УДК 004

Применение технологий искусственного интеллекта в системе корпоративного управления

Юлдашева Милена Марсовна – студентка Института юстиции Саратовской государственной юридической академии

Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема, посвященная применению технологий искусственного интеллекта в системе корпоративного управления. Автором приводится развитие Российской Федерации в данном направлении, сопровождающееся понятия, как «искусственный интеллект». Автор приходит к выводу, что внедрение технологий искусственного интеллекта в систему корпоративного управления, безусловно, будет сопровождаться рядом проблем, однако полный отказ от них, учитывая конкурентные преимущества, которые могут предоставить алгоритмы искусственного интеллекта, создаст существенную угрозу для существования бизнеса корпораций в целом.

Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии, нейроинтеллект.

Тема искусственного интеллекта впервые стала обсуждаться в средствах массовой информации в 50 х годах XX века. Но и по сей день, данная тема является актуальной и обсуждаемой. К примеру, нельзя не согласиться с мнением многих практиков и теоретиков, непосредственно взаимодействующих с искусственным интеллектом, что в ближайшем будущем данный комплекс технологий будет оказывать влияние на деятельность хозяйствующих субъектов [1, с. 25].

Российская Федерация – одна из ведущих держав в области разработки информационных технологий. В 2019 году был принят Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» который является планом, обеспечивающим «высокую степень влияния технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта» [2].

В июне 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме был принят – «Альманах по искусственному интеллекту». Альманах был подготовлен Центром компетенций НТИ «Искусственный интеллект» на базе МФТИ при поддержке «Сбербанка» и Аналитического центра при Правительстве РФ и в настоящее время выпускается на регулярной основе. [3, с.174].

Безусловно, цивилизация не стоит на месте, в связи с этим в настоящее время протекают неоднозначные изменения: с одной стороны, продолжаются экономические войны, с другой стороны, быстро развиваются инновационные разработки в области искусственного интеллекта [4, с. 1].

В соответствии с этим встал вопрос о применении искусственного интеллекта в корпоративном управлении. Однако, применение таких технологий влекут за собой необходимость подсчетов экономических расчетов, рисков и противоречивых последствий.

Искусственный интеллект – это технология, способная самостоятельно выполнять задачи, заменяя тем самым работников на профессионалов «машинного обучения».

Рассмотрим преимущества новых технологий. Во-первых, технологии искусственного интеллекта повысят прозрачность бизнес- проектов. Во-вторых, с помощью машинного интеллекта возможна генерация внутренней системы организации, документов, успехов компании, что ранее входило в перечь обязанностей директора компании. Еще одним плюсом является выявление признаков указывающие на проблемы, существующие в организации. Также снижается человеческий фактор: болезнь, отпуск, декретный отпуск, работа протекает независимо от внутренних и внешних факторов.

Конечно, внедряя данные технологии компания одновременно сталкивается с проблемами:

  • Для работы с машинным интеллектом необходимы специалисты, круг которых очень ограничен, в связи с чем компания может столкнуться с проблемами кадров;
  • Работа с искусственным интеллектом – предполагает работу с провайдером, а значит нельзя исключать «утечку» важной информации;
  • Нейросеть – это большой объем данных.

Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ПАО «МТС») является одним из лидеров среди крупных российских корпораций в использовании искусственного интеллекта для решения производственных и управленческих задач. Помимо ПАО «МТС», в январе 2017 года «Сбербанк» решил заменить три тысячи сотрудников на одного робота-юриста, также совместно с МФТИ, «Сбербанк» разработал совместный проект» Нейроинтеллект iPavlov» по применению машинного интеллекта в колл-центре. Задача проекта – разработка алгоритмов для создания разговорного искусственного, она позволит снизить нагрузку на сотрудников и повысит качество работы с клиентами [5, с.19].

В 2017 года компания «Яндекс» разработал для «Райффайзенбанка» модель, для прогнозирования спроса на наличные в банкоматах. Практически все сервисы «Яндекса», решающие задачи пользователей, используют технологии искусственного интеллекта.

Большинство представителей бизнеса знают о технологиях искусственного интеллекта, но почему же 43% не используют искусственный интеллект в работе компании. Среди причин отказа от использования технологии искусственного интеллекта представители бизнеса называют отсутствие потребности в данных технологиях, а также ненужность конкретно в их сфере деятельности. Каждый десятый заявил об отсутствии знаний о данных технологиях, и только 8% опрошенных отказываются от планов по внедрению искусственного интеллекта из-за необходимости крупных финансовых вложений [4, с.10].

Машинный интеллект открывает как новые возможности, так и новые угрозы, которые необходимо принимать во внимание при их внедрении и применении. В связи с заявленной целью описать и оценить перспективы внедрения и применения технологий искусственный интеллект в практику корпоративного управления, выявить их положительные эффекты основной акцент был сделан на определении возможностей искусственный интеллект для повышения эффективности принятия управленческих решений и прежде всего, стратегических решений. Важнейшими из таких эффектов являются многократное возрастание объемов информации, привлекаемой для выработки альтернатив решений, и существенное уменьшение ресурсозатрат; быстрый анализ больших массивов данных; разработка достоверных сценариев последствий принимаемых решений; возрастание качества решений (их беспристрастность, резкое снижение возможности отражения в них оппортунистических настроений, конфликтующих с корпоративными целями и ценностями) и ряд других.

Внедрение технологий искусственного интеллекта в систему корпоративного управления, будет сопровождаться значительным количеством проблем. С другой стороны, отказ от использования этих технологий неизбежно создаст угрозу для существования бизнеса корпораций, учитывая конкурентные преимущества, которые могут предоставить алгоритмы искусственного интеллекта.

Значительные изменения, связанные с возрастающим количеством информации, ускорением бизнес-процессов и обострением конкуренции между компаниями, ждут корпоративных директоров в ближайшем будущем.

Список литературы

  1. Бамбуров В.А. Применение технологий искусственного интеллекта в корпоративном управлении // Государственная служба. 2018. № 3 (113). С. 23-28.
  2. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Собрание Законодательства. 2019. № 41. Ст. 5700.
  3. управления человеческими ресурсами // Вестник ГУУ. 2020. № 7. С.  Зуб А.Т. Искусственный интеллект в корпоративном управлении: возможности и границы применения // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 94. С. 173-188.
  4. Киргизова Н.П. Применение технологий искусственного интеллекта в управлении бизнес процессами российских компаний // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 9 (43). С. 1-11.
  5. Блинникова А.В. Использование искусственного интеллекта в процессах 14-21.

Интересная статья? Поделись ей с другими: