УДК 14

Древнекитайская философия

Янь Хаоюэ – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данном исследовании рассматривается роль древнекитайской философии как основы ее искусства. С точки зрения автора, китайская философия и культура представляют собой синхронное целое, существующее циклично во времени и пространстве, фундаментальной и неизменной основой которого является древнекитайская философия.

Ключевые слова: философия, Китай древний Китай, исследование.

Философия Китая от династии Чжоу до примерно 2 600 лет до Опиумной войны, в отличие от современной эпохи, может быть названа древней философией. О так называемом древнем периоде можно, конечно, сказать, что он включает в себя Верхнюю, Среднюю и Современную эпохи. По своей основной направленности древнекитайская философия соответствовала философии других стран мира, и в ней доминировала интерактивная борьба между материализмом и идеализмом[1]. Однако в своем конкретном проявлении она не могла не принять свою особую форму. Древнекитайская философия имеет свой уникальный набор категорий, свой уникальный набор основных понятий. Причем смысл этих основных понятий в разные эпохи различен. Если вы хотите правильно понять содержание древнекитайской философии, то сначала нужно понять значение основных понятий или основных категорий древнекитайской философии. В древнекитайской философии многие основные понятия использовались как материалистами, так и идеалистами, однако материалисты и идеалисты понимали их по-разному и по-разному относились к ним. На это также следует обратить внимание. В данной статье предпринята попытка дать краткий обзор происхождения и эволюции некоторых ключевых понятий во взглядах древнекитайской философии на Вселенную.

Китайская философия основана на классическом китайском языке и философской мысли различных школ китайской цивилизации. Она зародилась в период Весны и Осени и в период Воюющих государств, во время которых она была известна как "Сто школ мысли" и являлась важным интеллектуальным и культурным развитием [1]. Она характеризуется как философия различных школ китайской цивилизации. Хотя китайская философия зародилась в значительной степени в период Воюющих государств, элементы китайской философии существуют уже тысячи лет. Некоторые из них можно найти в "И цзин", древнем сборнике гаданий, датируемом по крайней мере 672 годом до н.э. [2], который был самой ранней записью китайской мысли, написанной в периоды Инь и Чжоу, а затем расцветшей в периоды Весны и Осени и Воюющих государств. История ее развития может быть в целом разделена на: классическую философию Ста школ мысли в эпоху Восточной Чжоу; период конфуцианства и взаимосвязанного развития конфуцианства, буддизма и даосизма в династиях Хань и Тан; слияние конфуцианства, буддизма и даосизма в династиях Сун, Юань, Мин и Цин; и период сближения Востока и Запада после конца династии Цин. Китайская философия, благодаря своему влиянию на восточноазиатские культурные регионы, такие как Китай, Япония и Корея, заняла в рамках восточной философии положение, сравнимое с положением древнегреческой философии в рамках европейской мысли. Многообразие современной китайской философии в сочетании с марксистской теорией и проблемами новой социально-политической ситуации определяет тенденцию в традиционных аргументах морализма и конфуцианства.

В древнем Китае конфуцианство, даосизм, легализм и буддизм были основными философскими школами, причем конфуцианство, буддизм и даосизм оказали наиболее глубокое влияние. Западная философия появилась в современную эпоху и также оказала сильное влияние. После прихода к власти Коммунистической партии Китая марксистская философия заменила конфуцианство в качестве официального политического идеала Китайской Народной Республики [4].

Китайский взгляд на вселенную представлен "И цзин" и Лао Чжуан, этический и социальный взгляд представлен учениями Конфуция и Менция, а буддизм дополняется учениями конфуцианства и даосизма, которые проповедуют реинкарнацию и карму.

Конфуцианство, берущее свое начало от "Пути Конфуция и Менция", имеет долгую историю в развитии китайской культуры и оказало глубокое влияние на общую этику китайского народа, а также на ценности и приоритеты китайской культуры. Оно стало коллективным подсознанием китайского народа. Ценности конфуцианства оказывали влияние на большинство общественных мероприятий в древнем Китае, где конфуцианские ценности были приоритетным стандартом. Поэтому можно сказать, что ценности конфуцианства представляют собой основные ценностные приоритеты традиционной китайской культуры в целом[5].

Конфуцианство фокусируется на самосовершенствовании и этике, а его центральной идеей является "благожелательность и праведность", что означает, что люди должны сосредоточиться на гармоничных отношениях друг с другом[5]. Межличностные отношения основываются на Пяти обрядах, и существуют определенные нормы.

Конфуцианство ценит праведность выше прибыли, а праведность ведет к прибыли. Оно уважает использование естественных законов рыночной экономики и выступает против нарушения законов рынка, в то же время против манипулирования рынком, но одобряет "продажу по цене". Конфуцианство делает упор на разум, а также утверждает, что материалистический подход ведет к знаниям. Конфуцианство ценит науку и технику, а также материальную практичность, выдвигает принцип "меньше усилий, больше работы" и развивает практическую науку.

Даосская мысль является одной из наиболее важных и влиятельных философских идей в Китае. Даосизм – это сокращение от морализма. Существует теория, что даосизм возник благодаря историкам. К даосам также относились отшельники, которые подталкивали людей к решению жизненных проблем путем "выхода" в мир. Даосская теория основана на "Лаоцзы" (также известном как "Дао дэ цзин"), который вместе с "Чжуанцзы" (также известным как "Нань хуа цзин") является основным текстом мысли.

Даосы верят в естественный способ существования, в то, что, приняв Небо за путь и действуя в соответствии с ним, можно устранить и вылечить бедствия. Даосы считают, что причина, по которой человеческое общество не может решить свои проблемы, заключается в слишком активном вмешательстве, поэтому они выступают за то, что, ничего не делая, можно достичь бездействия и сытости. Даосизм также стремится к простому обществу, в котором люди не навязывают вещам никаких искусственных воздействий и возвращаются к своему изначальному состоянию простоты, невежества и беспечности, так что человеческие раздоры и беды могут быть действительно освобождены. В целом, Лаоцзы склоняется к тому, чтобы быть правителем государства. В своих взглядах на жизнь Лаоцзы выступает за то, чтобы "быть чистым и самосознательным, быть скромным и самодостаточным". В политике он предлагал "править, ничего не делая", и ничего не делать, ничего не делая. Даосизм простирается от взглядов на жизнь и общество до космологии, предлагая такие философские концепции, как "Дао", "Ци" и "Природа". Все теории даосизма вращаются вокруг Дао. Дао – это не только источник живых существ, но и основа создания всего сущего, природа всех вещей на небе и земле, основа благополучия человека, а также фундаментальная стратегия управления страной и государством. Даосизм подчеркивает "блуждание ума" и пропагандирует свободу, а даосизм подчеркивает "пустоту ума" и пропагандирует природу. Даосы подчеркивают важность связи природы, ума и эмоций, но между этими тремя понятиями есть разница. Пол относится к врожденной природе человека, которая выделяется как врожденный фактор человеческой природы; разум относится к внутреннему духу человека, который выделяется как субъективный фактор человека; и эмоция относится к субъективной эмоции человека, которая выделяется как эмоциональное чувство я. Есть природа, есть сердце, есть эмоции, поэтому мы и являемся людьми. Жизнь, которой придерживается даосизм, – это естественная, свободная и раскрепощенная жизнь. У даосов естественное и неизбежное отношение к судьбе человека. Это отношение ко всему, которое сохраняет спокойствие, безразличие и свободу ума. Даосизм имеет чисто естественное отношение к жизни и смерти. В отличие от даосизма (как он известен сегодня), который не делает различия между дао и даосизмом, даосизм не ищет бессмертия, а только свободы и свободы жить. Основное направление даосской культивации – достижение пустоты и молчания. Если Лаоцзы выступал за это, то Чжуанцзы конкретизировал это в форме "поста ума" и "сидения в забытьи", а также возвел это на онтологический уровень, назвав "Ци-ци".

Даосы считают "Дао дэ цзин" своей центральной философией, но в "Дао дэ цзин" есть кое-что, связанное с принципами "И цзин", поэтому нельзя исключать, что эта философия берет начало в "И цзин".

Список литературы

  1. Рыков С. Ю. Древнекитайская... философия ли? //Вопросы философии. – 2020. – №. 7. – С. 156-170.
  2. Тактарова О. О., Мясников А. Г. Древнекитайская философия войны: современная российская трактовка //Вестник Пензенского государственного университета. – 2022. – №. 4 (40). – С. 31-35.
  3. Лобжанидзе Г. Ш., Челидзе С. Г. Учение о естественном праве и древнекитайская философия : дис. – Национальный авиационный университет, 2021.
  4. Калабекова С. В., Джоган Д. Г. Древнекитайская философия-фундамент традиционной китайской культуры //Научный редактор: доктор педагогических наук, профессор МЮ Айбазова Ответственный редактор: ТС Шмелькова. – 2019. – С. 60.
  5. Черневич А. А. Влияние древнекитайской философии на современный Китай //Молодые исследователи в ответ на современные вызовы. – 2022. – С. 334-338.

Интересная статья? Поделись ей с другими: