УДК 004

Оптимизация работы сайта интернет-магазина на основе веб-аналитики

Андрияш Евгения Валерьевна – студент магистратуры Университета «Институт точной механики и оптики»

Аннотация: Оптимизация работы сайта электронной коммерции на основе веб-аналитики – это важный аспект увеличения продаж. Анализ ключевых метрик является важным шагом для определения эффективности сайта и оценки влияния различных факторов на поведение пользователей. В работе приводятся ключевые аналитические метрики сайта, которые предоставляют информацию о взаимодействии с пользователями и помогают оценить эффективность сайта. В статье рассмотрены функции Google Analytics и Яндекс.Метрики, двух наиболее распространенных инструментов аналитики на российском рынке. Кроме выявления и устранения проблем сайта и оптимизации его производительности, эти инструменты также могут использоваться для повышения удовлетворенности пользователя.

Ключевые слова: веб-аналитика, интернет-магазин, сайт, Google Analytics, Яндекс.Метрика, удовлетворенность клиентов.

В современных рыночных условиях интернет-магазины стали очень популярными, и многие компании переводят свой бизнес в онлайн-пространство. Однако, просто создать веб-сайт магазина недостаточно для успешного бизнеса. Оптимизация работы сайта интернет-магазина является одним из ключевых факторов, влияющих на уровень продаж и удовлетворенность клиентов. В данной статье будет рассмотрено, как использование аналитики может помочь в оптимизации сайта и в повышении уровня продаж. Будут изучены инструменты, метрики веб-аналитики, а также каким образом они могут повлиять на удовлетворенность клиентов.

Аналитика сайта интернет-магазина является неотъемлемой частью оптимизации его работы и повышения уровня продаж. Важным этапом при проведении анализа является определение ключевых метрик, которые позволяют измерить эффективность работы сайта и оценить влияние различных факторов на поведение пользователей.

Основными метриками, используемыми при анализе сайта интернет-магазина, являются [1]:

  1. CTR (click-through rate) – является одной из ключевых метрик и отображает отношение числа кликов к числу показов рекламного объявления или ссылки на сайте. Данный показатель позволяет оценить эффективность рекламной кампании и ее привлекательность для пользователей.
  2. Конверсия – показатель, характеризующий отношение числа посетителей, совершивших целевое действие (покупку, подписку, регистрацию и т.д.), к общему числу посетителей сайта. Высокая конверсия говорит о том, что сайт эффективно выполняет свою задачу и удовлетворяет потребности пользователей.
  3. Отказы – процентное отношение посетителей, покинувших сайт после просмотра одной страницы, к общему числу посетителей. Высокий процент отказов может говорить о том, что сайт неинтересен для пользователей или имеет неудобный интерфейс.
  4. Время на сайте и количество просмотров страниц - это метрики, которые позволяют оценить вовлеченность пользователей в сайт. Чем больше время, проведенное пользователем на сайте, и чем больше страниц просмотрено, тем больше вероятность совершения целевого действия на сайте.
  5. Средний чек – средний размер покупки на сайте. Эта метрика позволяет оценить эффективность маркетинговых кампаний и узнать, какие товары и категории товаров наиболее популярны у пользователей.
  6. Retention rate – процент посетителей сайта, которые вернулись на сайт более одного раза. Эта метрика позволяет оценить лояльность пользователей и эффективность мероприятий по удержанию клиентов.

Представленные выше метрики являются не единственными источниками информации для аналитики, перечень может быть дополнен в зависимости от потребностей компании. Определение этих метрик позволяет получить информацию о том, как пользователи взаимодействуют с сайтом и оценить его эффективность.

Для проведения веб-анализа используются различные инструменты аналитики, такие как Google Analytics, Yandex.Metrica (Яндекс.Метрика) и др. Эти инструменты являются бесплатными, наиболее популярными на территории РФ и позволяют получить детальную информацию о посетителях сайта, их поведении на сайте, источниках трафика и других важных параметрах [2].

Рассмотри два инструмента более подробно. Основные функции Google Analytics включают [3]:

  • отслеживание количества посетителей, просмотров страниц и сессий;
  • анализ поведения посетителей, включая время нахождения на сайте, страницы входа/выхода, просмотренные страницы и т.д.;
  • измерение эффективности маркетинговых кампаний, включая отслеживание источников трафика, конверсий и т.д.;
  • создание отчетов и настраиваемых целей для отслеживания определенных метрик и показателей;
  • интеграция с Google Ads и Google Search Console, что позволяет более точно оценивать эффективность рекламных кампаний и оптимизировать сайт для поисковых систем.

Яндекс.Метрика предоставляет следующий набор функций [4]:

  • отслеживание количества посетителей, просмотров страниц и сессий;
  • анализ поведения посетителей, включая время нахождения на сайте, страницы входа/выхода, просмотренные страницы и т.д.;
  • измерение эффективности рекламных кампаний, включая отслеживание источников трафика, конверсий и т.д.;
  • создание отчетов и настраиваемых целей для отслеживания определенных метрик и показателей;
  • отображение на тепловых картах и картах кликов взаимодействие посетителей на сайте с различными элементами на странице.

Яндекс.Метрика предоставляет больше возможностей для работы с рекламными кампаниями, такими как отслеживание звонков и отправленных форм. Google Analytics, в свое время, более гибкий и мощный инструмент [5].

Анализ данных, полученных при помощи инструментов веб-аналитики, позволяет выявить проблемы в работе сайта и определить слабые места в воронке продаж. Например, анализ показателей конверсии может помочь выявить проблемы в заполнении формы заказа или необходимость изменения дизайна сайта. Проведение такого анализа позволяет компаниям грамотно выстраивать стратегию взаимодействия с различными сегментами целевой аудитории и применение того или иного сервиса обусловливается целями и задачами конкретной организации [6].

Необходимо отметить, что веб-аналитику можно рассматривать не только с точки зрения определения слабых места сайта и направлений его оптимизации, но необходимо учесть такой аспект как потребитель. При помощи представленных инструментов и многих других возможно оценить удовлетворенность пользователей и выявить причины их недовольства. Приведем примеры:

  • анализ отзывов пользователей может выявить проблемные моменты на сайте интернет-магазина, с которыми они сталкиваются. Если в отзывах часто упоминается недостаточно информации о товаре или сложность оформления заказа, то это может быть сигналом для улучшения соответствующих разделов. Анализ отзывов также поможет понять, какие товары пользуются большим спросом, а какие - нет, и сделать выводы о том, какие изменения в ассортименте могут привести к увеличению удовлетворенности посетителей и, как следствие, увеличению продаж;
  • высокий процент отказов на определенной странице может указывать на проблемы с ее содержанием, дизайном или навигацией. Исправление этих проблем может повысить удобство использования сайта посетителем и уменьшить процент отказов;
  • анализ показателей времени на сайте и количества просмотров страниц может помочь выявить, какие страницы сайта наиболее популярны у пользователей. Эта информация может быть полезна для оптимизации контента на сайте, что позволит сделать его более подходящим для потенциального клиента;
  • анализ показателей источников трафика может оказать значительное влияние на удовлетворенность посетителей. Различные источники трафика могут привлекать различную аудиторию с разными потребностями и ожиданиями. Например, если большая часть трафика приходит из социальных сетей, это может указывать на то, что пользователи ищут интересный и развлекательный контент, а не обязательно готовы совершать покупки. В таком случае интернет-магазин может оптимизировать свой контент, чтобы соответствовать интересам своей аудитории и увеличить вероятность совершения покупок;
  • анализ данных о поведении пользователей на сайте может помочь выявить проблемы с поиском товаров, оформлением заказа или оплатой. Исправление этих проблем может повысить удобство использования сайта и увеличить количество выполненных заказов.

Таким образом, веб-аналитика во многом относится к вопросам маркетинга и продвижения в поисковых системах. Она позволяет оценить не только эффективность используемых средств в продвижении ресурса, но также анализ данных позволяет выявить различные проблемы и слабые места в работе сайта, которые могут отрицательно влиять на удовлетворенность пользователей и уровень продаж. Оптимизация сайта на основе полученных результатов поможет улучшить его работу и привлечь больше клиентов, что в свою очередь приведет к увеличению прибыли и укреплению позиций на рынке.

Список литературы

  1. Сметкина А. В., Веб-аналитика как инструмент клиентоориентированности компании / Теория права и межгосударственных отношений // 2021 г. 580-586 с.
  2. Шебанова А. О., Филимонова А. С., Ряд особенностей организации эффективного функционирования интернет-магазина/ Информационные технологии в моделировании и управлении: подходы, методы, решения // Том 2, Часть 2. 2017 г. 621-628 с.
  3. Ольховская А. Е., Муртазина А. Р., Использование Google Analytics для продвижения сайта/ Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2019). 2019 г. 232-234 с
  4. Федькова Н. А., Исаев К. В., Яндекс Метрика – система веб-аналитики / Инновационное развитие предпринимательской деятельности региона// 2021 г. 31-37 с.
  5. Сергейчук Н. А., Готская И. Б., Обзор возможностей современных систем веб-аналитики / Альманах научных работ молодых ученых XLVI научной и учебно-методической конференции Университета ИТМО // Том 4. 2017 г. 201-204 с.
  6. Жатикова Д. В., Применение веб-аналитики в маркетинге: современные сервисы и инструменты / Управленческие науки в современном мире// 2022 г. 246-248 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: