УДК 34

Теоретические и правовые основы подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов

Байрамов Шакир Байрамович – кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Павлова Елизавета Андреевна – начальник отдела Аттестации сил обеспечения транспортной безопасности Центра транспортной безопасности Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Штольц Марк Алексеевич – эксперт Центра транспортной безопасности, магистрант Высшей школы аэронавигации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме интеграции БАС в сегрегированное воздушное пространство. В частности, вопросу о статусе экипажа беспилотного воздушного судна и предъявляемым к нему квалификационным требованиям. Основной целью данной статьи является поиск оптимального пути разрешения юридических коллизий, связанных с процессом подготовки и дальнейшей сертификации операторов беспилотных летательных аппаратов как части специалистов авиационного персонала.

Методология исследования базируется на анализе законодательства Российской Федерации, в том числе, отраслевых нормативно-правовых актов. В настоящей статье выявлены и обозначены проблемы подготовки внешних пилотов, а также указаны возможные варианты преодоления несогласованности нормативной базы в области подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов.

Ключевые слова: оператор беспилотного летательного аппарата, внешний пилот, подготовка операторов БПЛА, беспилотные авиационные системы, квалификационные требования внешнего пилота.

Использование в конце 1950-х и в 1960-х гг. в области подготовки учебных планов методик проектировки систем и системного подхода к организации подготовки авиаспециалистов вызвало введение систематизированных программ для подготовки, нацеленных на достижение показателей эффективности. В то же время в связи с быстрым развитием различных проектных решений, технологий и эксплуатационных концепций появилась потребность в решении проблем успешной и безопасной интеграции различных воздушных судов без пилотов в общее воздушное пространство, где уже действует регулируемая и неплохо развитая сфера пилотируемой авиации.

По п. 1 Приказа Министерства транспорта РФ № 240 от 04.08.2015 г. «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации», предусмотрено включение внешнего пилота в общий список летного состава гражданской авиации [3, пт. 1].

По ст. 52 ВК РФ, авиационные работники – люди, профессионально подготовленные и занятые работой по обеспечению безопасности при полётах воздушных судов или авиационной безопасности. Ими организовываются, осуществляются, обеспечиваются и обслуживаются полёты летательных аппаратов и соответствующие перевозки. Эти лица выполняют авиационные работы, связанные с использованием воздушного пространства, участвуют в организации и обслуживании передвижений по воздуху. Также они включены в списки авиационных специалистов. Списки авиационных специалистов в соответствии с видом авиации принимают отдельные государственные органы, регулирующие работу авиации гражданского направления, экспериментальной авиации и государственной авиации [2, ст. 52].

Основа для юридического статуса экипажа БВС определена в ВК РФ. По п. 1.1 ст. 56 ВК РФ, в состав экипажа БВС входит один или несколько внешних пилотов. Одним таким пилотом выполняется функция командира БВС. Выбор осуществляет непосредственный собственник БВС. Отдельно определена база для юридического статуса командира БВС. На него, на основе п. 2 ст. 57 ВК РФ, возложена функция руководства действиями членов экипажа. Ещё он отвечает за соблюдение мер безопасности при полётах. По ст. 58.1 ВК РФ, командир БВС обладает правами, похожими на права командира воздушного судна, пилотируемого воздушного судна, учитывая техническую специфику БВС.

Также, в соответствии с ФАП №494, эксплуатант, осуществляющий авиационные работы на БВС, включая использование наибольшей взлётной массы 30 кг и меньше, должен принимать на работу либо привлечь для осуществления работ на основании гражданско-правового соглашения людей, обучившихся (подготовившихся) по специальным программам подготовки, которые утвердил уполномоченный орган, реализующий функции по предоставлению государственных услуг в области гражданской авиации [4, пт. 2.7.].

Также необходимо отметить, что сейчас пользуются профессиональным стандартом 17.071 «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее». Его подготовила Ассоциация разработчиков и эксплуатантов беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕТ». В нём также, как и в ФГОС СПО, приведены знания и умения специалиста по работе с БАС.

В данном профессиональном стандарте, в отличие в ФГОС СПО, указано возможное наименование должности – «внешний пилот БВС», что в полной мере согласуется с российскими законами в сфере гражданской авиации [6, пт. 3.2.]. «Внешний пилот» фигурирует и в ФАП-494, и в приказе Минтранса России №240.

Таким образом, внешний пилот при устройстве на работу в организацию, которая будет осуществлять авиационные работы, должен пройти обучение по программе дополнительного или среднего профессионального образования, а также получить в любом авиационном учебном центре свидетельство внешнего пилота. Однако подготовка по программам внешнего пилота не ведется ни в одном авиационном учебном центре, так как выдаче свидетельства внешнего пилота мешает отсутствие требований к внешнему пилоту в ФАП-147.

После вступления в силу 1 марта 2022 года пункта 2.7 ФАП-494, все операторы БПЛА с максимальной подъемной массой 30 кг и менее должны иметь свидетельство внешнего пилота, но фактически получить его не могут, пока не будут внесены корректировки в ФАП-494. В связи с чем выпускники, которые проходили обучение по специальным программам, когда получали среднее профессиональное образование по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», не имеют право работать по своей специальности.

Безусловно, тем, кто использует БПЛА весом до 30 кг в личных целях, свидетельство внешнего пилота не требуется. Однако оно понадобится, когда БПЛА используется для решения коммерческих задач. В настоящее время деятельность участников рынка БПЛА оказывается полулегальной. Ведь официальная документация для подтверждения уровня квалификации внешнего пилота кем-либо не выдаётся, а требование о необходимости пройти обучение уже вступило в силу.

Также сейчас можно найти много разнообразных курсов, предусматривающих подготовку внешних пилотов и занимающихся собственной деятельностью без получения лицензии от Минобрнауки либо специального сертификата для авиационного учебного центра.

В перечне нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление подготовки специалистов для гражданской авиации, главными оказываются следующие:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предлагает характеристику терминов, выступающих базой для построения учебного процесса (в виде стандартов, квалификации, обучения, образования, требований);
  2. Приказ Минобрнауки России № 499 от 01.07.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

По ст. 76 Федерального закона № 273, в виде цели дополнительного профессионального образования выступает обеспечение профессионально-образовательных нужд, стимулирование роста уровня профессионализма у специалистов, адаптация их профессиональных навыков к динамике условий, влияющих на работу по профессии и на общество.

Реализация дополнительного профессионального образования предусматривается через проведение дополнительных профессиональных программ. Они представлены в виде программ по повышению уровня квалификации и программ по профессиональной переподготовке.

Итак, видно, что вопрос подготовки специалистов по эксплуатации БАС, их последующей подготовки в авиационных учебных центрах в целях получения свидетельства внешнего пилота имеет множество неразрешенных юридических коллизий, что несомненно влияет на качество подготовки авиационного персонала, замедляя их профессиональную самореализацию.

Список литературы

  1. Doc 10019. Издание 1. Manual on Remotely Piloted Aircraft Systems (RPAS) «Руководство по дистанционно пилотируемым» (ДПАС) №10019 AN/507. «Циркуляр ИКАО №10019» 190 с.;
  2. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24 марта 1997 г. - №12. - Ст. 1383;
  3. Приказ Минтранса России от 04.08.2015 № 240 (ред. от 03.11.2016) «Об утверждении перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 № 38810);
  4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2020 № 494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (Зарегистрирован 30.12.2020 № 61979);
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1549 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем" (с изменениями и дополнениями), 2022;
  6. Профессиональный стандарт 17.071 «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее», зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июля 2018 года, регистрационный N 51669, 2022;
  7. Приложение № 2 к Протоколу заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24.06.2016 г. № 2.

Интересная статья? Поделись ей с другими: