УДК 8

Медиаэтика в китайских и российских социальных сетях

Ма Ицюнь – абитуриент аспирантуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Сегодня все более возрастает интерес к проблеме воздействия социальных сетей на аудиторию. Целенаправленное информационное воздействие приводит к тому, что человек легко воспринимает новые идеи, а внушаемые мнения считает собственными мыслями. Так, в связи с назревшей необходимостью исследуются новые подходы к сфере этических стандартов медиадеятельности пользователей соцсетей.

Ключевые слова: медиаэтика, социальные сети, блогосфера, стандарт, этика, регулирование.

В настоящее время, одним из важных факторов социально-экономического развития современного информационного общества и постиндустриальной экономики являются новые информационные технологии, которые выступают основой социальных коммуникаций.

Социальные сети являются не только повседневным элементом жизни интернет-пользователей, но и объектом исследования ученых. Впервые в 1954 году американский социолог Дж. Барнс использовал термин «социальные сети». Автор определил социальную сеть как определенный круг друзей, и эти друзья имеют собственных друзей. Некоторые друзья одного человека могут знать других его друзей, некоторые - нет. Дж. Барнс представлял социальную сеть в виде системы точек, некоторые из которых соединены между собой. Люди - участники социальной сети и являются этими точками, а линии, соединяющие точки, показывают то, как люди взаимодействуют внутри сети [1].

История социальных сетей связана с развитием использования Интернета и начинается в середине 90-ых годов ХХ века. Первые соцсети использовались в основном компьютерными специалистами и представляли собой сервисы для переписки. Социальные сети в современном понимании появляются в начале XXI века и используются как для отдыха, так и для работы. В настоящее время существует много функций социальных сетей, однако большинством людей они используются для неформального общения, для демонстрации фото и видео.

В социальных сетях границы информации очень размыты, их практически нет. То же самое происходит и с распространителями этой информации. Если бы в реалиях традиционных СМИ десять-двадцать лет назад мы, наверное, знали, что тот, кто рассказывает новости и несет ответственность за массовое распространение информации, – это журналист. Все было понятно: есть профессия, а есть профессиональные стандарты: объективность изложения, работа с источниками, непредвзятость, правдивость и так далее. Но самое главное, было понятно, у кого и о чем просить. Сейчас в качестве распространителей может выступать практически любой человек или группа людей в сети Интернет, что вызывает определенные трудности и существенно меняет медиаэтическое поле [4].

В этой же связи назрела необходимость разработки этических стандартов медиадеятельности, в которой активное участие принимают пользователи социальных сетей. Однако для того, чтобы подключить их к процессу медиаэтического регулирования, сначала необходимо определиться с их статусом: до сих пор ведутся споры, являются ли блогеры профессионалами или любителями, а значит, возникает вопрос: возможно ли предъявлять к ним такие же требования, как и к журналистам? Также не определено их положение и с правовой точки зрения. Но массовая аудитория зачастую не видит различий между блогерами и журналистами, и, возможно, пришло время включить их в профессиональное сообщество через принятие ключевых этических стандартов медиа.

В медиапространстве сосуществуют, так называемые, контентмейкеры или авторы контента (блогеры, журналисты, СМИ и др.) и потребители контента (читатели, аудитория, пользователи). Точнее говоря, каждый отдельный контентмейкер в то же время является и потребителем чужого контента, так как находится в постоянно обновляемой медиасфере, и каждый потребитель в той или иной степени также производит и/или распространяет этот контент. Такой цикл ролей в медиапространстве, с точки зрения медиаэтики, налагает на участников медиапространства определенные обязанности и возлагает на них ответственность.

Обязанности, накладываемые медиаэтикой на участников медиасферы, по отношению:

  1. к собственному контенту (который пользователь производит как контентмейкер или распространяет/помогает распространять) – например, обязательная проверка достоверности информации;
  2. другим контентмейкерам – запрет на плагиат, использование материалов без ссылки, продуктов чужой интеллектуальной собственности без разрешения автора и т. п.;
  3. другим участникам медиасферы в целом – соблюдение норм этикета и вежливости в социальных сетях, запрет на оскорбления, травлю и др. [3].

Вседозволенность в интернете вступает в конфликт с интересами государств и граждан, поэтому права в виртуальной сфере ограничиваются в той или иной степени [2]. В частности, один из наиболее жестких режимов ограничений в социальных сетях установлен в Китайской Народной Республике.

Так, ранее популярным блогерам в Китае запретили делиться мнениями в таких областях, как медицина или юриспруденция, если у них нет соответствующей квалификации. Администрации социальных сетей обязуются проверять квалификацию авторов специализированного контента.

Китайским блогерам также запретили выпускать контент, который «ослабляет или ставит под сомнение лидерство» Коммунистической партии Китая и содержит дипфейки с партийными и государственными лидерами. Помимо этого, власти запретили показывать на прямых эфирах «элементы расточительного стиля жизни». Выпуск контента с сексуальным или провокационным подтекстом также запрещен. А в начале мая 2022 года китайские власти ввели запрет в отношении лиц младше 16 лет – им ограничили просмотр прямых трансляций до 22:00.

Многие социальные сети КНР используют фильтры ненормативной лексики, чтобы избежать публикации непристойностей и агрессивных текстов. На эти же цели направлена и модерация ресурсов.

При этом на данный момент ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства касательно интернета – существуют только различные отраслевые или предметные нормативные акты, регулирующие частные аспекты функционирования сети. Нормы, которые можно было бы применить к виртуальной среде, разбросаны по законодательным актам иных отраслей права. В первую очередь, они содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, а также в административном и уголовном законодательстве.

В последнее время и в России, ужесточается интернет-законодательство. На данный момент самый действенный способ контроля над социальными сетями со стороны государства – требовать соблюдения законов от их владельцев. Именно они должны контролировать контент, выкладываемый пользователями, иначе ресурс будет заблокирован (полностью или частично), а владельцы привлечены к ответственности. Это связано с тем, что практика контроля за пользователями социальных сетей в России оказалась неэффективна. Крайне сложно отслеживать действия миллионов пользователей, находить владельцев аккаунтов и привлекать их к ответственности. Так же, пользователям российских соцсетей стоит принять китайский опыт во внимание, когда они задумаются над собственным этическим кодексом.

Список литературы

  1. Василенко, Н. А. Феномен социальных сетей: история, виды, особенности / Н. А. Василенко // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности в современном пространстве московского мегаполиса: Сборник научных трудов / Под общей редакцией Э.И. Медведь, Г.В. Ганьшиной. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. – С. 146-152.
  2. Гарифуллин, В. З. Манипуляции сознанием аудитории как нарушение принципов медиаэтики / В. З. Гарифуллин // Медиатолерантность - 2021: материалы III Региональной (Поволжской) научно-практической конференции, Казань, 16 октября 2021 года / ЧУВО «Российский исламский институт». – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-полиграфическая компания «Бриг», 2021. – С. 19-27.
  3. Ефремова, Л. И. Социальные сети и социальная ответственность коммуникатора / Л. И. Ефремова // Христианское мироосмысление в эпоху цифровых технологий: Материалы по итогам круглого стола, в рамках XVII международных научно-образовательных знаменских чтений «Христианское мироосмысление в эпоху цифровых технологий», Курск, 29 марта 2021 года. – Курск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2021. – С. 48-49.
  4. Марчан, К. В. Тенденции и новации медиаэтики / К. В. Марчан // Медиа-2022: теория и практика: к 150-летию МПГУ: Материалы II международной научно-практической конференции, Москва, 03 марта 2022 года / Под общей редакцией Т.Н. Владимировой, В.А. Славиной, Н.В. Кодола. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 102-107.

Интересная статья? Поделись ей с другими: