УДК 339.54.012

Понятие и особенности дивидендов

Цыганков Александр Юрьевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса Московского университета им. С.Ю. Витте.

Бабкова Людмила Евгеньевна – студент Московского университета им. С.Ю. Витте.

Аннотация: В научном сообществе нет единого мнения относительно политики в области дивидендных выплат и её влияния на капитализацию компании, что обуславливает наличие противоречивых теорий. Не смотря на то, что большая часть работ была сформирована ещё в середине 20 века, теоретические аспекты дивидендной политики и её влияние на капитализацию компании продолжают находит отражение и в более поздних трудах, публикуемых по настоящее время.

В статье сформированы теоретические аспекты дивидендной политики компании с учетом специфики национального рынка. Разработка предложений по изменению современного законодательства.

Ключевые слова: дивиденды, дивидендная политика, правоотношения, государственный сектор, акции, устав.

Большое количество работ по изучению дивидендов направлено на изучение дивидендных политик. Например, теория М. Бейкера и Дж.Вурглера о том, что компании основываются на предпочтениях инвесторов при проведении дивидендной политики, которые руководствуются субъективными факторами. Значительное количество работ посвящено рассмотрению сигнальной теории дивидендных выплат. Основополагающая работа в этом направлении – исследование Миллера и Рока, в котором показано, что информацию о дивидендных выплатах можно использовать в качестве косвенного сигнала о будущей результативности компании, но это возможно только в условиях асимметрии информации между менеджментом компании и инвесторами. Подтверждение сигнальной теории было найдено в работе Йона и Старкса на данных Нью-Йоркской фондовой биржи. Авторы показали, что увеличение дивидендных выплат непрерывно в течение трех лет сопровождалось увеличением капитальных инвестиций компаний. В множестве других работ, как на рынке США, так и на развивающихся рынках получены достаточно противоречивые результаты [1, c. 941-972].

Существует теория Модильяни и Миллера, которая утверждает, что дивиденды по акциям должны компенсировать меньшую курсовую доходность, по сравнению с рыночными показателями доходностей

На российском рынке сигнальная теория не нашла подтверждение. Дивидендная политика многих компаний непредсказуемая, это говорит о том, что уровень корпоративного управления в России не высокий. В России несколько лет подряд акции имели низкую дивидендную доходность. Возможно поэтому инвесторы не проявляли никакой реакции на объявление о повышении дивидендных выплат. Другое объяснение авторов того, что классическая сигнальная теория не подтвердилась, заключается в том, что «сигналы», подаваемые компаниями рынку являются не положительным последствием деятельности компании, а скорее наоборот это является потенциальной угрозой для финансового состояния компании, что и происходило в кризисные 2008-2009 годы, и нашло свое отражение в 2010-2012 годы.

Другая серия работ направленна на изучение вопроса о влиянии дивидендного дохода на равновесный доход. В некоторых из них было найдено подтверждение того, что дивиденды влияют на доходность акций или портфеля акций, другие авторы, изучающие этот вопрос, не нашли подтверждение того, что дивидендный доход взаимосвязан с общим доходом от инвестирования в акции или портфель акций. В этом же ключе представлено несколько работ, проверяющих взаимосвязь между доходностью от инвестирования и наличия того факта, что фирма выплачивает дивиденды (в данном случае размер дивидендных выплат не имеет значения). В таких работах, при линейном анализе, было получено, что ожидаемая доходность от изменения цен акций, по которым не выплачиваются дивиденды выше, чем от акций, по которым дивиденды выплачиваются.

В соответствии с 96 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации под акционерным обществом понимается юридическое лицо, уставной капитал которого состоит из определенного количества акций. Второй характерной особенностью анализируемой организационно-правовой формы предприятия является ограничение ответственности её собственников (акционеров) только в пределах стоимости приобретенных акций [2].

Деятельность акционерных обществ регламентируется Федеральным Законом № 208 «Об акционерных обществах», в соответствии с которым они, в свою очередь, подразделяются на публичные и непубличные. Объектом нашего исследования является непосредственно деятельность публичной компании, ключевые особенности которой - размещение ценных бумаг по открытой подписке, то есть среди неограниченного круга лица, их свободная купля-продажа, а так же отсутствие преимущественного права на приобретение ценных бумаг. Количество участников такого общества не ограничено. При этом у публичной компании возникает обязанность

раскрытия следующей информации: годовая и ежеквартальная финансовая отчетность совместно с аудиторским заключением, устав, сведения об аффилированных лицах, решения о дополнительной эмиссии, а так же все внутренние документы, регламентирующие её деятельность [3, c. 37-39].

Акция – это долевая ценная бумага, которая даёт право её владельцу на: получение доли в уставном капитале, части прибыли в соответствии с её размером, а так же на участие в управлении данным эмитентом. Акции на практике являются бездокументарными и именными ценными бумагами.

Первичное размещение акций публичной компании происходит в момент её регистрации и только среди учредителей. Стоимость акций при первичном размещении называется номинальной стоимостью. Уставной капитал компании представляет собой сумму стоимостей размещенных акций (формула 1):

УК = H x N,      (1)

где H – номинальная стоимость акции;

N – количество акций.

Иными словами, если при учреждении публичной компании выпускается 1000 шт. акций номинальной стоимостью 1000 рублей, то уставной капитал данной компании равен их произведению и составит 1 миллион рублей. В Российской Федерации на законодательном уровне установлено требование к минимальной величине уставного капитала. Для публичных компаний минимум составляет 100 тысяч рублей. По данной причине номинальная стоимость акций обязана фиксироваться в уставе компании. Устав - главный учредительный документ, на основании которого происходит вся финансово-хозяйственная деятельность организации. В нем отражается: наименование, юридический адрес, структура органов управления, права акционеров, количество акций, их номинальная стоимость, уставной капитал и др.

В результате учреждения публичной компании возникает следующая классификация акций: размещенные, объявленные, а так же оплаченные акции. Размещенные акции представляют собой акции, приобретенные действующими учредителями. В уставе отражаются и объявленные акции – это предельное количество акций, решение по эмиссии которых может принять Совет директоров, минуя общее собрание акционеров. В соответствии с действующим законодательством непосредственно оплата размещенных акций может происходит в течение 1 года. При этом обязательным условием является оплата учредителем не менее половины размещенных акций в срок до 90 дней с даты регистрации общества. Таким образом, оплаченные акции – акции, по которым внесена оплата в полном объеме и, как следствие, фактический уставной капитал соответствует уставному капиталу в уставе. В случае неполной оплаты акций, они переходят на баланс компании и называются казначейскими. При этом доля акционера, которым не была произведена полная оплата акций, уменьшается пропорционально количеству неоплаченных акций.

Список литературы

  1. Weber, J. Does Auditor Reputation Matter? The Case of KPMG Germany and ComROAD AG / Willenborg, M. & Zhang, J.// Journal of Accounting Research. – 2019. - № 46. –p. 941-972.
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2020, с изм. от 12.05.2021)
  3. Севостьянов В.Н. Влияние дивидендной политики российских компаний на доходность их акций на фондовом рынке/ Севостьянов В.Н. // Современные инновации – 2017. - № 3 (5). - с. 37-39.

Интересная статья? Поделись ей с другими: