УДК 811
Функция построения идентичности метадискурса
в научной статье на русском языке
Чжао Сиси – магистрант Сианьского университета иностранных языков
Аннотация: В данной статье анализируется метадискурс в 20 научных статьях на русском языке, опубликованные в журнале «Вопросы языкознания» на основе теории прагматической идентичности. Исследование показывает, что в научной статье на русском языке автор используют метадискурс для построения идентичности авторитетного и осторожного ученого, организатора дискурса, оценщика и собеседника.
Ключевые слова: метадискурс; прагматическая идентичность; построение идентичности; научная статья.
Вообще говоря, научная статья как представление результатов исследования для научной общественности должна обладать такими качествами, как объективность, строгость, ясность и точность, и избегать субъективного вмешательства автора. Однако все больше и больше исследований показывает, что написание научной статьи – это социальный акт, в котором автор принимает активное участие, и научная статья является важной платформой для построения идентичности автора. Как важный элемент научной статьи, метадискурс является важным средством построения идентичности автора. Таким образом, в данной статье рассматривается метадискурс в научной статье на русском языке на основе теории прагматической идентичности.
Определение, классификация и распределение метадискурса
Термин «метадискурс» был предложен З. Харрисом в 1959 году для обозначения информации, имеющей второстепенное значение в дискурсе. По мнению Дж. Уильямса, «метадискурс – это дискурс о дискурсе, не связанный с предметом» [4. С. 211-212]. К. Хайланд считает, что «метадискурс относится к набору механизмов, воплощающих различные особенности текста, такие как организация дискурса, выражение взгляда автора на содержание дискурса и прогнозирование отношения читателя» [1. С. 437-438]. Хоть и вокруг определения метадискурса в научном сообществе до сих пор существуют спорные моменты, но присутствует и общепринятое мнение: в тексте метадискурс выполняет важные функции. И как говорит Сюй Цзюцзю, «метадискурс – это формирование речи, которая выражает авторское мнение и затрагивает реакцию читателя» [ 5. С. 365].
Что касается классификации метадискурса, то ученые предлагают различные варианты. В данной статье используется модель классификации метадискурса К. Хайланда [2. С. 49]. Смотрите таблицу 1 ниже для классификации метадискурса в научной статье на русском языке.
Таблица 1. Классификация метадискурса в научной статье на русском языке.
Категория метадискурса |
Примеры |
|
Интерактивный метадискурс |
||
Переходные маркеры |
Однако, поэтому, так как |
|
Фреймовые маркеры |
Во-первых, наконец |
|
Эндофорные маркеры |
Как уже отмечалось |
|
Маркеры доказательства |
По мнению, в работе |
|
Кодовые глоссы |
Кпримеру, то есть |
|
Интеракционный метадискурс |
||
Хеджинг |
Примерно, казалось бы |
|
Маркеры усиления |
Абсолютно, конечно |
|
Маркеры отношения |
Интересно, к сожалению |
|
Авторские маркеры |
Я, мы, на наш взгляд |
|
Маркеры участия |
См., напомним |
Теория прагматической идентичности
С трансформацией взгляда на идентичность от эссенциализма к социальному конструктивизму все больше и больше ученых начинают изучать идентичность в рамках социального конструктивизма. Прагматическая идентичность в рамках прагматики – это контекстуализированная идентичность, которую сознательно или бессознательно выбирают пользователи языка для себя и оппонента, а также идентичность социального индивида или групп, упомянутых автором в своем дискурсе [6. С. 27]. Чжэн Синьжэнь считает, что для достижения конкретной коммуникативной цели коммуникатор строит конкретную прагматическую идентичность посредством дискурса. На рисунке 1 представлен динамический процесс выбора прагматической идентичности коммуникатора в конкретном контексте:
Рисунок 1. Механизм динамического выбора прагматической идентичности.
Виды прагматической идентичности с употреблением метадискурса в научной статье на русском языке
Авторитетный и скромный ученый
В научной статье автор должен построить не только идентичность надежного и авторитетного ученого, чтобы показать читателю свою специальность и надежность содержания дискурса, но и идентичность скромного и осторожного ученого, чтобы избежать выразить чрезмерно произвольных утверждений. Построение идентичности авторитетного и скромного ученого является эффективным средством убеждения читателя. В научной статье маркеры усиления и маркеры доказательства используются для построения идентичности надежного и авторитетного ученого, и хеджинг используется для построения идентичности скромного и осторожного ученого.
Маркеры доказательства
Маркеры доказательства используются для указания источника информации и подтверждения аргументации автора. Это делает аргументации автора убедительными.
Пример 1: Согласно данной теории, язык репрезентируется тремя способами: текстовым, системным и сетевым (ассоциативно-вербальным).
В примере 1 автор выражает свой взгляд (язык репрезентируется тремя способами) согласно соответствующим теории. Это позволяет повысить рациональность информации и надежность автора, а также построить идентичность авторитетного и уверенного ученого.
Маркеры усиления
Маркеры усиления используются для выражения уверенности автора в предложении. Автор использует маркеры усиления, чтобы усилить определенность информации предложении и продемонстрировать подлинность и надежность содержания дискурса.
Пример 2: Очевидно, что не все вышеприведенные значения известны всем носителям литературного языка.
В примере 2 автор использует маркер усиления “очевидно”, чтобы выразить уверенность автора в информации и строит идентичность авторитетного ученого.
Хеджинг
Хеджинг служит для ограничения и регулирования дискурса по степени, объему и тону. Использование хеджинга не только помогает автору выразить свои мысли в скромной и вежливой манере, но и отражает научное отношение автора, а также строит идентичность скромного и осторожного ученого, что позволяет избежать слишком определенных и произвольных формулировок.
Пример 3: Может быть, дело здесь не только в приблизительности.
В примере 3 автор использует хеджинг “может быть”, чтобы эвфемистически объяснить причину вызывания этой проблемы. Это показывает неуверенность автора в причине, отражает научную позицию автора и построит идентичность скромного и осторожного ученого.
Организатор дискурса
Построение идентичности организатора дискурса отражает способность автора к логическому строению дискурса, облегчает нагрузку на понимание содержания текста у читателя, и позволяет читателю легко воспринимать дискурс. В научной статье переходные маркеры, фреймовые маркеры и эндофорные маркеры чаще используются для организации логического дискурса и построения идентичности организатора дискурса.
Переходные маркеры
Слова, которые играют связующую роль в академическом дискурсе, называются переходными маркерами. Переходные маркеры в научной статье используется для организации логичного дискурса, устранения трудности в понимании информации, и тем самым облегчения нагрузки у читателя на понимание дискурса. Таким путем строится идентичность организатора дискурса.
Пример 4: Между тем, сравнительно небольшой размер под корпуса неформальной речи позволяет предположить, что количественные соотношения могут значительно измениться.
В примере 4 переходный маркер “Между тем” используется для организации логического дискурса, облегчения нагрузки у читателя на понимание дискурса и построения идентичности организатора дискурса.
Фреймовые маркеры
Фреймовые маркеры не только обозначают развитие темы, но и регулируют упорядочность различных частей дискурса или внутреннего порядка аргументации внутри дискурса. Это способно организовать логический связный дискурс, помогать читателю усвоить структуру дискурса и построить идентичность организатора дискурса.
Пример 5: Лотман ссылается на Романа Якобсона и говорит, во-первых, о детерминированном характере отношения означаемого и означающего, во-вторых, о необходимости внесения динамизма в синхронное описание языка как системы.
В примере 5 автор использует фреймовые маркеры “во-первых” и “во-вторых”, чтобы указать порядок дискурса и построить идентичность организатора дискурса.
Эндофорные маркеры
По мнению К. Хайланда, эндофорные маркеры играют функцию предвосхищения следующего и обобщения предыдущего в дискурсе [3. С. 272]. Эндофорные маркеры эффективно связывают информацию с высокой релевантностью в разных частях дискурса, строят связный дискурс и облегчают нагрузки на понимание у читателя. Таким путем строится идентичность организатора дискурса.
Пример 6: Ниже предлагается один из возможных подходов к подобной дескрипции парадигматики предлогов.
В примере 6 автор использует эндофорные маркеры, чтобы предвосхитить следующее, организует связный дискурс, облегчает нагрузку у читателя на понимание. Таким образом, автор строит идентичность организатора дискурса.
Кодовые глоссы
Кодовые глоссы используются для расширения, обобщения, дополнения или уточнения предыдущей информации. В научной статье кодовые глоссы используются для организации дискурса, углубления понимания аргументации читателем и построения идентичности организатора дискурса.
Пример 7: Например, в китайской традиции слова совпадали с корнями и соответствующие понятия не различались.
В примере 7 кодовая глосса используется для приведения конкретного примера. Это позволяет читателю понимать дискурс и построит идентичность организатора дискурса.
Оценщик
Научная статья является важным средством академического обмена. При написании научной статьи автору неизбежно оценивать какое-то текущее состояние исследований и взгляды других исследователей, чтобы помочь читателю понять и принять его собственные взгляды. В научной статье автор обычно использует маркеры отношения для выражения оценки, построения идентичности оценщика и убеждения читателя.
Маркеры отношения
Маркеры отношения используются для выражения авторской оценки содержания предложения. Эта оценка относится к эмоциональной оценке, а не к рациональной.
Пример 8: К сожалению, в самой лингвистике она оказалась незамеченной, хотямогла открыть новую для семантики того времени тему обращения к значению слова в социальном контексте.
В примере 8 маркер отношения “к сожалению” используется для выражения сожаления автора по поводу этого явления, тем самым строит идентичность оценщика.
Собеседник
Собеседник также является одной из идентичностей, которые часто строится в научной статье. По мере развития исследований автору научной статьи следует не только обращать внимание на логику и объективность научной статьи, но и на взаимодействие между читателем и автором. Построение идентичности собеседника способствует вызывать интерес у читателя к чтению, реализовать взаимодействие между читателем и автором, и убеждать читателя принять взгляды автора. В научной статье авторские маркеры и маркеры участия используются для реализации взаимодействие между читателем и автором и построения идентичности собеседника.
Маркеры участия
Маркеры участия – это языковое средство, которое четко обращается к читателю. Маркеры участия привлекают внимание читателя и приглашают его принять участие в аргументации. Маркеры участия используется для того, чтобы заинтересовали читателя, реализовали взаимодействие между автором и читателем и построили идентичность собеседника.
Пример 9: Напомним концепцию Бахтина, изложенную в ставшей классической статье «Проблема речевых жанров», а также в других его работах.
В примере 9 маркер участия “напомним” используется для того, чтобы пригласить читателя вспомнить концепцию Бахтина вместе с автором, реализовать взаимодействие между автором и читателем, а также построить идентичность собеседника.
Авторские маркеры
Авторские маркеры используются для выражения взгляда автора, уточнения его идентичности автора и реализации диалога между автором и читателем. В то время как авторские маркеры проясняют идентичность автора, они также определяют идентичность другой стороны коммуникации (читателя). Использование авторских маркеров выражает искреннее отношение автора к общению, способствует взаимодействию между автором и читателем и строит идентичность собеседника.
Пример 10: На наш взгляд, процесс вытеснения не связан с экспрессивностью.
В примере 10 авторский маркер “на наш взгляд” используется для выявления точки зрения автора, уточнения идентичности автора и реализации взаимодействия между читателем и автором. Таким образом, строится идентичность собеседника.
В данной статье анализируются виды прагматической идентичности с употреблением метадискурса на материалах 20 научных статей, публикованные в российском авторитетном научном журнале «Вопросы языкознания» с 2013 по 2022 год. Исследование показывает, что в научной статье метадискурс используется для построения идентичности авторитетного и скромного ученого, организатора дискурса, оценщика и собеседника.
Статья поддержана проектом аспирантского научно-исследовательского фонда Сианьского университета иностранных исследований «Исследование характеристики использования и построения идентичности метадискурса в научной статье на русском языке» (2021SS107)
Список литературы
- Hyland K. Persuasion and context: The pragmatics of academic metadiscourse [J] // Journal of Pragmatics, 1998(4): 437-455.
- Hyland K. Metadiscourse: Exploring interaction in writing [M]. London: Continuum, 2005.
- Hyland K. Applying a gloss: Exemplifying and reformulating in academic discourse [J] // Applied Linguistics, 2007 (2): 266-285.
- Williams J.W. Style: Ten lessons in clarity and grace [M]. Glenview. IL: Scott. Foresman, 1981.
- Сюй Ц. О категории и классификации метадискурса [J] // Современная Лингвистика, 2016, № 4, стр. 345-353.
- Чэнь С. Прагматическая идентичность: Динамический выбор и построение дискурса [J] // Исследование иностранных языков, 2013, № 4, стр. 27-32.