УДК 004.3

Технологичные решения на дорогах для повышения безопасности пешеходов

Иванова Надежда Антоновна – студент МИРЭА – Российского технологического университета.

Свищёв Андрей Владимирович – старший преподаватель кафедры Практической и прикладной информатики, МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: В наше время активно развиваются информационные технологии, появляются умные дома и приборы, они делают нашу жизнь проще и лучше, помогают в достижении ключевой цели каждого человека: обеспечить безопасную и комфортную жизнь для себя и близких. Для предотвращения трагедий на дорогах, внедряются новые инновационные решения, помогающие в тяжелых погодных условиях или в позднее время суток, обеспечивающие безопасность для пешеходов на дорогах и снижающие процент несчастных случаев.

Ключевые слова: проецируемый пешеходный переход, безопасность на дорогах, информационные технологии, ИТ.

Одной из проблем государственной важности в наш век является обеспечение безопасности своих граждан. Сегодня, когда информационные технологии развиваются с неимоверной скоростью, стало возможным сделать безопасным движение на дорогах, а в частности в городах, где ежедневно на улицы выходят миллионы людей. Часто ДТП в городах происходит из-за нехватки освещённости дорожных участков и плохой видимости. Цель нашей статьи показать, какие внедрения могут способствовать улучшению инфраструктуры дорожного движения в России с целью уменьшения инцидентов на дорогах и повышения качества безопасности пешеходов.

В 2022 году было 126705 дорожно-транспортных происшествий [1]. Из общего количества ДТП четверть приходится на аварии с участием пешеходов [2] – это около 39909 случаев, в которых погибло около 2554 пешеходов, а это 18% от общего числа погибших в ДТП. С каждым годом количество пострадавших от несчастных случаев уменьшается. Ниже приведём статистику ДТП по годам (Рисунок 1).

1

Рисунок 1. Статистика ДТП по годам.

Можно заметить, что особенно сильно сократилось количество ДТП на дорогах в период с 2019 года по май 2023 года. Спад с 2019 по 2020 несложно объяснить тем, что в мире была пандемия COVID-19. Во время карантина произошел активный скачок ИТ индустрии, что позволило улучшить в том числе и инфраструктуру транспортного движения и полезных внедрений с 2020 по 2023 год.

Объясним необходимость улучшения дорожной инфраструктуры. Исходя из статистики выше упомянутого сайта, ДТП с участием легковых автомобилей, которые являются самым распространённым и часто встречающимся в городах транспортом, составляют 78,5% от общего числа всех аварий на дорогах. Следовательно, необходимо предпринимать меры по снижению рисков на дорогах, в чём нам помогают информационные технологии. Подробную статистику о ДТП с участием видов транспорта за 2023 год можно увидеть на Рисунке 2.

2

Рисунок 2. Статистика ДТП с участием видов транспорта за 2023 год.

Рассмотрим упомянутое выше технологичное решение: проецируемый пешеходный переход. С 2021 года основное предназначение такой программно-аппаратный комплекс получил вблизи образовательных учреждений. А сейчас данное улучшение дорожной инфраструктуры уже применяется в разных городах, например, в Уфе, Златоусте, МО и других регионах [3]. Рисунок 3 показывает нам внедрение наглядно.

3

Рисунок 3. Проецируемый пешеходный переход.

Из Рисунка 3 видно, что в темное время суток зимой пешеходы могут чувствовать себя безопасно на дорогах, потому что водителю видна ситуация на пешеходном переходе за 100-150 метров до него.

Суть технологии заключается в том, что в зависимости от ширины дороги над проезжей частью устанавливают светодиодные проекторы, которые проецируют пешеходный переход. Количество проекторов зависит от ширины дорожного полотна, но всегда не более 1 проектора на 2 полосы движения. Ими создаются световые полосы, которые дублируют в темное время суток пешеходную «зебру» [4]. Примеры проекторов можно увидеть на Рисунке 4, а схему работы технологии на Рисунке 5.

4

Рисунок 4. Проекторы.

5

Рисунок 5. Пример работы технологии.

Другим решением являются светофоры Г-образной формы, которые дублируют красный и зеленый свет обычного светофора на дороге. Данное внедрение хорошо тем, что оно масштабнее обычного светофора и находится достаточно высоко, что позволяет увидеть свет издалека. На Рисунке 6 можно увидеть технологию наглядно, данное внедрение уже активно используется в разных городах России, например, в Уфе.

 

6

Рисунок 6. Светофоры Г-образной формы.

Еще одним решением по обеспечению безопасности дорожного движения являются подогреваемые дороги. Достаточно показательным примером использования технологии являются дороги финской столицы – Хельсинки. В этом городе активно применяется электрический обогрев дорожного покрытия, под асфальт прокладывают специальный электрический кабель, он и обогревает проезжую часть и тротуары по типу теплых полов, какие у нас устраивают в домах [5]. Данное внедрение пока что не применяется в России на дорогах, но используется, к примеру, в московском метрополитене. Под ступеньками на входе проложены трубы, гоняющие горячую воду, поэтому при спуске в метро граждане идут по сухим и не скользким ступенькам.

Подводя итоги нашего исследования, следует отметить, что обеспечение безопасности на дорогах было и остается важной проблемой государства. На помощь ему приходят инновационные и технологичные решения, которые необходимы, чтобы количество происшествий на дорогах снижалось.

Список литературы

  1. Полная статистика ДТП по России по месяцам в 2023 году. [Электронный ресурс] – URL: https://rusdtp.ru/stat-dtp (дата обращения 01.05.2023).
  2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. c.19 (дата обращения 01.05.2023).
  3. Умный проекционный пешеходный переход. [Электронный ресурс] – URL: https://gobo-home.ru/umny_peshehodny_perehod (дата обращения 01.05.2023).
  4. Проекционный пешеходный переход. [Электронный ресурс] – URL: https://igoboprojector.ru/bezopasnyye-dorogi (дата обращения 01.05.2023).
  5. Как и где в мире применяют подогрев асфальта. [Электронный ресурс] – URL: https://www.dortec.ru/statji/podogrev-asfalta-teoriya-i-praktika.html (дата обращения 01.05.2023).