УДК 821. 82-7

Юмористические жанры и объекты осмеяния в русской литературе XIX века

Дуань Сяоли – аспирант Высшей школы перевода Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: На основе теоретических исследований смеха и смеховой культуры М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева и В. Я. Проппа, в данной статье мы утверждаем, что смеховая культура – это совокупность жанров и видов искусства. Цель данной работы заключается в рассмотрении важных жанров смеховой культуры и объектов осмеяния посредством творчества писателей-сатириков и юмористов, которые занимали важное место в литературе XIX века.

В ходе нашего исследования мы обнаружили следующие факты: благодаря многочисленности талантливых писателей, появившихся в этот период, в XIX веке русская смеховая культура показала огромное многообразие в своем жанре. Басня продолжала развиваться под влиянием И. А. Крылова, а в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина доступные сюжеты использовались для выражения неудовольствия социальным положением той эпохи. Сатирическая журналистика изменила свой прежний резкий и острый характер и сосредоточилась на повседневной жизни и нравственных проблемах. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов и другие, в своем творчестве сатирически изображали крепостное право, бюрократию, «рабскую психологию» людей, живущих при этом угнетающем строе. В результате объекты сатиры XIX века обладали широким диапазоном: от человеческой морали, абстрактных пороков до социальной жизни и государственных институтов.

Ключевые слова: смеховая культура, русская смеховая культура, жанр осмеяния, объект осмеяния.

В последнее время развитие национальных и государственных научных сообществ (Парижское общество по изучению комизма и смеха (CORHUM); Международное общество по изучению юмора (ISHS); Ассоциация искусствоведов России (АИС)), посвященных изучению смеховой культуры, привели к тому, что большинство ученых сосредоточились на этом в научной сфере. Однако большая часть исследований ограничена «тематическими исследованиями», поэтому глубина этой области изучения на данный момент недостаточна. Изучение смеховой культуры в литературе, в контексте конкретного исторического периода, позволяет глубже понять данную проблематику. Это также придает нашей статье актуальный характер.

Исследования М. М. Бахтина, Д. С. Лихачёва и В. Я. Проппа по изучению смеховой культуры получили международное признание и считаются ключевыми в этом направлении исследованиями. По мнению М. М. Бахтина и Д. С. Лихачева, смеховая культура может выражаться в самых разных литературных жанрах, а в работе В.Я. Проппа мы находим подробную классификацию объектов осмеяния. Принимая за основу мнения этих ученых, мы считаем, что смеховая культура в данной статье выступает как совокупность жанров и видов искусства с национальными особенностями.

Исторический контекст России XIX века был беспрецедентно сложным. То, как смеховая культура реагировала на этот период истории, отчасти характеризуется формированием системы литературных жанров XIX века и объектами осмеяния. Исследуя особенности смеховой культуры XIX века, мы рассматриваем основных представителей как отправную точку к полной картине периода. «Русская смеховая культура в XIX веке» – обширная и малоизученная тема, которая ждет всестороннего исследования. Поэтому основная цель нашей статьи – рассмотрение наиболее важных жанров смеховой культуры и объектов осмеяния с помощью трудов писателей-сатириков и юмористов, занимавших значительное место в литературе XIX века.

XIX век был эпохой сатиры и юмора, и творчество таких писателей, как А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов и др. оказало огромное влияние не только на русскую, но и на мировую литературу. Однако каждый писатель имеет собственное понимание смеха: например, чувство комизма характерно для поэзии, в частности эпиграмм А. С. Пушкина, улыбка со слезами – для творчества Н. В. Гоголя; характеристика сатиры творчества Салтыкова-Щедрина – желчный сарказм, пропитанный горечью, ненавистью и презрением; а сатирическое творчество А. П. Чехова характеризуется абсурдностью и философичностью. [9, 13].

Основных причин расцвета русской сатирико-юмористической литературы в XIX веке, на наш взгляд, две:

Политические причины: реформаторская деятельность Петра Великого оказывала большое влияние на российские политику, экономику и культуру. После реформ Петра I Россия перенимала опыт Запада во многих аспектах общественной жизни, что привело к увеличению разрыва между аристократией и низшими классами и усилению социальной напряженности. В этом социальном контексте русские сатирики и юмористы выявили проблему порабощения человека и стали «мощным противовесом между простым народом и правящим классом» [12, с.42].

Помощь нового языкового средства: русские писатели успешно используют «эзопов язык». «Так называемый эзопов язык – результат использования русской цензуры в русской литературе» [11, с.58]. «Отсутствие свободы слова и публикаций привело к тому, что писателям не оставалось иного выбора, кроме как использовать литературу, более скрытую форму и язык, как замену обычным инструментам общественного мнения» [11]. Термин «эзопов язык» впервые был употреблен М. Е. Салтыковым-Щедриным и происходит от имени древнегреческого баснописца Эзопа. Оно относится не только к использованию аллегорической формы во избежание цензуры в книгах, но и к любому способу выражения намерений автора с помощью обходного метода письма. Это способ выражения, который не отвлекает от сообщения писателя, а иногда даже дает читателю повод задуматься над чем-то более значительным. Например, писатели широко используют «сатиру» или «юмор» для критики и осуждения других объектов. Взаимодействие этих двух причин привело к многогранности характера литературного жанра в 19 веке.

Развитие жанра басни, представленного И. А. Крыловым, достигло своего зенита в начале XIX века. В работе «Русская басня XVIII - XIX века» авторы отмечают, что русская басня имеет четыре этапа развития, в частности, четвертый этап – это 1800-1830 годы XIX века; он знаменуется появлением басен И. Крылова и новым расцветом басенного жанра в творчестве его современников.

Самые первые басни Ивана Крылова относятся к 1788 году: «Стыдливый Игрок», «Судьба Игроков» и «Павлин и Соловей». В первой половине XIX века было опубликовано и стало известно большое количество басен автора, такие, как «Волк и Ягнёнок» (1808 г.), «Конь и Всадник» (1814 г.), «Рыбья пляска» (1821 г.) и т. д. Как и А. П. Сумароков в XVIII веке, И. А. Крылов также предпочитал использовать образы животных для осмеяния пороков человека. Каждое животное обладает человеческими поведением и мышлением. К таким басням относятся: «Лягушки, просящие царя» (1809 г.), «Крестьянин и Река» (1814 г.), «Мор Зверей» (1813 г.), «Вельможа» (1813 г.) и другие. Кроме того, в баснях И. А. Крылова рассматриваются исторические события (война 1812 года), например, «Кот и Повар», «Раздел», «Пожар и Алмаз» и пр.

Белинский высоко отзывается о баснях И. А. Крылова, и даже ставил его выше других баснописцев. Критик определял И.А. Крылова, как «истинно-гениального творца народных басен, в которых выразилась вся полнота практического ума, смышлености, по-видимому простодушной, но язвительной насмешки русского народа» [4, с.10]. Используя доступный жанр басни для осуждения крепостного права и недостатков общественного строя, И. А. Крылов пытается пробудить национальное самосознание.

Также, во второй половине XIX века выделяются сатирические произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этот период крепостное право постепенно сходило на нет в истории государства, формировались новые буржуазные политические отношения. Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются сознательной оценкой революции и социальной иерархии, а также человеческих слабостей. Салтыкова-Щедрина, как и любого русского писателя, волновали кардинальные перемены в социальной жизни того времени. Объектами осмеяния в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина становятся российская авторитарная диктатура; буржуазная сытость, лицемерное чинопочитание, рабская психология, безнравственность и т. п.

Жанр лучших сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина имеет сходство с баснями И. А. Крылова:

  1. Истории просты и прямолинейны, в них хорошо используются образы животных в сатирических целях. В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина фигуры животных также используются для изображения недостатков социальной системы и пороков человечества. Например, «Коняга» 1885 года, «Ворон-челобитчик» 1889 года и т.д. Но резкое изложение автора противоречило строгой цензуре того времени, и даже некоторые его произведения были опубликованы гораздо позже, например «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат» были опубликованы в России в 1906 году (в «Полном собрании сочинений»); Сказка «Вяленая вобла» вышла в печать в «Полном собрании сочинений» 1933-1941 гг.
  2. Оба писателя сочетали в своих произведениях реальность и вымысел, а некоторые из их произведений были основаны на реальных событиях. Например, работы Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» (1869 г.), «Либерал» (1885 г.), «Карась-идеалист» (1884 г.).

Русская литература 1830-1840-х годов также известна как «гоголевский период», который был наиболее мрачным для России. Сатира Н. В. Гоголя прежде всего выражается в разнообразных литературных жанрах, таких как повести «Нос», «Шинель» (1842 г.), комедия «Ревизор» (1835 г.), поэмы «Мертвые души» (1842 г.), «Миргород» (1835 г.), «Женитьба» (1842 г.). С момента публикации, «Миргород» вызвал бурную реакцию. Эта комедия – не что иное, как официальная демонстрация пороков общества, коррупции и бюрократии, которые разоблачаются без малейшего намека на милосердие. Гоголевский стиль оказал глубокое влияние на творчество более поздних писателей, например, простые жизненные истины и раскрытие человеческой природы послужили идеями для произведений А. П. Чехова. Негативные проявления жизни ярко отражены в творчестве Н. В. Гоголя, с огромным количеством сатиры: коррумпированные чиновники, невежественные люди, глупцы и так далее. (предложение удалила)

Н. В. Гоголь сатирически изображает время, когда злоупотребление властью и взяточничество были широко распространены, когда помещичьи классы были коррумпированы и жадны, а варварство и грубость пронизывали все общество. По выражению Н. Л. Степанова, «Сатира Гоголя – направлена прежде всего против лицемерия, стремления прикрыть внешним благочинием подлинную сущность, духовное и душевное уродство и пустоту» [10, c.222].

В этот период также необходимо упомянуть жанр сатирической поэзии. Два имени, тесно связанные с этим жанром, М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин. Эти два писателя проявляли большой интерес к сатире, о чем свидетельствует разнообразие сатирических жанров, которые они использовали в своем творчестве. Эпиграмма, сатира, басня, мадригал, послания, сатирическая поэма и сказка, фельетон и журнальный памфлет, анекдот, комическая сценка-диалог – все перечисленные жанры сатиры и юмора были разработаны А. С. Пушкиным глубоко и прочно. К комическому жанру у Пушкина относятся в основном эпиграммы и стихи. «В начале XIX в. слово «эпиграмма» означало не только короткое стихотворение сатирического характера, но и колкое, остроумное замечание, насмешку, остроту, необязательно в стихотворной форме» [9, с.5]. Произведение в жанре поэмы, точнее роман в стихах, которое было величайшим достижением А. С. Пушкина — «Евгение Онегин». Известно, что А. С. Пушкин работал над романом в стихах более семи лет: с 1823 по 1830 гг., полная версия романа увидела свет в 1833 году. Это настолько великое произведение, что не только российские ученые, но и исследователи, переводчики и лингвисты, в том числе из Германии и Китая, анализировали его с различных научных точек зрения [7, c.207-211]. Пушкинские эпиграммы можно разделить на три основные группы: «политические, литературные и «на лица». Политические эпиграммы немногочисленны; большинствo из них он написал в юности, когда его противостояние с государственной властью и церковью было особенно острым» [9, с.6-7]. К таким эпиграммам относятся: «Историей государства Российского» (1818), также три эпиграммы на Александра I: «Сказки. Noël» (1818), «Воспитанный под барабаном...» (1825) и «К бюсту завоевателя» (между 1828 и 1830) и «На выздоровление Лукулла» (1835), в которой Пушкин обличает министра народного просвещения 1830-х годов С. С. Уварова. В основном, сатира сосредоточена на моральных пороках − чрезмерной жадности и подлости.

Другой формой комического, широко представленной в творчестве А. С. Пушкина, является юмор. Юмор А. С. Пушкина более всего находит выражение в его поэзии, отчасти в прозе и меньше всего в его драматических произведениях. [9, с.9] Такие работы как «Комедия об игроке» (1821), перевод и переделка комедий К. Бонжура «Муж-волокита» (1827-1828), «Через неделю буду в Париже» (1834−1835) и «Насилу выехать решились из Москвы» (1827). 

Как уже упоминалось выше, разнообразие поэтических жанров в творческом процессе также является важной особенностью художественной системы М. Ю. Лермонтова. «В 1830-1831 годах Лермонтов предпринимает первые сатирические попытки – «Бульвар» и «Пир Асмодея», в которых использовал смесь разговорного языка и вспышек ироничного высокого поэтического стиля. Далее следуют «стихотворная повесть» («Тамбовская казначейша» 1838), «кащунственная поэма» («Сказка для детей» 1840), «историческая поэма» («Боярин Орша» 1836). В этом ряду особое место занимают «Мцыри» (1839) и «Демон» (1838), которые следует рассматривать как итог развития жанра русской романтической поэмы в целом» [5, с.15]. Так, поэма «Демон» по праву занимает видное место не только в творческом наследии М. Ю. Лермонтова, но и во всей классической русской литературе XIX столетия. «В насыщенных философским содержанием образах этой поэмы нашли свое воплощение наиболее существенные черты идейных устремлений и художественного мастерства великого русского поэта. По мнению В. Г. Белинского, поэма заключает в себе «мир истин, чувств, красот»» [2, c.3].

В то же время облик сатирических журналов менялся. Они перестали носить свой прежний острый, политический характер и стали интересоваться повседневной жизнью, семейными отношениями, морально-этическими вопросами. Они говорили о грехах в целом, не затрагивая причин, которые привели к ним. Это был просто юмор ради смеха. Веселые улыбки – таково было выражение многих юмористических публикаций в период упадка общественно-политической борьбы. В такой атмосфере родилось произведение, которое называлось «Дачный Демон». Оно было напечатано в журнале «Будильник» № 21 за 1889 год и не претендовало на особую значимость. «Образ Демона понадобился неизвестному автору только для того, чтобы поставить возвышенно-романтического героя Лермонтова в комическое положение дачного мужа и таким приемом создать смешные сцены из жизни обывателей» [3].

А. П. Чехов был последним из сатириков XIX века, увековечившим художественную традицию Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Юмор и сатира – две важнейшие черты творчества А. П. Чехова. В его ранних произведениях мы видим универсальный, абсурдный и смешной образ жизни, созданный автором, на что читатель отвечает простым, радостным смехом, и произведение наполняется комизмом. Произведения этой категории, такие как «Хирургия» (1884 г.), «Налим» (1885 г.), «Репетитор» (1884 г.), «Лошадиная фамилия» (1885 г.) и т.д. в высшей степени юмористичны. В число сатирических рассказов позднего творчества А. П. Чехова входят «Смерть чиновника» (1883 г.), «Хамелеон» (1884 г.), «Толстый и тонкий» (1883 г.) и т.д. Этот тип произведений представляет читателю извращенную иерархию, используя второстепенных персонажей, чтобы показать угнетение и вред, который наносит данная система низшему классу. Комический сюжет, комический характер положений персонажей и утрированная психология героев отличают чеховскую сатиру.

В заключение следует отметить, что произведение Чехова – это юмористическое и сатирическое «в малом, но в большом» произведение, которое берет за отправную точку повседневную жизнь и низменных людей, чтобы раскрыть ущерб, нанесенный людям социальным укладом. В то же время проблемы находятся в самих персонажах, и с помощью различных деталей и сатиры писатель изображает моральные недостатки и глубоко укоренившееся раболепие низшего класса.

Рассматривая объекты осмеяния в различных жанрах русской смеховой культуры XIX века, мы можем обобщить их следующим образом:

  1. Осмеяние социальной системы. Этот аспект выражен через изображение помещиков при крепостнической системе. Эти крепостные – представители социального зла. Также имеет место бюрократия – защитник самодержавной системы. Кроме того, развитие капитализма привело к распространению наемничества, поклонению деньгам. Басни И. А. Крылова, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, эпиграммы А. С. Пушкина, рассказы Н. В. Гоголя и А. П. Чехова и т.д. – все они посвящены критике общественного уклада жизни и характера людей, живущих при этом угнетающем строе.
  2. В русской литературе XIX века сатирики также высмеивали рабство самого народа. Быстрое развитие капитализма обострило классовые противоречия между помещиками и крестьянами, капиталистами и рабочими. Ожили мелкие предприниматели и чиновники низшего ранга, получавшие богатства недобросовестными способами, и рабство низших классов, уже глубоко укоренившееся в них.

В итоге мы можем сделать вывод, явление, взявшее начало в конце XVIII века (в творчестве Фонвизина и Новикова) и продолжившееся в XIX веке в творчестве И. А. Крылова и других, было процессом расширения разнообразия жанра смеховой культуры и углубления понимания тем осмеяния, достигшим нового уровня в творчестве Н. В. Гоголя и завершенным в творчестве А. П. Чехова. Таким образом, объекты сатиры XIX века варьировались от общественной нравственности, абстрактных человеческих пороков до социальной жизни и государственных институтов. Русская сатира также вступила в фазу реалистического развития.

Список литературы

  1. Бахтин M. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература. 1965. 545 с.
  2. Гиреев Д. А Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон»: творческая история и текстологический анализ. Орджоникидзе.: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1958. 206 с.
  3. Гиреев Д. А. Лермонтов и русская революционная сатира. Эл. ресурса: http://lermontov.lit-info.ru/lermontov/kritika/gireev-revolyucionnaya-satira.htm, режим доступа: 29.01.2023
  4. Груздев И. А. Дементьев А. Г. и др. Русская басня XVIII-XIX веков. Ленинград.: Советские писатели. 1977. 601 с.
  5. Ларкович Д. В. История русской литературы XIX века : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Русский язык и литература». Сургут.: РИО СурГПИ, 2004. 109 с.
  6. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и др. работы. СПб.: Алетейя. 1997. 508 с.
  7. Миронова Н. Н. Семиотика стихосложения А. С. Пушкина в рецепции переводчиков // Русский язык и культура в зеркале перевода. М.: 2 No. 1. С. 205-212.
  8. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 2002. 192 с.
  9. Раскольников Ф. А. Сатира, юмор и ирония в творчестве Пушкина // Литературоведческий журнал. С. 3-26.
  10. Степанов Н. Л. Гоголь – драматург // Поэты и прозаики. М.: Художественная литература, 1966. С. 218-234.
  11. 刘文飞 俄国书刊审查制与俄国文学中的“伊索式寓言”[J] //俄罗斯学刊. 2014年第5期 第57-70页. Лю Вэньфэй Русская книжная цензура и «Эзоповы басни» в русской литературе // Русский журнал. No. 5. С. 57-70.
  12. 刘文飞 俄国文学演讲录[M].北京:商务印书馆, 290 页。Лю Вэньфэй Лекции по русской литературе. Пекин.: Коммерческое издательство, 2017. 290 с.
  13. 张文焕 19世纪俄罗斯文学讽刺艺术的审美特征[J] // 黄河科技大学学报. 2005 年第3期 第71-72页 Чжан Вэньхуан Эстетические характеристики искусства сатиры в русской литературе XIX века // Журнал Университета науки и технологии Хуанхэ. No. 3. С. 71-72.

Интересная статья? Поделись ей с другими: