УДК 159.942:378.12:615.851

Когнитивно-поведенческая терапия как способ профилактики эмоционального выгорания для преподавателей вузов

Кубекова Алия Салаватовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: В обзорной статье рассмотрена когнитивно-поведенческая психотерапия как метод профилактики эмоционального выгорания для преподавателей вузов. Авторы анализируют метод когнитивно-поведенческой терапии, а также такой феномен как «эмоциональное выгорание» в профессиональной деятельности педагогического работника.

Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, синдром эмоционального выгорания, профессии «Человек-человек», преподаватели, психологическая профилактика, симптомы выгорания

В настоящее время остро стоит вопрос укрепления и профилактики психологического здоровья и благополучия для работников, особенно для работников сферы «Человек-человек». Данная классификация была предложена Климовым Е.А. [4] для описания видов трудовой деятельности. Профессия типа «Человек-человек» и данный тип относится к социальным, где основной предмет интереса работников является обслуживание социальных систем, сообществ, групп населения (педагоги, медицинские работники, психологи и т.д.). Однако, такой вид трудовой деятельности подразумевает влияние такой феномена как «синдром эмоционального выгорания», т.е. попадаю в социальную сферу, человек автоматически составляет «группу риска». Всемирная ассамблея здравоохранения, ежегодное собрание ВОЗ, утвердила 25-26 мая последние правки актуальной версии Международной классификации болезней (МКБ-11) и, в том числе, внесла в этот каталог заболеваний и травм «эмоциональное выгорание» (burn-out). Согласно МКБ-11 под эмоциональным выгоранием понимается синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен [5]. По Бойко В.В. [3] синдром эмоционального выгорания включает три фазы: «нервного напряжения», фаза «резистентности», фаза «истощения». Наиболее опасная фаза – это третья фаза «истощения», которая характеризуется снижением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к психосоматическим реакциям. В исследовании Богдан Н.Н. [2] определил у 79,4% респондентов считают проблему эмоционального выгорания у преподавателей вузов весьма актуальной, из них 26,5% опрошенных наблюдали у коллег регулярное проявление психосоматических заболеваний. С.А. Евстафьева, И.В. Попогребская, Е.В. Немахова [6] отмечают, что с помощью развития личностных ресурсов противодействия выгоранию можно дольше оставаться на пике своего профессионального и личностного расцвета. Эмоциональное выгорание преподавателей зависит от различных факторов и выявляется определенными симптомами. В качестве эффективных способов профилактики развития синдрома эмоционального выгорания у преподавателей вузов является техники когнитивно-поведенческой терапии. В настоящее время КПТ является самым эффективным методом в современной психотерапии, который благотворно влияет на мышление человека и исправления ошибок в его поведении, а также позволяющий справиться с таким состояниями как стресс, расстройства пищевого поведения, расстройства психиатрического профиля, психосоматические расстройства, депрессия, в том числе синдром эмоционального выгорания. Когнитивно-поведенческая терапия – это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека, дает явное понимание о происхождении негативных реакций и отрицательных эмоций человека и предлагает конкретные маршруты к нормализации эмоционального состояния [1]. КПТ поможет осознать собственные деструктивные мысли, а также неэффективные копинг стратегии. Однако, показано, что наилучшие результаты КПТ достигаются в том случае, когда коррекция неадаптивных способов психического реагирования возможно при использовании разноплановых методик [1]. Таким образом, важно заниматься профилактикой синдрома эмоционального выгорания преподавателей высших учебных заведений.

Список литературы

  1. Бек Д.С. Когнитивная терапия: полное руководство. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 400 с.: ил. – Парал. тит. англ.
  2. Богдан Н.Н. Эмоциональное выгорание у преподавателей вузов: способы выявления и предупреждения / Н.Н. Богдан, Е.А. Самсонова, 10.23670/IRJ.2020.96.6.072 // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 6 (96) Часть 2. – С. 170-175. – URL: https://research-journal.org/social/emocionalnoe-vygoranie-u-prepodavatelej-vuzov-sposoby-vyyavleniya-i-preduprezhdeniya/ (дата обращения: 07.02.2022).
  3. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. – СПб, 2009 – 278 с.
  4. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : Учеб. пособие [для студентов учеб. заведений по направлению и спец. "Психология"] / Е. А. Климов. – М. : Изд-во МГУ, 1995. – 222 [1] с.; 22 см.
  5. Международная классификация болезней: «Профессиональный синдром» эмоционального выгорания / Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/ , вход свободный, дата обращения: 07.02.2022.
  6. Эмоциональное выгорание педагога / С.А. Евстафьева, И.В. Попогребская, Е.В. Немахова [и др.]. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – Москва : Буки-Веди, 2016. – С. 84-86. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10583/ (дата обращения: 07.02.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: