УДК 339.54.012
Понятие и особенности дивидендов
Цыганков Александр Юрьевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса Московского университета им. С.Ю. Витте.
Бабкова Людмила Евгеньевна – студент Московского университета им. С.Ю. Витте.
Аннотация: В научном сообществе нет единого мнения относительно политики в области дивидендных выплат и её влияния на капитализацию компании, что обуславливает наличие противоречивых теорий. Не смотря на то, что большая часть работ была сформирована ещё в середине 20 века, теоретические аспекты дивидендной политики и её влияние на капитализацию компании продолжают находит отражение и в более поздних трудах, публикуемых по настоящее время.
В статье сформированы теоретические аспекты дивидендной политики компании с учетом специфики национального рынка. Разработка предложений по изменению современного законодательства.
Ключевые слова: дивиденды, дивидендная политика, правоотношения, государственный сектор, акции, устав.
Большое количество работ по изучению дивидендов направлено на изучение дивидендных политик. Например, теория М. Бейкера и Дж.Вурглера о том, что компании основываются на предпочтениях инвесторов при проведении дивидендной политики, которые руководствуются субъективными факторами. Значительное количество работ посвящено рассмотрению сигнальной теории дивидендных выплат. Основополагающая работа в этом направлении – исследование Миллера и Рока, в котором показано, что информацию о дивидендных выплатах можно использовать в качестве косвенного сигнала о будущей результативности компании, но это возможно только в условиях асимметрии информации между менеджментом компании и инвесторами. Подтверждение сигнальной теории было найдено в работе Йона и Старкса на данных Нью-Йоркской фондовой биржи. Авторы показали, что увеличение дивидендных выплат непрерывно в течение трех лет сопровождалось увеличением капитальных инвестиций компаний. В множестве других работ, как на рынке США, так и на развивающихся рынках получены достаточно противоречивые результаты [1, c. 941-972].
Существует теория Модильяни и Миллера, которая утверждает, что дивиденды по акциям должны компенсировать меньшую курсовую доходность, по сравнению с рыночными показателями доходностей
На российском рынке сигнальная теория не нашла подтверждение. Дивидендная политика многих компаний непредсказуемая, это говорит о том, что уровень корпоративного управления в России не высокий. В России несколько лет подряд акции имели низкую дивидендную доходность. Возможно поэтому инвесторы не проявляли никакой реакции на объявление о повышении дивидендных выплат. Другое объяснение авторов того, что классическая сигнальная теория не подтвердилась, заключается в том, что «сигналы», подаваемые компаниями рынку являются не положительным последствием деятельности компании, а скорее наоборот это является потенциальной угрозой для финансового состояния компании, что и происходило в кризисные 2008-2009 годы, и нашло свое отражение в 2010-2012 годы.
Другая серия работ направленна на изучение вопроса о влиянии дивидендного дохода на равновесный доход. В некоторых из них было найдено подтверждение того, что дивиденды влияют на доходность акций или портфеля акций, другие авторы, изучающие этот вопрос, не нашли подтверждение того, что дивидендный доход взаимосвязан с общим доходом от инвестирования в акции или портфель акций. В этом же ключе представлено несколько работ, проверяющих взаимосвязь между доходностью от инвестирования и наличия того факта, что фирма выплачивает дивиденды (в данном случае размер дивидендных выплат не имеет значения). В таких работах, при линейном анализе, было получено, что ожидаемая доходность от изменения цен акций, по которым не выплачиваются дивиденды выше, чем от акций, по которым дивиденды выплачиваются.
В соответствии с 96 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации под акционерным обществом понимается юридическое лицо, уставной капитал которого состоит из определенного количества акций. Второй характерной особенностью анализируемой организационно-правовой формы предприятия является ограничение ответственности её собственников (акционеров) только в пределах стоимости приобретенных акций [2].
Деятельность акционерных обществ регламентируется Федеральным Законом № 208 «Об акционерных обществах», в соответствии с которым они, в свою очередь, подразделяются на публичные и непубличные. Объектом нашего исследования является непосредственно деятельность публичной компании, ключевые особенности которой - размещение ценных бумаг по открытой подписке, то есть среди неограниченного круга лица, их свободная купля-продажа, а так же отсутствие преимущественного права на приобретение ценных бумаг. Количество участников такого общества не ограничено. При этом у публичной компании возникает обязанность
раскрытия следующей информации: годовая и ежеквартальная финансовая отчетность совместно с аудиторским заключением, устав, сведения об аффилированных лицах, решения о дополнительной эмиссии, а так же все внутренние документы, регламентирующие её деятельность [3, c. 37-39].
Акция – это долевая ценная бумага, которая даёт право её владельцу на: получение доли в уставном капитале, части прибыли в соответствии с её размером, а так же на участие в управлении данным эмитентом. Акции на практике являются бездокументарными и именными ценными бумагами.
Первичное размещение акций публичной компании происходит в момент её регистрации и только среди учредителей. Стоимость акций при первичном размещении называется номинальной стоимостью. Уставной капитал компании представляет собой сумму стоимостей размещенных акций (формула 1):
УК = H x N, (1)
где H – номинальная стоимость акции;
N – количество акций.
Иными словами, если при учреждении публичной компании выпускается 1000 шт. акций номинальной стоимостью 1000 рублей, то уставной капитал данной компании равен их произведению и составит 1 миллион рублей. В Российской Федерации на законодательном уровне установлено требование к минимальной величине уставного капитала. Для публичных компаний минимум составляет 100 тысяч рублей. По данной причине номинальная стоимость акций обязана фиксироваться в уставе компании. Устав - главный учредительный документ, на основании которого происходит вся финансово-хозяйственная деятельность организации. В нем отражается: наименование, юридический адрес, структура органов управления, права акционеров, количество акций, их номинальная стоимость, уставной капитал и др.
В результате учреждения публичной компании возникает следующая классификация акций: размещенные, объявленные, а так же оплаченные акции. Размещенные акции представляют собой акции, приобретенные действующими учредителями. В уставе отражаются и объявленные акции – это предельное количество акций, решение по эмиссии которых может принять Совет директоров, минуя общее собрание акционеров. В соответствии с действующим законодательством непосредственно оплата размещенных акций может происходит в течение 1 года. При этом обязательным условием является оплата учредителем не менее половины размещенных акций в срок до 90 дней с даты регистрации общества. Таким образом, оплаченные акции – акции, по которым внесена оплата в полном объеме и, как следствие, фактический уставной капитал соответствует уставному капиталу в уставе. В случае неполной оплаты акций, они переходят на баланс компании и называются казначейскими. При этом доля акционера, которым не была произведена полная оплата акций, уменьшается пропорционально количеству неоплаченных акций.
Список литературы
- Weber, J. Does Auditor Reputation Matter? The Case of KPMG Germany and ComROAD AG / Willenborg, M. & Zhang, J.// Journal of Accounting Research. – 2019. - № 46. –p. 941-972.
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2020, с изм. от 12.05.2021)
- Севостьянов В.Н. Влияние дивидендной политики российских компаний на доходность их акций на фондовом рынке/ Севостьянов В.Н. // Современные инновации – 2017. - № 3 (5). - с. 37-39.