УДК 316.346.32

Молодёжный экстремизм как объект социологического исследования1

Овчинников-Лысенко Егор Геннадьевич – магистр социологических наук, аспирант кафедры Социологии Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье рассматривается молодёжный экстремизм как объект социологического исследования для комплексного изучения которого необходимо применять опыт, накопленный в различных социальных дисциплинах. Отправной точкой социологического изучения феномена экстремизма является понимание его как вида девиантного поведения, направленного против существующих в обществе норм, правил, принципов, обычаев, традиций. Рассмотрены особенности молодежного экстремизма и понятие экстремизма с социологической точки зрения. Молодежь рассматривается в качестве большой социальной группы со специфическими социальными и ментальными характеристиками.

Ключевые слова: экстремизм, молодёжный экстремизм, причины и факторы экстремизма, идеология, девиация, девиантное поведение.

Понятие «экстремизм», ровно как любые формы его проявления вызывают широкий резонанс в обществе, рядовыми людьми, не углублёнными в понятийный аппарат, воспринимается как угроза их мирной жизни и здоровью. Тем не менее их опасения разделяют как органы власти, так и учёные, признавая экстремизм общественно опасным явлением.

Важность понятия в настоящее время так же возрастает, как отмечает ряд исследователей, каждый год как в российском, так и в европейских обществах увеличиваются риски возникновения экстремизма [1]. Помимо растущего риска возникновения, исследователи оценивают экстремизм как скрытое социальное явление. Что в свою очередь означает, неточность при определении экстремистских проявлений.

Однако, это всё отходит на второй план в сравнении с основным субъектом экстремистской деятельности – молодежью. Молодежь ввиду своих социальных и психологических свойств предрасположена к экстремистской деятельности [8]. Как самая активная и мобильная часть населения, молодежь легко воспринимает и усваивает не только позитивные взгляды и установки, что позднее перерастает в правонарушения, совершенные в абсолютной уверенности в своей правоте.

Совокупность этих факторов приводит к острой необходимости в изучении молодежного экстремизма.

Стоит отметить, что понятие экстремизма является междисциплинарным предметом интереса, к изучению которого подходили с точки зрения психологии, юриспруденции, социологии и политологии. Обусловлен такой интерес спецификой самого феномена, влияющий на все сферы общественной жизни. Исследователи же соглашаются что при изучении экстремизма с перспективы различных наук возможно прийти к более детальному представлению о явлении, сформировать алгоритм его проявления и на его основе разработать способы профилактики и борьбы [4]. Однако, наиболее ценными, в таком случае, предстанут социологические исследования экстремизма, просматривающие данную проблему через поведенческие установки, идеологии и ценностные ориентации индивидов.

Проблемы начинаются при попытке привести понятие «экстремизм» к общему знаменателю. По мнению большинства исследователей, в данный момент, общего понятия не существует, однако, исследователи согласны, что экстремизм – это отражение приверженности крайних взглядов и идей [2]. Если рассматривать понятие с позиции социологической теории, в «Социологической энциклопедии» экстремизм определяется как «приверженность к крайним взглядам и мерам, проявляющаяся в соответствующем социальном поведении» [5, с. 799]. Однако, рассматривая экстремизм в социологическом поле, важно не допускать расширения объема понятия, экстремизм не равен любому поведению с признаком крайности [1]. Рассмотрение экстремизма в социологическом срезе предполагает изучение его как явления с социальной природой происхождения. С данной позиции экстремизм выступает своего рода реакцией на резкие политические, социальные или культурные перемены, свойственные современным обществам.

Переломным моментом появления экстремизма является интерпретация условий, окружающих индивида. Согласно Т. Р. Гарру - «именно люди – со всеми их разнообразными идентичностями, желаниями и убеждениями – должны быть центром анализа конфликта» [3, с. 31]. Именно социальное противоречие становится причиной возникновения чувства удовлетворенности. Экстремизм же своим сосредоточением против конкретных социальных групп или порядков, становится реакцией на это чувство неудовлетворенности. Недовольство своим положением в обществе, текущим порядком или неудовлетворенность, ведет к обострению представлений у индивида. Среди основных причин, приводящих к увеличению таких девиаций молодежи, основное значение приобретает социальное неравенство, недостаточная социальная зрелость, а желание любой ценой самоутвердиться в мире взрослых влечет за собой формирование агрессивных и девиантных форм поведения, реализующихся путем совершения правонарушений. К деформациям личности также приводит снижение уровня общего образования и культуры молодых людей, разрыв межпоколенной преемственности ценностно-нравственных установок, влияющий в целом на снижение показателей гражданственности и патриотизма населения [6, с. 58].

Доказана тесная связь между состоянием общества и молодежной преступностью. В случае кризиса, когда деструктивные настроения в обществе достигают своего пика, начинается расцвет молодежной преступности и экстремизма. Молодежь берет на себя роль «героя» способного разрешить кризис, однако, зачастую их действия становятся источником новых проблем [8]. Существующие в представлении молодежи «высшие цели» диктуют их действия. Опасность представляют не только эти «цели», объединяющие вокруг себя молодежь, но и средства, которыми они стремятся этих целей достигнуть.

Объединяться в группы это еще одна из особенностей молодежного экстремизма. Он «выражает специфическую идентичность определенных групп людей, которые находятся в ситуации открытого несогласия с нормами и ценностями доминирующей культуры» [9, с. 12]. Молодым людям свойственно противопоставлять себя системе. Социально-психологические и социально-возрастные характеристики молодежи в принципе несут в себе риск развития экстремизма, как протеста «против взрослых», самоидентификации или высвобождения энергии.

В это же время, действия направленные на профилактику и противодействие возникновения экстремизма среди молодежи сталкиваются с нетривиальной проблемой – проблемой коммуникации. Молодежь восприимчива и открыта для воздействия, однако, до тех пор, пока воздействие перекликается с их мировоззрением и системой ценностей. Как только коммуникативные элементы начинают восприниматься молодыми людьми как посторонние, они прекращают усваиваться [7].

Проблема экстремизма среди молодежи в настоящее время продолжает быть крайне важной темой. Важно уметь распознать составляющие экстремизма для его дальнейшего предотвращения. Также актуальным остается детальное исследование причин и идеологических мотивов экстремистских преступлений молодежи, детальный анализ которых позволит разработать комплекс средств и мер предупреждений подобных преступлений в будущем.

Список литературы

  1. Вехов И. В. Экстремизм как объект социологического исследования //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2009. – №. 111.
  2. Ганаева Е. Э. Молодёжный экстремизм как тип девиации [Электронный ресурс] // Молодой учёный. – 2012. – Режим доступа: https:// www.moluch.ru/archive/47/5832
  3. Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005. 464 с.
  4. Егоров М. И. Экстремизм: понятие, сущность, подходы к изучению и осмыслению [Электронный ресурс] // Молодой учёный. – 2011. – Режим доступа: https://www.moluch.ru/archive/26/2795
  5. Козлов А. А. Экстремизм социальный // Социологическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. Т. 2. 863 с.
  6. Красиков В. И. Экстрим: Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М.: Водолей Publisher, 2006. 494 с.
  7. Лазарев Д. А. Молодежный экстремизм в условиях трансформирующегося российского общества: проблемы профилактики и противодействия //Социальное здоровье: проблемы и решения. – 2018. – №. 3. – С. 144.
  8. Старцева А. А. Молодёжный экстремизм как форма проявления девиантного поведения //Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения. – 2018. – С. 108-114.
  9. Tamaev R. The Fight against extremism: international cooperation is needed // Legality. 2007. № 6.

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 075-00167-20-03 «Социогуманитарные основы противодействия экстремизму».