УДК 34.4414

Правовые основы антимонопольного контроля

Горбунова Мария Викторовна – магистрант Волгоградского государственного университета.

Научный руководитель Копьёв Алексей Владимирович – доцент кафедры Гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета.

Аннотация: Правовые акты, содержащие соответствующие нормы, представляют собой правовую основу надзора за исполнением антимонопольного законодательства, а важным аспектом, влияющим на результаты надзорной деятельности, является знание данных норм. Конституция определяет направление правового регулирования хозяйственных отношений. Государство же, в свою очередь, гарантирует реализацию и свободное применение конституционных принципов в сфере антимонопольного регулирования и, несомненно, эти принципы играют главную роль в развитии правового регулирования хозяйственных отношений. В настоящей статье изучены вопросы правового регулирования процессов антимонопольного контроля в России. Представлены и проанализированы основные нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуры его осуществления.

Ключевые слова: антимонопольный контроль, антимонопольные органы, недобросовестная конкуренция, антимонопольное законодательство, антимонопольное регулирование.

Действенный антимонопольный контроль является основой развития чистой конкуренции и свободного предпринимательства. Однако без детально разработанной правовой регламентации его осуществление становится невозможным. Согласно ч.1 ст. 2 Закона о защите конкуренции [1] правовая система антимонопольного контроля включает в себя Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон о защите конкуренции и прочие федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в ст.3 Закона. В то же время правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о защите конкуренции.

Анализ международного правового регулирования исследуемой проблематики в контексте интеграции РФ в данное правовое сообщество свидетельствует о том, что Российская Федерация – активный участник международных соглашений. Наиболее популярными нормативными документами, обладающие межправительственным характером, являются:

  • Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014), гарантирующий со стороны стран-участниц эффективный контроль за экономической концентрацией в той степени, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции, а также контроль за соблюдением запрета на антиконкурентные действия и недобросовестной конкуренции.
  • Статья 10 – bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, обеспечивающая эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. [3]
  • Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994., гарантирующее контроль за антиконкурентной практикой посредством договорных лицензий. [2]

Здесь следует отметить, что в настоящий момент не существует конкретного соглашения, касающегося антимонопольного контроля. В этом контексте эксперты отмечают правовую необходимость на законодательном уровне закрепить вышеуказанный правовой акт. В частности, речь идет о необходимости разработки и принятия Международной декларации руководящих принципов антимонопольного контроля, на основе которых возможно будет призвать государства к независимому его осуществлению [9, с. 48].

Следующий уровень антимонопольного законодательства представлен Конституцией РФ. В данном законе понятие «контроль» встречается лишь дважды, а именно в п. «а» ст. 71 речь идет о контроле государства за соблюдением федеральных законов, и в ч.5 ст.101 – о контроле, осуществляемом Счетной палатой за исполнением федерального бюджета.

В статье 8 Конституции закреплены основные принципы экономики России. В данной норме установлено единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. [8, с. 437]

Закрепление указанных принципов определило роль государства в экономических отношениях. В условиях рыночной экономики государство выполняет роль посредника, задачами которого является как установление общих правил, разрешение споров, так и недопущение монополистической деятельности. Основы экономической системы развиваются и реализуются в конституционных экономических правах и свободах. Так, например, в ст. 34 Конституции установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Часть 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данный запрет можно рассмотреть в нескольких аспектах.

Частью 2 ст. 34 Конституции устанавливаются ограничения экономической деятельности. Право на занятие такой деятельностью не абсолютно, и злоупотребление своими правами в предпринимательской деятельности может явиться нарушением антимонопольного законодательства.

Кроме того, из содержания ч. 2 ст. 34 Конституции вытекает право предпринимателей на защиту от монополизации рынка и недобросовестной конкуренции. Закрепление этой возможности позволяет субъектам экономических отношений требовать исполнения конституционного положения, а при его неисполнении, нарушения – требовать от предпринимателей или государства совершения действий, направленных на защиту их прав от недобросовестного, нарушающего антимонопольное законодательство поведения. [5, с. 1234] Также из указанного права следует гарантия на свободное использование своих способностей и имущества при занятии предпринимательской деятельностью, которая поддерживается и охраняется государством. Следовательно, государственные органы создают условия для равного доступа предпринимателей на товарные и финансовые рынки, и основная их цель – развитие и охрана добросовестной конкуренции.

Помимо стимулирующих конкуренцию действий государство осуществляет функцию антимонопольного контроля, заключающегося в принятии мер, обеспечивающих пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также в контроле экономической концентрации.

Таким образом, в ст. 34 Конституции можно обнаружить положения о свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, его государственном регулировании и связанном с этим ограничением прав.

В контроле государства за исполнением предусмотренного ч. 2 ст. 34 Конституции требования в самом общем виде заключается принцип антимонопольного регулирования экономики.

В совокупности с провозглашенной ст. 8 поддержкой конкуренции данный принцип должен способствовать осуществлению действительно свободной экономической деятельности, выступать фактором поступательного развития экономики.

Конституционные положения конкретизированы в Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», являющимся основным законодательным актом в области антимонопольного контроля. В данном законе также содержатся и специальные нормы, упорядочивающие отношения, связанные с контролем государства за соблюдением антимонопольного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Сегодня у российской экономики появляются новые вызовы ввиду развития цифровых платформ, вынуждающих государство создавать новые механизмы защиты конкуренции в России. В связи с этим ФАС РФ был представлен пятый пакет, расширяющий действие норм закона и предусматривающий улучшение антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики [6, с. 12]. Проект утвержден Правительством 7 июля 2022 года. Входящие в проект пакета законодательные акты направлены на предотвращение злоупотреблений доминирующим положением цифровыми платформами.

Нормы права, которые касаются контроля, содержатся также и в кодифицированных актах, таких как Гражданский, Уголовный кодексы и Кодекс административных правонарушений РФ.

В ГК РФ это касается ст. 10, определяющей пределы осуществления гражданских прав, тем самым запрещая их использование в целях ограничения конкуренции, и ст. 1033, признающей недействительными ограничительные условия договоров коммерческой концессии, если эти условия противоречат законодательству.

В КоАП РФ содержатся две группы норм об административной ответственности за правонарушения в результате осуществления государственного контроля за соблюдением конкурентного законодательства и ответственности за непосредственное нарушение антимонопольных требований.

Уголовный кодекс также реализует конституционный принцип о недопустимости деятельности, направленной на монополизацию. Речь идет о ст. 178 УК РФ, в которой установлен запрет на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Разместив в кодексе ст. 178 о монополистической деятельности, законодатель тем самым указывает на особую значимость правовой охраны конкурентных отношений и соблюдения антимонопольных правил экономической деятельности.

Следующим уровнем нормативно-правовой базы государственного контроля являются подзаконные правовые акты. В эту группу источников регулирования процедур контроля входят указы Президента РФ, акты Правительства РФ, ключевые приказы ФАС России и, так называемые правовые позиции Президиума ФАС России – разъяснения.

К источникам правового регулирования процедур антимонопольного контроля на подзаконном уровне следует отнести совместные документы антимонопольных органов с иными властными органами, например:

  • приказ МВД России №878, ФАС России № 215 от 30.12.2004 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел РФ и ФАС» [4].

Подводя итоги следует отметить, что рассмотренный комплекс нормативных актов, используемых антимонопольными органами с целью осуществления антимонопольного контроля, представляется весьма значительным и эффективным. Тем не менее работа по развитию института государственного антимонопольного контроля продолжается. С каждым годом и процедура государственного контроля, и деятельность антимонопольных органов становится прозрачнее и доступнее для всех участников процесса.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №31 (ч.1). Ст. 3434.
  2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №37 (приложение ч. VI). Ст. 2818-2849.
  3. Закон. №7. 1999 (извлечение).
  4. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. №45.
  5. Ермоленко, Д. А. Государственный контроль как современное антимонопольное законодательство / Д. А. Ермоленко // Форум молодых ученых. – 2019. – № 1-1(29). – С. 1233-1235.
  6. Копьёв, А. В. Антимонопольное регулирование цифровой экономики в современной России / А. В. Копьёв, А. Н. Давыдова // Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 11-13.
  7. Корякина, К. Г. Государственный антимонопольный контроль как административно-правовой способ обеспечения защиты гражданских прав хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности / К. Г. Корякина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2020. – № 2. – С. 158-165.
  8. Маслякова, П. А. Эффективность антимонопольного регулирования в контексте осуществления финансового контроля (на примере Краснодарского края) / П. А. Маслякова // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 12(39). – С. 435-440.
  9. Самолысов, П. В. Правовые основы антимонопольного контроля в Российской Федерации / П. В. Самолысов // Актуальные вопросы современного конкурентного права / Сборник научных трудов -2019. – Выпуск №3.- С. 48.

Интересная статья? Поделись ей с другими: