УДК 004.023

Обзор видов ограничений и различных методов планирования и оптимизации расписания в учебных заведениях

Головизов Денис Иванович – студент магистратуры направления «Информатика и вычислительная техника» Самарского государственного технического университета

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению видов ограничений, который присутствуют в задачах оптимизации составления расписаний, а также обзору различных методов планирования и оптимизации расписания в учебных заведениях, их особенностей, достоинств и недостатков.

Ключевые слова: оптимизация, учебный процесс, расписание, ограничение, метаэвристика, модель.

Расписание занятий имеет важнейшее значение в организации учебного процесса. От грамотно составленного расписания зависит полнота творческой отдачи и трудовой ритм преподавателей, а также успешность обучения студентов [1].

Оптимизация учебного процесса связана с планированием занятий в определенное время в заданных аудиториях с конкретными обучающимися, которые должны в них присутствовать. В лучшем случае результатом решения проблемы являются планы, позволяющие всем студентам посещать занятия в определенном месте и в определенное время.

Однако существуют жесткие (нельзя нарушать) и мягкие (нежелательно, но можно нарушать) ограничения на распределение ресурсов (таблица 1).

Таблица 1. Мягкие и жесткие ограничения.

Мягкие ограничения

Жесткие ограничения

Выпускные и общие курсы должны быть запланированы на непересекающиеся ­временные интервалы.

Курсы с общими студентами не могут быть распределены в одно и то же время в один и тот же день.

Общее количество доступных периодов суточного расписания составляет 8 часов (максимум)

Мягкие ограничения

Жесткие ограничения

Количество студентов, проходящих курс, должно соответствовать отведенной аудитории.

Каждый дополнительный студент сверх вместимости аудитории считается нарушением.

Аудитория не может быть назначена более чем для одной лекции в определенный период.

Курсы, входящие в учебную программу, должны быть отнесены к разным периодам.

Курсы, читаемые лектором, должны быть отнесены к разным периодам.

Лекции по данному учебному предмету должны быть последовательными.

Расписание должно быть запланировано на основе университетского календаря:

- учитывает загруженность преподавателей.

- учитывает свободное время (т.е. рабочие часы) лекторов.

- каждый курс должен быть привязан к месту проведения в определенный временной интервал.

- запланированные курсы не должны превышать вместимость аудитории.

- лекционные аудитории нельзя бронировать дважды на одно и то же время.

- все лекционные помещения должны быть запланированы один раз, а не дважды.

 

Ни одна студенческая группа не проводит два мероприятия одновременно.

Ни у одного лектора нет двух мероприятий одновременно.

Ни одно мероприятие не проводится в помещении с меньшей вместимостью, чем количество студентов в группе.

Сотрудники, занимающиеся составлением расписания, должны учитывать все эти ограничения, чтобы добиться оптимального результата. Из-за сложности этой проблемы сотрудники тратят значительное количество времени на поиск наилучшего решения. Однако даже при наличии большого опыта найденное разрешение может оказаться не оптимальным из-за большого количества возможных комбинаций.

Описывая реальную задачу математическими функциями, можно проводить поиск значений в моделях с использованием методов оптимизации. Таким образом, ставится задача найти решение, максимально использующее имеющиеся человеческие ресурсы и удовлетворяющее потребности всех вовлеченных сторон. Этот подход становится очень сложным по мере появления новых ограничений.

Особо актуальными в сфере оптимизации учебного процесса считаются подходы, основанные на метаэвристике, которые обещают точные и оптимальные решения проблемы планирования расписания. Известные подходы такого рода включают:

  1. Жадный рандомизированный адаптивный поиск (GRASP – Greedy Randomized Adaptive Search).

Это многозаходная метаэвристика для задач комбинаторной оптимизации, в которой каждая итерация состоит в основном из двух фаз: построения и локального поиска. На этапе построения строится допустимое решение, окрестность которого исследуется до тех пор, пока не будет найден локальный минимум на этапе локального поиска. В результате сохраняется лучшее общее решение.

  1. Алгоритм имитации отжига (SA – Simulated Annealing).

Это метод решения задач оптимизации без ограничений и со связанными ограничениями. Метод моделирует физический процесс нагревания материала с последующим медленным понижением температуры для уменьшения количества дефектов, минимизируя, таким образом, энергию системы. На каждой итерации моделируемого алгоритма отжига случайным образом генерируется новая точка. Расстояние новой точки от текущей или объем поиска основаны на распределении вероятностей со шкалой, пропорциональной температуре. Алгоритм принимает все новые точки, которые снижают цель, а также, с определенной вероятностью, точки, которые повышают цель.

  1. Поиск с запретами (TSTabu Search).

Это метаэвристика, которая используется для решения задач оптимизации. Производительность TS была улучшена по сравнению с методом локального поиска за счет ухода от уже посещенных решений задачи и их соседей. Это останавливает поиск локальных оптимальных решений. TS создает кандидатов, которые в основном представляют собой набор различных целочисленных переменных. Эти кандидаты отличаются на один или несколько бит от текущего оптимального решения и отбрасываются из списка, созданного TS. Затем подзадачи исходной задачи решаются для каждого кандидата с помощью метода, основанного на градиенте. Чтобы создать ресурс для следующего поколения, выбирается один существующий кандидат с наилучшей объективной ценностью.

  1. Генетический алгоритм (GA Genetic Algorithm).

Это метод решения задач оптимизации с ограничениями и без, основанный на естественном отборе – процессе, управляющем биологической эволюцией. Генетический алгоритм неоднократно модифицирует совокупность индивидуальных решений.

Система штрафов является механизмом, позволяющим регулировать процесс оптимизации расписания [2].

Проблемы планирования обычно решаются с помощью эвристических методов из-за их структуры и сложности. Некоторые из общих метаэвристических стратегий включают эволюционные алгоритмы, муравьиную колонию, локальный поиск, симуляцию отжига и запретный поиск, но ни одну из них нельзя выделить как лучшую.

В таблице 2 приведены сводные данные некоторых из алгоритмов оптимизации составления расписания [3].

Таблица 2. Обзор различных методов планирования и оптимизации расписания в учебных заведениях.

Техника

Недостатки

Достоинства

Поиск с запретами

Плохо работает в задачах большой размерности.
Поскольку у него нет памяти, для его эффективной работы требуются другие алгоритмы или дополнительные компоненты.

Его можно использовать для более точного исследования итерационных задач, чем другие алгоритмы.
Игнорирует недавно исследованные районы, чтобы избежать выбора локального оптимального решения.

Алгоритм великого потопа (GD)

Сложный в реализации.

Имеет короткое вычислительное время.

Алгоритм Бройдена-Флетчера-Гольдфарба-Шанно (BFGS)

Плохо работает в контексте негладкой оптимизации.

Имеет лучшую сходимость, чем большинство алгоритмов.

Целочисленное программирование

Не может решить проблемы рассеяния.

Иметь более высокую вероятность/эффективность.

Метаэвристические методы

Долго вычисляет оптимальное решение.

Может быстро сходиться.

Гиперэвристика

Сложный в реализации.

Может быть оптимальным.

Подходы, основанные на фиксации и оптимизации метаэвристики

Не эффективны в рабочих задачах, связанных с рассеянием.

Не перекрывается и не мутирует.

Целочисленное программирование

Трудно определить исходные параметры проекта.

Ограниченное число параметров, которые необходимо настроить.

Алгоритм искусственной пчелиной семьи

Сходится преждевременно, что приводит к отсутствию решений в некоторых случаях.

Прост в использовании и может эффективно взаимодействовать с другими алгоритмами.

Алгоритм имитации отжига

Требует улучшений для эффективного функционирования.

Постепенно сходится к глобальному оптимальному решению и тем самым уходит от локального решения.

Стохастический градиентный спуск

Гиперпараметры необходимо настраивать вручную. Следовательно, сложен в изучении и использовании.

Прост в реализации и быстро работает при применении к небольшим наборам данных.

Оптимизация колонии элитных иммунных муравьев (EIACO)

Сложный для реализации.

Сочетает в себе сильные стороны муравьиной колонии и иммунного алгоритма.

Многоцелевая оптимизация

Может преждевременно сходиться.

Умеет выполнять параллельные вычисления.

Линейная целочисленная модель

Сложный в реализации.

Эффективен в решении задач, не имеющих точных математических моделей.

Рой частиц (PSO)

Сходится не быстро.

Простота реализации.

Следует отметить, что выбор конкретного метода зависит от множества ограничений, которые присутствуют в каждом конкретном случае.

Список литературы

  1. Масляев Д. А. Cовременное состояние задачи автоматизации составления оптимального учебного расписания в вузе / Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Выпуск 1 (42). – С. 23-40.
  2. Яндыбаева Н.В. Генетический алгоритм в задаче оптимизации учебного расписания ВУЗа // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 97-98.
  3. Кохендерфер У. Алгоритмы оптимизации. – Вильямс, 2020. – 528 с. – ISBN: 978-5-907144-76-7.

Интересная статья? Поделись ей с другими: