УДК 34

Императивные нормы для ограничения частных прав

Шкурин Александр Владимирович – магистрант Юридического института Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о том, могут ли императивные нормы, как инструмент государственного принуждения, ограничивать частные права. На примере действий правительства РФ во время пандемии COVID-19 показано, как в интересах государства частные права были ограничены на законодательном уровне, что продемонстрировало превосходство публичного интереса над частным.

Ключевые слова: императивные нормы, ограничение частных прав, публично-правовые отношения.

Императивность исполнения обязанностей должна соответствовать принципу разумности, особенно когда ограничиваются права человека. Конституционный Суд РФ указал, что при введении ограничений прав и свобод человека необходимо учитывать их соразмерность [2]. Императивные нормы не могут нарушать в произвольном порядке базовые конституционные принципы.

Выбор непосредственных мер реализации императивных норм ограничен на уровне Конституции РФ [1]. Не допускается ограничение частных прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Фактически такое ограничение частных интересов предоставляет публичным интересам преимущественное положение.

Наиболее ярким примером является ситуация, возникшая в 2020 году в связи с распространением COVID-19. С целью недопущения распространения COVID-19 государственные органы стали вводить ограничения, касающиеся частных интересов, когда были установлены предписания, требующие обязательность их исполнения. На территории РФ не был введен режим военного положения или чрезвычайной ситуации, но ограничение прав произошло. Фактически сложилась ситуация, когда императивность исполнения предписаний нарушила базовый принцип Конституции РФ – возможность ограничения прав человека только посредством норм федерального законодательства.

Правительство РФ 16.03.2020 года издало распоряжение о временном закрытии для иностранцев и лиц без гражданства границы РФ [4]. 19.03.2020 года Минздрав РФ выпускает приказ [5], которым устанавливает порядок деятельности медицинских учреждений в условиях COVID-19. 21.03.2020 года Правительство РФ приостановило своим распоряжением проведение диспансеризации здоровья взрослого населения [3].

В Амурской области, ЕАО, Республики Бурятии и Хабаровском крае [8; 7; 6] были установлены в начале 2020 года режимы повышенной готовности. Нормативные акты первоначально содержали в себе только меры рекомендательного характера и были приняты на основе Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [10] и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52- ФЗ (в ред. 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [9]. Позднее все меры рекомендательного характера перешли в категорию обязательных.

Фактически приведенные данные позволяют сделать вывод о наличии оснований для дискуссии относительно легитимности ограничительных мер, которые были установлены в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Императивность таких норм не предполагала никакого исключения. 

К 20.03.2020 года во всех 85 субъектах РФ был введен режим повышенной готовности. При этом необходимо отметить, что до 01.04.2020 субъекты РФ не обладали полномочиями на установление ограничительных мер. Такие полномочия появились только после внесения поправок в Закон № 68-ФЗ. Закон № 68-ФЗ в редакции до 01.04.2020 не предполагал возможности установления ограничений на передвижение граждан. Кроме того, подп. «д» п. 10 ст.4.1 Закона № 68-ФЗ позволял принимать только те меры, которые не ограничивали права и свободы человека и гражданина. Внесенные 01.04.2020 изменения стали предполагать возможность ограничения прав граждан. В частности, были расширены условия установления на территории чрезвычайной ситуации. После внесения изменений такой режим мог быть установлен в связи с распространением заболевания, которое представило угрозу для окружающих. Полномочия Правительства РФ также были изменены, в частности, оно могло самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы федерального или межрегионального характера. Внесенные поправки позволили Правительству РФ установить Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации [11]. Следует отметить, что такие Правила были приняты Правительством РФ, но сам режим не был введен на территории РФ.

Соответственно, нормативные правовые акты установили, что все граждане и юридические лица обязаны соблюдать установленные правила, в противном случае на них налагался штраф в соответствии с административным законодательством. Фактически на момент введения императивных норм у субъектов законотворчества отсутствовали полномочия в данной сфере. Тем не менее, не предполагалась возможность неисполнения таких норм.

Приведенные примеры свидетельствуют, что установление императивных предписаний позволяет в некоторых случаях обеспечить безопасность государства, в других – предоставить гарантии безопасности жизни и здоровья человека, но при этом может ограничить права и свободы человека.

Ситуация с распространением COVID-19 в большей части иллюстрирует превосходство публичных интересов над частными. Это осуществляется посредством применения императивных норм. Императивные нормы не предполагают возможности изменения поведения по желанию обязанного субъекта. Они четко обозначают рамки должного поведения и указывают на невозможность установления иного порядка в рамках соглашений.

Список литературы

  1. Конституция РФ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 № 8 6-О // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 34. — Ст. 4368.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р « // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 23.03.2020.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р (в ред. 14.06.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 12. — Ст. 1825; 2022. — № 25. — Ст. 4375.
  5. Приказ Минздрава РФ (в ред. 04.02.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.03.2020; официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.02.2022
  6. Распоряжение правительства Хабаровского края от 13.02.2020 № 120-рп // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2700202002170005.
  7. Распоряжение губернатора Еврейской автономной области от 05.02.2020 № 14-рг // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7900202002110002
  8. Распоряжение губернатора Амурской области от 27.01.2020 № 10-р // https://docs.cntd.ru/document/561709862 (дата обращения 24.04.2022).
  9. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650; 2021. — № 27 (часть I). — Ст. 5185.
  10. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648; 2022. — № 1 (Часть I). — Ст. 28.
  11. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 15 (часть IV). — Ст. 2274.

Интересная статья? Поделись ей с другими: