УДК 33

«Близорукость» руководства и финансовые манипуляции

Шавырина Елена Андреевна – студентка факультета Международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: На протяжении десятилетий проблема краткосрочности на экономической арене, особенно в корпоративной среде, вызывала озабоченность. Постоянно растущее желание превзойти своих конкурентов во всех известных и неизвестных направлениях во многом обусловлено стремительным развитием глобального экономического рынка, огромным разнообразием товаров и услуг в развитых странах и постоянно растущим желанием превзойти своих конкурентов во всех известных и неизвестных направлениях. В 20 веке были предприняты первые попытки, и со временем все больше ученых стали задаваться вопросом: что на самом деле происходит на финансовых рынках и почему компании намерены редактировать свои отчеты, даже несмотря на страх перед тюрьмой? В этой научной статье рассматривается феномен краткосрочных манипуляций в финансовой отчетности и его последствия для компаний и инвесторов. В нем исследуются причины, стоящие за такими манипуляциями, и различные типы манипулятивных действий, которые используют компании. В статье освещаются негативные последствия краткосрочности для создания долгосрочной стоимости и обсуждаются проблемы, которые это создает для инвесторов при прогнозировании поведения рынка.

Ключевые слова: краткосрочное манипулирование, финансовая отчетность, краткосрочный подход, долгосрочное создание стоимости, финансовая отчетность, цены на акции, манипулирование прибылью, манипулирование денежными потоками, ключевые показатели эффективности.

В наши дни манипуляции окружают нас повсюду: на работе, в школе или университете, даже в семьях и в кругу близких друзей - люди всегда подвержены манипуляциям. Использование этого вида коммуникации стало неотъемлемой частью социальной культуры. Долгое время крупные компании и средства массовой информации не стыдились использовать методы манипулирования в своей работе. Главная цель состоит в том, чтобы, несмотря ни на что, добиться желаемого поведения и мышления от общества.

Но манипулятивным действиям подвержены не только люди, но и финансовый рынок. Манипулирование рынком и злоупотребление инсайдерской информацией ставят под угрозу информационную открытость рынка, которая является одним из важнейших элементов его эффективного функционирования и роста. Кроме того, в условиях постоянного экономического кризиса инвесторам стало практически невозможно предсказать поведение фондового рынка.

Чтобы лучше понять манипулятивные действия компаний, вам нужно сначала понять, что существует два так называемых способа манипулирования: долгосрочный и краткосрочный. В своем исследовании я решил разобраться с краткосрочными манипуляциями в отчетах. Этот тип в большинстве случаев описывает стратегии компании в условиях, когда необходимо принять сиюминутное решение и совершить какое-либо действие.

В целом, краткосрочность относится к действиям определенных лиц, которые оказывают непосредственное влияние на отчетность организации и принимают решения, основанные на краткосрочных целях, а не на долгосрочных задачах. В результате краткосрочности стратегиям фирмы или учреждения, фундаментальным принципам и созданию долгосрочной ценности уделяется недостаточное внимание.

Краткосрочные цели не следует рассматривать как проблему сами по себе; скорее, краткосрочная проблема возникает, когда лица, принимающие решения, отказываются от долгосрочных целей или игнорируют их в пользу краткосрочных выгод. Манипуляции подобного рода также можно встретить на финансовых рынках. Это связано с тем, что корпорации включают устойчивое развитие в свое стратегическое планирование и инвестиционные решения, что создает значительный барьер для выхода на рынок. Эта форма манипуляции может быть продемонстрирована различными способами:

  • отсрочка проектов капитальных вложений с целью защиты краткосрочных денежных потоков и прибыли;
  • сокращение контроля качества для экономии эксплуатационных расходов;
  • сокращенное обслуживание клиентов для экономии эксплуатационных расходов;
  • снизить затраты на обучение или наем новых сотрудников
  • перенос технического обслуживания оборудования на более поздние годы;

Такое поведение приводит к тому, что многие компании начинают сокращать затраты на исследования и разработки и отказываются от инвестиционных возможностей с положительной долгосрочной чистой приведенной стоимостью. В результате компаниям не рекомендуется разрабатывать экологически чистые продукты, инвестировать в меры по повышению операционной эффективности, развивать свой человеческий капитал или эффективно управлять социальными и экологическими рисками для своего бизнеса.

Большинство проблем и изъянов в государственных предприятиях и экономике в целом, которые могут быть связаны с правительством, объясняются требованиями инвесторов к краткосрочным результатам и возврату капитала за счет покупки акций, поддержки через долгосрочные стратегические программы, ориентированные на инновации, основанные на исследованиях и разработках, увеличение инвестиций в заводы и оборудование, а также долгосрочные стратегии повышения ценности для акционеров и заинтересованных сторон.

Манипулирование финансовой отчетностью - распространенное явление. Это связано с тем, что компании выгодно предоставлять отчетность в том виде, в котором она хочет ее видеть, а не в том виде, в котором она есть на самом деле. Манипуляция неизменно заключается либо в завышении доходов, либо в занижении расходов или обязательств. Но зачем компании это делают? Существует ряд причин, по которым высокопоставленные руководители принимают такие меры для фальсификации финансовых показателей.

Первая причина - внешнее давление и желание компании показать наилучший результат. Это не всегда означает, что руководители компаний - плохие люди. Иногда также случается, что конкуренция на рынке настолько сильна, что, поддавшись давлению со стороны других компаний, у них нет иного выбора, кроме как представить свой бизнес в наилучшем свете, манипулируя отчетами.

Вторая причина - намеренное снижение показателей для инвесторов. Бывает, что за один год компания добилась отличных результатов, и они были бы рады поделиться этим успехом с инвесторами, но потом руководитель думает: "Если мы напечатаем эти цифры такими, какие они есть, то наши инвесторы будут ожидать, что они постоянно будут видеть сверхвысокие результаты". Поэтому он намерен отложить несколько крупных сделок в отчетах, чтобы текущий финансовый год выглядел чуть менее многообещающим.

И, наконец, третья причина - это бонусы за выполнение плана продаж для менеджеров. Эту систему мотивации чаще всего критикуют, так как она считается своего рода бонусом за "списывание". Часто менеджеры специально манипулируют отчетами, чтобы добиться хороших продаж.

Наиболее распространенным видом манипуляций является манипулирование акциями. Этот тип включает в себя такое явление, как изменение стоимости активов, оказывающее тем самым влияние на участников торгов с целью извлечения большей личной выгоды. Основной целью этого типа является, конечно же, получение прибыли. Поэтому некоторые не совсем добросовестные участники фондового рынка прибегают к двум уловкам: фальсификации новостей и техническим манипуляциям. Они способствуют движению цен на активы в нужном для торговли направлении (вверх или вниз). Манипулирование акциями, как правило, носит краткосрочный характер и выгодно людям, которые совершают сделки в течение одного дня. Поэтому единственный способ обезопасить себя от подобного рода манипуляций - это долгосрочные инвестиции. Жертвами мошенничества становятся, в частности, начинающие инвесторы, которые обращают внимание только на высокие цены, а затем несут огромные убытки.

Манипулирование прибылью является ключевым показателем, поскольку в соответствии с ним инвесторы делают выводы и строят прогнозы о состоянии компании. А цены на акции напрямую связаны с этим показателем, поэтому неудивительно, что менеджеры чаще всего манипулируют этим показателем в своих интересах и прибегают к преднамеренному завышению прибыли компании, что увеличивает риск манипулирования этой строкой отчетности.

Манипулирование денежными потоками - это следующий вид мошенничества. Способность обеспечивать постоянный денежный поток для обслуживания оборотного капитала и общей ликвидности является наиболее важным фактором эффективности компании. Ситуации, в которых компании целенаправленно подавали этот сигнал в позитивном для себя свете в результате таких манипуляций, как:

  1. денежные потоки из других групп переносятся в группу операционных потоков;
  2. отток денежных средств из операционных потоков в другие источники;
  3. увеличение потоков операционной деятельности в результате планов корпоративной реорганизации или использования непрофильной информации, которая используется только один раз.

В заключение, в этой статье был исследован феномен краткосрочных манипуляций в финансовой отчетности и его последствия для компаний и инвесторов. Одним из основных факторов, лежащих в основе краткосрочных манипуляций, является стремление представить улучшенные результаты. Компании могут поддаться этому давлению и прибегнуть к таким действиям, как завышение доходов, преуменьшение расходов, манипулирование ценами на акции, показателями прибыли, денежными потоками и ключевыми показателями эффективности. Кроме того, бонусы, привязанные к целевым показателям продаж, могут стимулировать намеренное снижение показателей для создания более благоприятного внешнего вида. Инвесторы также сталкиваются с трудностями при прогнозировании поведения рынка из-за манипуляций, информационной асимметрии и акцента на квартальные результаты. Эти факторы подрывают доверие инвесторов и препятствуют справедливому ценообразованию на финансовом рынке. Отсутствие прозрачности и манипуляции затрудняют инвесторам принятие обоснованных решений и точную оценку истинной стоимости компаний. Понимание последствий краткосрочных манипуляций и внедрение стратегий по их смягчению являются важными шагами для компаний, стремящихся к долгосрочному успеху. Уделяя приоритетное внимание этическим практикам, прозрачности и созданию долгосрочной ценности, компании могут играть ключевую роль в развитии финансового рынка, который работает добросовестно и поддерживает устойчивый рост.

Список литературы

  1. Мухаметшин Р.Т. Мошенничество в финансовой отчетности // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moshennichestvo-v-finansovoy-otchetnosti.
  2. Солтер, Малкольм С., Как краткосрочность приводит к коррупции…И что с этим делать (12 апреля 2012 г.). Исследовательский документ Гарвардской школы бизнеса № 12-094, Рабочий документ подразделения общего менеджмента Гарвардской школы бизнеса № 12-094, Рабочий документ подразделения номенклатуры Гарвардской школы бизнеса № 12-094, доступен по адресу SSRN: https://ssrn.com/abstract=2045522.
  3. Аспара, Яакко и Паюнен, Калле Тапани и Тикканен, Хенрикки и Тайнио, Ристо, объясняющие корпоративную краткосрочность? Самоподкрепляющиеся процессы и предубеждения среди инвесторов, СМИ и корпоративных менеджеров (5 марта 2012 г.). Доступно по адресу SSRN: https://ssrn.com/abstract=2016179.
  4. Слабинский Денис Васильевич Основные группы манипуляций в финансовой отчетности // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-gruppy-manipulyatsiy-v-finansovoy-otchetnosti.

Интересная статья? Поделись ей с другими: