УДК 33

Порядок оплаты труда под цифровым контролем в Китае

Ван Ханьшо – бакалавр Томского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: Занятость является основой жизнеобеспечения людей и уже давно является одной из ключевых проблем развития Китая. Стабилизация и сохранение занятости не только связаны с повышением уровня жизни людей, но и являются прочной основой для вступления Китая в стадию высококачественного развития. Такие факторы, как нормализация эпидемии и неспокойная глобальная политическая и экономическая ситуация, будут сохраняться, и понижательное давление на экономику будет очевидным. Цифровая экономика продемонстрировала большую устойчивость во время эпидемии и стала ключевым фактором стабильного экономического роста. В будущем развитие цифровой экономики должно стимулировать рост занятости и оптимизировать структуру занятости в цифровой экономике. На основе анализа влияния цифровой экономики на занятость в Китае в данной статье будут рассмотрены способы дальнейшего стимулирования деятельности цифровой экономики, направленной на создание рабочих мест, решение проблем и вызовов, создаваемых цифровой экономикой для занятости, сохранение средств к существованию страны и содействие высококачественному экономическому развитию.

Ключевые слова: труд, оплата, глобализация, инновации, Китай.

Исходя из влияния цифровой экономики на общую ситуацию с занятостью и структуру занятости в Китае, в данной работе будут изучены способы дальнейшего стимулирования динамики цифровой экономики, повышающей занятость в будущем, решения проблем и вызовов, создаваемых цифровой экономикой для занятости, сохранения средств к существованию страны и содействия высококачественному экономическому развитию. По мере дальнейшего развития цифровой экономики Китая глубокая интеграция цифровой экономики с реальной экономикой создаст большое количество возможностей для трудоустройства. С одной стороны, формирование новых отраслей цифровой промышленности, представленных сектором ИКТ, облачных вычислений и больших данных, привело к появлению рабочих мест в сфере цифровой индустриализации; с другой стороны, опираясь на обширные сценарии применения и огромное пространство спроса, предоставляемые традиционными отраслями промышленности, развитие цифровых технологий продолжает способствовать цифровой трансформации традиционных отраслей промышленности, тем самым стимулируя спрос на цифровые таланты в традиционных отраслях промышленности[1]. В то же время, наряду с непрерывным развитием цифровой индустриализации и оцифровки отраслей, цифровые технологии привели к появлению новых вопросов и проблем, одновременно повышая социальную производительность и оптимизируя распределение ресурсов, что создает рабочие места в сфере цифрового управления. Традиционные отрасли промышленности в значительной степени соответствуют цифровой экономике с точки зрения количества технических позиций, на которые они нанимают сотрудников[2]. Малые и средние предприятия также увеличивают свой кадровый резерв в рамках цифровой трансформации, причем спрос на рабочие места в сфере цифровых технологий растет с января по декабрь 2020 года, достигая относительного пика в апреле-мае и сентябре. Учитывая относительно слабую основу цифровой трансформации МСП и тот факт, что эпидемия еще больше увеличила риски для их выживания, ускорение формирования резерва цифровых талантов поможет ускорить их цифровую трансформацию и повысить их способность справляться с рисками. В последние годы, наряду с постоянным продвижением цифровизации, цифровые технологии, представленные искусственным интеллектом, большими данными и облачными вычислениями, постоянно применяются в различных отраслях, что привело к постоянному росту спроса на таланты в этих областях[3].

Поэтому обеспечение развития цифровой инфраструктуры является важной предпосылкой для выращивания талантов для цифровой экономики. В последнее время многие ведомства, включая Министерство промышленности и информационных технологий (MIIT) и Национальную комиссию по развитию и реформам (NDRC), дали понять, что они будут умеренно перераспределять новую инфраструктуру, такую как 5G и центры обработки данных, и многие партии активизируют свои усилия по разработке нового раунда планов "новой инфраструктуры". По данным Министерства промышленности и информационных технологий, в 2021 году количество новых базовых станций 5G достигнет 654 000, а гигабитные оптические сети охватят 300 миллионов домохозяйств. Согласно 49-му статистическому отчету о развитии интернета в Китае , число пользователей интернета в Китае к декабрю 2021 года достигло 1,032 миллиарда, что на 42,96 миллиона больше, чем в предыдущем году, а уровень проникновения интернета достиг 73,0%, что заметно сокращает цифровое неравенство, вызванное аппаратным разрывом. Кроме того, развитие цифровой инфраструктуры не только обеспечивает необходимую инфраструктуру для подготовки талантов цифровой экономики, но и создает большое количество рабочих мест цифровой экономики. С ускоренным развитием цифровой инфраструктуры, представленной искусственным интеллектом, облачными вычислениями и блокчейном, резко возросло давление на предотвращение и контроль сетевой безопасности, а спрос на таланты в соответствующих областях продолжает расти. (3) Отраслевое распределение занятости в цифровой экономике Китая показывает "один высокий, два низких", а региональное распределение - "восточный высокий, западный низкий" В настоящее время процесс цифровой трансформации традиционной промышленности Китая порождает большой спрос на рабочие места в цифровой экономике. С точки зрения набора персонала, цифровая индустриализация составляет 32,6%, а промышленная цифровизация - 67,4%; с точки зрения количества набранных работников, цифровая индустриализация составляет 24,2%, а промышленная цифровизация - 75,8%[4]. Основная причина этого заключается в том, что, с одной стороны, традиционные отрасли имеют более широкий спектр сценариев применения, а процесс цифровой трансформации создаст большое количество рабочих мест, связанных с цифровой экономикой; с другой стороны, порог входа в цифровые отрасли относительно высок, и различные рабочие места, созданные в результате оцифровки промышленности, часто могут соответствовать потребностям большего числа кандидатов. С другой стороны, порог входа в цифровую промышленность относительно высок, и различные виды рабочих мест, созданные в результате цифровизации промышленности, как правило, соответствуют потребностям большего числа кандидатов. Кроме того, средняя заработная плата на цифровых рабочих местах в третичном секторе составила 8 200,7 юаней в месяц, что намного выше, чем 6 224,7 и 6 944 юаней в месяц в начальном и среднем секторах, что делает уровень заработной платы в третичном секторе более привлекательным. С точки зрения регионального распределения рабочих мест в цифровой экономике, восточные провинции с большим количеством рабочих мест в цифровой экономике - Гуандун, Пекин, Шанхай и Чжэцзян - составляют 25,74%, 17,79% и 17,79% соответственно от общего числа рабочих мест по всей стране. Во-первых, мы должны усилить строительство цифровой инфраструктуры в отдаленных районах, содействовать популяризации цифровых навыков и опыта в этих районах, а также обеспечить приобретение и развитие базовых цифровых навыков для жителей отдаленных районов. В центральных и западных регионах будут развиваться государственные учебные базы для улучшения регионального баланса цифровых навыков и распределения талантов. Во-вторых, мы будем содействовать цифровому развитию регионов, отстающих в цифровом развитии, и ускорим открытие сценариев в процессе цифровой трансформации, чтобы усилить способность поглощения занятости. Например, проект "Восток есть восток, запад есть запад" способствует цифровому развитию центральных и западных регионов, направляя спрос на вычислительные мощности с востока на запад в упорядоченном порядке. В-третьих, мы укрепим фундамент выгодных отраслей в каждом регионе, а с помощью цифровой экономики обеспечим развитие выгодных отраслей и продолжим создавать цифровые рабочие места, соответствующие особенностям местных отраслей[5]. Наконец, мы должны в полной мере использовать межпространственные преимущества платформенной экономики, как можно скорее усовершенствовать соответствующую политику и вспомогательные гарантии, сосредоточиться на развитии новых моделей занятости, таких как гибкая занятость, в полной мере использовать межрегиональные особенности новых моделей занятости и обеспечить больше рабочих мест, связанных с цифровой экономикой, для жителей отдаленных районов, цифровых отраслей и районов с относительно слабой цифровой базой. В-четвертых, следует ускорить развитие новых моделей занятости, возникающих в цифровой экономике, и усовершенствовать механизм защиты гибко занятых лиц.

Список литературы

  1. Трощинский П. В. Цифровой Китай до и в период коронавируса: особенности нормативно-правового регулирования //Право и цифровая экономика. – 2021. – №. 1. – С. 44-58.
  2. Петров А. А. Китайская система тотального контроля за обществом //Кронос. – 2020. – №. 9 (47). – С. 25-36.
  3. Петров А. А. В Китае создается цифровая диктатура или общество всеобщего благоденствия //Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2021. – №. 4-1. – С. 504-523.
  4. Хуатэн М. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. – Альпина Паблишер, 2019.
  5. Мартынов А. В. Сопоставление системной трансформации в Китае и России в современный период: конвергенция или дивергенция? //Общество и экономика. – 2019. – №. 8. – С. 96-113.

Интересная статья? Поделись ей с другими: