычно требовали заявления правительства с последующим обсуждением, были подавлены. «Мелкие» запросы становились все более необоснованными, и им не разрешалось содержать критику в адрес администрации.

4 июня 1947 года советская оккупационная власть распоряжением № 158 учредила Немецкую экономическую комиссию (Deutsche Wirtschaftskommission/DWK), которая отвечала за координацию между региональными и центральными администрациями, а также за экономическое планирование в советской зоне оккупации. Когда СВАГ предоставил юридические полномочия Экономической комиссии с февраля 1948 года стало очевидно, что с увеличением передачи региональных полномочий центральной администрации начался отказ от федеральных административных структур, которые ранее преобладали в советской зоне оккупации. Одновременно Советы создали институциональные предпосылки для подготовки отдельного немецкого государства и марионеточного правительства на территории советской зоны оккупации [12, с. 559].

Всего через несколько недель после основания ГДР советская военная администрация растворилась в Тюрингии. Однако это ни в коем случае не означало прекращения советской оккупационной политики в этом регионе. Генерал-майор Колесниченко официально передал полномочия приглашенным представителям правительства и парламента Тюрингии на церемонии 12 ноября 1949 года в Веймарском военном штабе. Тем не менее, после создания советской контрольной комиссии, которая объединила в сокращенном виде ключевые отделы бывшего СВАГ, он и его преемник Панючкин по-прежнему имел весомое значение в отношении политических, социальных и экономических событий в Тюрингии вплоть до распада «Земли» 25 июля 1952 года.

Список литературы

  1. Болдырев Р.Ю. Ситуация в послевоенной Германии в оценках СВАГ // Послевоенная история Германии: российско-немецкий опыт и перспективы: материалы конференции российских и немецких историков, 28-30 октября 2005 г., Москва. М.: Директ-Медиа, 2007. С. 54-63.
  2. Вайсс М. Международные отношения после 1945 года. М.: Городец, 2005. 335 с.
  3. Галкин А.А., Мельников Д.Е. СССР, западные державы и германский вопрос (1945-1965 гг.). М.: Наука, 1966. 263 с.
  4. Гренков, В. П. Некоронованные властители / В. П. Гренков, А. Норден. – М.: Прогресс. –1978. – 228c.
  5. Деятельность советской военной администрации в Германии по демилитаризации Советской зоны оккупации Германии, 1945-1949 гг.: Сб. документов. М., РОССПЭН, 2004. 839 с.
  6. История Германской Демократической Республики. 1949-1973: Краткий очерк / – М.: Наука. – 1975. – 487 c.
  7. Колесниченко, И. С. Битва после войны: [О послевоен. жизни в Германии] / И. С. Колесниченко - М.: Воениздат, -1987. -238c.
  8. Ложкин А.Г. Право победителей. Правовая деятельности Советской военной администрации в Германии, 1945-1949 гг. М.: 2006. 143 с.
  9. Мудров С.Н. Neues Deutschland. Управление пропаганды Советской военной администрации в Германии (1945-1947 гг.). Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2011. 262 с.
  10. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы и результаты, 1945-1949 гг.: Сб. документов / Под общей ред. Х. Меллера и А.О. Чубарьяна. М.: РОССПЭН, 2006. 975 с.
  11. Семиряга, М.И. Как мы управляли Германией. Политика и жизнь / М.И. Семиряга. – М.: РОССПЭН, 1995. – 400 с.
  12. Советская военная администрация в Германии, 1945-1949 гг.: справочник / Под общей ред. Х. Меллера, А.О. Чубарьяна. М.: РОССПЭН, 2009. 1031 с.
  13. Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Управление пропаганды (информации) и С.И. Тюльпанов (1945-1949 гг.): Сб. документов / Под ред. Г. Бордюгова, Б. Бонвеча и Н. Неймарка. М.: АИРО-ХХI, 2006. 350 с.
  14. СССР и германский вопрос, 1941-1949 гг. Документы из Архива внешней политики Российской Федерации: в 4-х т. Т. 1 (22 июня 1941 г. – 8 мая 1945 г.) / Сост. Г.П. Кынин и И. Лауфер. М.: Международные отношения, 1996. 784 с.
  15. Тимофеева Н.П. Немцы – «свои» и «чужие» - в политике СВАГ 1945-1949 гг. // Германия и Россия в судьбе историка: Сб. статей, посвященный 90-летию Я.С. Драбкина / сост. Корчагин М.Б., Темников В.П. – М.: Собрание. 2008, С.347.
  16. Царевская-Дякина Т.В. Структура СВАГ // Советская военная администрация в германии, 1945-1949. Справочник / отв. ред.: Я. Фойтцик, А. В. Доронин, Т. В. Царевская-Дякина. – М.: РОССПЭН, 2009. C.21-40.

Интересная статья? Поделись ей с другими: