УДК 159.947:316.624

Психологическая помощь в трудной жизненной ситуации

Кубекова Алия Салаватовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается понятие трудной жизненной ситуации, а также ее виды. Раскрываются основные задачи оказания психологической помощи в трудной жизненной ситуации. Авторы рассматривают эриксоновский гипноз и метафорические ассоциативные карты, как методы которые зарекомендовали себя эффективными в работе с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, психологическая экстремальная ситуация, психологическая помощь.

В Федеральном Законе «О государственной социальной помощи», принятом Государственной Думой 25 июня 1999 года (с последними изменениями от 23.11.2015 № 178-ФЗ). В представленном нормативно-правовом акте (ФЗ – «О государственной социальной помощи) представлена следующая интерпретация: под трудной жизненной ситуацией понимаются ситуация или ситуации, которые значительно снижают текущую жизнь гражданина и, и последствия которых он не может разрешить самостоятельно» [1]. Существует также еще одна интерпретация трудной жизненной ситуации, которое представлено в Национальном стандарте Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст. и оно представлено следующим образом: «под трудной жизненной ситуацией понимаются ситуации, которые могут нарушать привычную жизнь личности, к примеру, это инвалидность, неспособность к самообслуживанию из-за преклонного возраста, малообеспеченность, безработица, различные болезни, повышенные конфликты в семье, безнадзорность, потеря места жительства, жестокое обращение в семье и другие ситуации, которые человек не может разрешить самостоятельно» [2]. Исходя из проведенного анализа литературы, следует отметить, что трудные жизненные ситуацию подразделяются на следующие:

  • экстремальные;
  • социальные [3].

В свою очередь, экстремальные ситуацию также подразделяются на следующие виды: природные, техногенные, и психологические. Наибольший уровень каждой из экстремальные ситуаций определяется последствиями для самой личности. Индивид, которая находится в любой из данных видов этих ситуаций, почти всегда сталкивается с угрозой жизни.

В данной статье мы рассмотрим психологическую экстремальную ситуацию, с которой человек сталкивается и не способен справиться самостоятельно.

Исследователи выделяют определенные приоритетные направления при оказании психологической помощи в трудных жизненных ситуациях:

Принятие факта произошедшего. Личность проходит через определённые этапы шока, агрессии, торга, депрессивному состоянию и только потом личность приходит к принятию. Личности необходимо осознать все эмоции, которые с ним происходят, поскольку он находится в трудной ситуации, осознать данные эмоции и реакции.

Контакт с ценностями. Это задача при оказании психологической помощи, помочь личности переосмыслить ценностные ориентации, а также помочь какие ценности противоречат данным ситуациям и насколько ли изменились ценностные ориентации.

Психологическая помощь в принятии ответственности за собственное поведение. Психологическая задача в данном этапе помощи заключается в том, чтобы избавить личности от аутоагрессии и чувства вины, от деструктивных эмоций, которые направлены на него самого. Показать личности, что от самообвинение снижает психологический статус, мешает продуктивно мыслить, а также ухудшает поведенческие стратегии.

Психологическая помощь в принятии вызова ситуации. Помощь личности в нахождении смысла, помочь ему переключиться от негативных рассуждений «Что я теперь могу ждать от жизни?». Постараться личность направить на поиск решений в тех ситуациях, в которых он оказался в данный момент, а также помочь подтолкнуть личность к нахождению контроля над его собственной жизнью [3].

Приведем наиболее, на наш взгляд, эффективные психологические методы в работе с людьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях.

Представленные методы психологической поддержки являются эффективными при работе с эмоциональным выгоранием, стрессоустойчивости и т.д.:

  1. Техники Эриксоновского гипноза являются эффективными при активизации внутреннего потенциала и внутренних ресурсов при достижении целей или преодолении препятствий. В состоянии транса и внутреннего фокуса снижается контроль над сознанием и тем самым открывается доступ к бессознательным ресурсам, которые хранятся внутри личности. Классической техникой Эриксоновского гипноза является техника «Сопровождение в приятном воспоминании», которая позволяет активировать вновь счастливые моменты в жизни;
  2. Следующим эффективным инструментом являются метафорические ассоциативные карты. Данный психологический инструмент направлен также на активизацию подсознания. С помощью МАК снимаются внутренние психологические зажимы, снимаются и преодолеваются различные страхи, препятствия, разрешаются внутриличностные конфликты. Как правило, личность сама видит в данных ассоциативных картинках, как свои проблемы, так и их решение.

Таким образом, в настоящее время вопрос о психологической помощи, разработке программ психологического сопровождения людей, которые оказались в трудных жизненных ситуациях является крайне актуальным, поскольку повышение качества жизни населения является приоритетной задачей государства. Следует выделить, что в стране также сложная социальная обстановка и внедрение программ психологической помощи для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации также является необходимым направлением.

Список литературы

  1. Федеральный Закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
  2. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст.
  3. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: «Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: