УДК 004
Интеграция с АИС «Налог-3» как вид информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга
Воробьева Татьяна Игоревна – магистрант Магистерской школы информационных бизнес систем университета науки и технологии МИСИС
Аннотация: Цифровая трансформация общества происходит во всех сферах. Исключением не стал и налоговый контроль. Одной из форм налогового контроля является налоговый мониторинг. В рамках данной формы контроля осуществляется взаимодействие ФНС с налогоплательщиком по предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Существует несколько способов информационного взаимодействия, каждый способ становится более совершенным. Абсолютно новым способом является интеграция системы налогоплательщика с АИС «Налог-3».
Ключевые слова: налоговый мониторинг, налогоплательщик, интеграция с АИС «Налог-3», налоговый контроль, налоговый орган, витрина данных.
Понятие налогового мониторинга и требования для вступления
Налоговый мониторинг – это способ информационного взаимодействия, при котором налогоплательщик предоставляет доступ к налоговой и бухгалтерской отчетности своей организации с целью проведения проверок. [1]. Для вступления в налоговый мониторинг, компания должна соответствовать следующим критериям:
- Общий сумма налогов более 100 миллионов рублей в год;
- Доход компании более 1 миллиарда рублей в год;
- Стоимость активов компании 1 миллиард рублей.
Однако, данные критерии не действуют для компаний, которые подписали соглашения о защите капиталовложений. Прозрачная деятельность данных компаний является обязательным условием для получения господдержки. Такие компании должны вступить в налоговый мониторинг не позднее трех лет с момент заключения соглашения, иначе оно будет расторгнуто. [3]
Способы информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга
Существует четыре способа информационного взаимодействия:
- Предоставление отчетности через витрину данных;
- Удаленное рабочее место;
- Предоставление данных по ТКС через оператора ЭДО (до 01.01.2024);
- Интеграция системы налогоплательщика с АИС «Налог-3» [4].
В таблице 1 представлено сравнение данных способов по критериям.
Таблица 1. Сравнительный анализ способов информационного взаимодействия.
Способ взаимодействия Критерий |
Витрина |
Удаленное рабочее место |
Передача через ТКС |
Прямое подключение ИС НП к АИС «Налог-3» |
Работа с разными учетными системами (SAP, 1С и т.д.) |
редко |
нет |
нет |
да |
Уровень контроля предоставляемой информации |
высокий |
низкий |
низкий |
высокий |
Наличие функционала СВК |
есть |
нет |
нет |
есть |
Гибкий интерфейс |
да |
нет |
нет |
да |
Безопасность передачи данных |
да |
нет |
нет |
да |
Из представленной таблицы можно сделать вывод, что наиболее совершенным способ взаимодействия является интеграция с АИС «Налог-3», так как при данном виде взаимодействия высокий уровень контроля представляемой информации, возможна работа с различными ERP системами, гибкий интерфейс (так как возможны изменения в работе сценариев, высокая безопасность передачи данных.
Анализ интеграции системы налогоплательщика с АИС «Налог-3»
АИС «Налог-3» представляет собой информационную систему, в которой работает налоговый инспектор. Интеграция с АИС «Налог-3» подразумевает настройку доступа к базе организации. [5] Для налогового инспектора это облегчит проверку, так как он работает в одной и той же программе, интерфейс которой, ему знаком. Интеграция с АИС «Налог-3» осуществляется путем реализации девяти сценариев, которые представлены в таблице 2.
Номер сценария |
Наименование сценария |
Инициатор запроса |
Вид взаимодействия |
1 |
Доступность информационной системы налогоплательщика |
Налоговый орган |
Синхронное |
2 |
Планируемая недоступность информационной системы |
Налогоплательщик |
Синхронное |
3 |
Файловый обмен |
Налоговый орган, Налогоплательщик |
Асинхронное |
4 |
Запрос на представление реестра документов |
Налоговый орган |
Синхронное |
5 |
Запрос на просмотр документа |
Налоговый орган |
Синхронное |
6 |
Запрос на доразмещение документов |
Налоговый орган |
Асинхронное |
7 |
Запрос получения отчета о работе в запросной системе |
Налоговый орган |
Синхронное |
8 |
Запрос на получение протокола операций |
Налоговый орган |
Синхронное |
9 |
Запрос получения сводного протокола операций |
Налоговый орган |
Синхронное |
По результатам анализа девяти сценариев видно, что сотрудник задействован только в рамках второго, третьего и шестого сценариев.
Таким образом, становится очевидно, что участие сотрудника со стороны налогоплательщика существенно сокращается, а значит и сокращаются трудозатраты компании.
Для наглядности стоит рассмотреть бизнес-процессы в рамках налогового мониторинга, где документы предоставляются через витрину данных и путем интеграции с АИС «Налог-3».
На рисунке 1 представлен бизнес-процесс «Подготовка и публикация отчетности НМ».
Рисунок 1. Подготовка и публикация отчетности НМ.
Из рисунка 1 становится очевидно, что все задачи выполняются сотрудником со стороны налогоплательщика.
На рисунке 2 представлен бизнес-процесс «Взаимодействие с налоговым инспектором».
Рисунок 2. Взаимодействие с налоговым инспектором.
На данном рисунке также отчетливо видно, что большая часть задач выполняется либо сотрудником, либо налоговым инспектором. Более того, налоговый инспектор вынужден каждый раз привыкать к интерфейсу, так как витрины данные у разных компаний выглядят по-разному.
Далее рассмотрим два сценария, которые реализуются в рамках интеграции с АИС «Налог-3»: сценарий № 5 «Запрос на просмотр документа» и сценарий №6 «Запрос на доразмещение документов» (рисунок 3 и 4).
Рисунок 3. Сценарий №5 «Запрос на просмотр документа».
Рисунок 4. Сценарий №6 «Запрос на доразмещение документов».
Проанализировав ранее представленные бизнес-процессы можно сделать вывод, что в рамках интеграции с АИС «Налог-3» существенным образом сокращаются трудозатраты, даже в тех сценариях, которые предполагают участие сотрудника, большая часть задач автоматизирована. Рассмотрев сценарий №6, можно заметить, что участие сотрудника необходимо только в части размещения и согласования документов. При использовании витрины налогового мониторинга сотруднику нужно было разместить данные, проверить, отправить уведомление в налоговую, а также дать доступ сотруднику ФНС.
В результате проведенного анализа в настоящей статье можно сделать вывод, что интеграция с АИС «Налог-3» существенным образом отличается от других способов информационного взаимодействия, является наиболее совершенным способом, которые позволят сократить трудозатраты как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа, а также поможет контролировать учетную деятельность больших компаний и избегать ошибок в налогообложении.
Список литературы
- Налоговый мониторинг. Расширенное информационное взаимодействие [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/taxmonit/#:~:text=%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%2D%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE,%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0.
- Налоговый кодекс РФ Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: http://nalog.garant.ru/fns/nk/55c4adea16f76d3a3814eec43ce78c99/.
- Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" от 28.06.2022 № 226-ФЗ [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420377/.
- Налоговый мониторинг: Расширенное информационное взаимодействие [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/taxmonit/.
- Налоговый мониторинг: Интеграция с АИС «Налог-3» [Электронный ресурс]. – 2022. – URL: https://is1c.ru/about/pc/article/nalogovyy-monitoring-integratsiya-s-ais-nalog-3/.