УДК 004.3
Технологичные решения на дорогах для повышения безопасности пешеходов
Иванова Надежда Антоновна – студент МИРЭА – Российского технологического университета.
Свищёв Андрей Владимирович – старший преподаватель кафедры Практической и прикладной информатики, МИРЭА – Российского технологического университета.
Аннотация: В наше время активно развиваются информационные технологии, появляются умные дома и приборы, они делают нашу жизнь проще и лучше, помогают в достижении ключевой цели каждого человека: обеспечить безопасную и комфортную жизнь для себя и близких. Для предотвращения трагедий на дорогах, внедряются новые инновационные решения, помогающие в тяжелых погодных условиях или в позднее время суток, обеспечивающие безопасность для пешеходов на дорогах и снижающие процент несчастных случаев.
Ключевые слова: проецируемый пешеходный переход, безопасность на дорогах, информационные технологии, ИТ.
Одной из проблем государственной важности в наш век является обеспечение безопасности своих граждан. Сегодня, когда информационные технологии развиваются с неимоверной скоростью, стало возможным сделать безопасным движение на дорогах, а в частности в городах, где ежедневно на улицы выходят миллионы людей. Часто ДТП в городах происходит из-за нехватки освещённости дорожных участков и плохой видимости. Цель нашей статьи показать, какие внедрения могут способствовать улучшению инфраструктуры дорожного движения в России с целью уменьшения инцидентов на дорогах и повышения качества безопасности пешеходов.
В 2022 году было 126705 дорожно-транспортных происшествий [1]. Из общего количества ДТП четверть приходится на аварии с участием пешеходов [2] – это около 39909 случаев, в которых погибло около 2554 пешеходов, а это 18% от общего числа погибших в ДТП. С каждым годом количество пострадавших от несчастных случаев уменьшается. Ниже приведём статистику ДТП по годам (Рисунок 1).
Рисунок 1. Статистика ДТП по годам.
Можно заметить, что особенно сильно сократилось количество ДТП на дорогах в период с 2019 года по май 2023 года. Спад с 2019 по 2020 несложно объяснить тем, что в мире была пандемия COVID-19. Во время карантина произошел активный скачок ИТ индустрии, что позволило улучшить в том числе и инфраструктуру транспортного движения и полезных внедрений с 2020 по 2023 год.
Объясним необходимость улучшения дорожной инфраструктуры. Исходя из статистики выше упомянутого сайта, ДТП с участием легковых автомобилей, которые являются самым распространённым и часто встречающимся в городах транспортом, составляют 78,5% от общего числа всех аварий на дорогах. Следовательно, необходимо предпринимать меры по снижению рисков на дорогах, в чём нам помогают информационные технологии. Подробную статистику о ДТП с участием видов транспорта за 2023 год можно увидеть на Рисунке 2.
Рисунок 2. Статистика ДТП с участием видов транспорта за 2023 год.
Рассмотрим упомянутое выше технологичное решение: проецируемый пешеходный переход. С 2021 года основное предназначение такой программно-аппаратный комплекс получил вблизи образовательных учреждений. А сейчас данное улучшение дорожной инфраструктуры уже применяется в разных городах, например, в Уфе, Златоусте, МО и других регионах [3]. Рисунок 3 показывает нам внедрение наглядно.
Рисунок 3. Проецируемый пешеходный переход.
Из Рисунка 3 видно, что в темное время суток зимой пешеходы могут чувствовать себя безопасно на дорогах, потому что водителю видна ситуация на пешеходном переходе за 100-150 метров до него.
Суть технологии заключается в том, что в зависимости от ширины дороги над проезжей частью устанавливают светодиодные проекторы, которые проецируют пешеходный переход. Количество проекторов зависит от ширины дорожного полотна, но всегда не более 1 проектора на 2 полосы движения. Ими создаются световые полосы, которые дублируют в темное время суток пешеходную «зебру» [4]. Примеры проекторов можно увидеть на Рисунке 4, а схему работы технологии на Рисунке 5.
Рисунок 4. Проекторы.
Рисунок 5. Пример работы технологии.
Другим решением являются светофоры Г-образной формы, которые дублируют красный и зеленый свет обычного светофора на дороге. Данное внедрение хорошо тем, что оно масштабнее обычного светофора и находится достаточно высоко, что позволяет увидеть свет издалека. На Рисунке 6 можно увидеть технологию наглядно, данное внедрение уже активно используется в разных городах России, например, в Уфе.
Рисунок 6. Светофоры Г-образной формы.
Еще одним решением по обеспечению безопасности дорожного движения являются подогреваемые дороги. Достаточно показательным примером использования технологии являются дороги финской столицы – Хельсинки. В этом городе активно применяется электрический обогрев дорожного покрытия, под асфальт прокладывают специальный электрический кабель, он и обогревает проезжую часть и тротуары по типу теплых полов, какие у нас устраивают в домах [5]. Данное внедрение пока что не применяется в России на дорогах, но используется, к примеру, в московском метрополитене. Под ступеньками на входе проложены трубы, гоняющие горячую воду, поэтому при спуске в метро граждане идут по сухим и не скользким ступенькам.
Подводя итоги нашего исследования, следует отметить, что обеспечение безопасности на дорогах было и остается важной проблемой государства. На помощь ему приходят инновационные и технологичные решения, которые необходимы, чтобы количество происшествий на дорогах снижалось.
Список литературы
- Полная статистика ДТП по России по месяцам в 2023 году. [Электронный ресурс] – URL: https://rusdtp.ru/stat-dtp (дата обращения 01.05.2023).
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. c.19 (дата обращения 01.05.2023).
- Умный проекционный пешеходный переход. [Электронный ресурс] – URL: https://gobo-home.ru/umny_peshehodny_perehod (дата обращения 01.05.2023).
- Проекционный пешеходный переход. [Электронный ресурс] – URL: https://igoboprojector.ru/bezopasnyye-dorogi (дата обращения 01.05.2023).
- Как и где в мире применяют подогрев асфальта. [Электронный ресурс] – URL: https://www.dortec.ru/statji/podogrev-asfalta-teoriya-i-praktika.html (дата обращения 01.05.2023).