УДК 34

Цифровые обязанности как элемент правового статуса индивидуальных субъектов в условиях развития цифровых технологий

Минаева Анастасия Игоревна – аспирант кафедры Теории государства и права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина.

Аннотация: Предмет рассмотрения настоящей статьи влияние процесса цифровизации на такой элемент правового статуса индивидуальных субъектов права как юридические обязанности. Автор исследует некоторые сложившиеся в цифровом пространстве обязанности пользователей, осуществляет попытку формирования категории «цифровые обязанности», обозначая ряд их специфических признаков.

Ключевые слова: индивидуальные субъекты права, цифровые технологии, пользовательские соглашения, цифровые обязанности.

В настоящее время в условиях развития цифровых технологий можно констатировать определенную трансформацию сложившихся научных подходов ко многим правовым категориям. Сами цифровые отношения, с их специфическими чертами, предопределяют появление в правовой науке дискуссий о новых категориях: цифровых правах и обязанностях, цифровой юридической ответственности и так далее.

Среди элементов структуры правового статуса индивидуальных субъектов права в условиях развития цифровых технологий можно выделить цифровые права и цифровые обязанности.

Применительно к «цифровой обязанности» как устанавливаемой совокупностью норм права и цифровых технологий меры должного поведения индивидуального субъекта права можно также выделить ее структуру: необходимость совершения определенных действия в цифровой реальной среде, либо воздержание от них; необходимость реагирования на правомерные требования управомоченного субъекта, предъявляемые с помощью различных средств; необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение цифровых обязанностей; необходимость воздержаться от препятствования в пользовании объектов цифровой среды.

Можно назвать следующие сложившиеся обязанности, которыми наделены индивидуальные субъекты права при использовании цифровой среды. Во-первых, обязанность соблюдать действующее законодательство при использовании цифровой инфраструктуры (однако очевидно сложность состоит в том, что в настоящее время в законодательстве установлено крайне мало правовых норм, регулирующих цифровую среду). Данная обязанность не является специфической для цифровой среды, она существует в реальном пространстве, но и находит параллельно свое отражение в пространстве цифровом.

Во-вторых, обязанность по прохождению идентификации при использовании объектов цифровой инфраструктуры. Под идентификацией согласно п. 1 ч. 4.2 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимается достоверное установление сведений об абонентском номере подвижной радиотелефонной связи на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи. Для подтверждения абонентского номера организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями предлагает пользователю совершить действия с использованием этого абонентского номера, позволяющие достоверно установить, что сообщенный абонентский номер при регистрации в сервисе обмена мгновенными сообщениями используется пользователем.

Прохождение обязательной идентификации предусмотрено, в частности для использования портала «Госуслуги». Порядок регистрации в единой системе идентификации и аутентификации предусмотрен приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.04.2012 № 107 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Авторизация заявителя может быть осуществлена с помощью простой электронной подписи (логин и пароль – ключевая пара, созданная заявителем при регистрации самостоятельно), либо посредством усиленной квалифицированной электронной подписи, которую можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре.

В-третьих, определенные обязанности предусмотрены действующим законодательством при использовании социальных сетей. Так, пользователь социальной сети обязан: соблюдать требования законодательства Российской Федерации (например, не допускать использование страницы в социальной сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний); соблюдать права и законные интересы граждан и организаций; разместить в социальной сети адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы.

В-четвертых, правоотношения, возникающие в цифровом пространстве, во многом в настоящее время регулируются так называемыми «пользовательскими соглашениями», которые определяют права и обязанности владельцев сайтов, мобильных приложений и их пользователей при взаимодействии в Интернете. С юридической точки зрения пользовательское соглашение, вероятно, является смешанной, непоименованной гражданским законодательством сделкой, которая заключается в цифровом пространстве посредством особых действий. Анализ пользовательских соглашений, разработанных «Яндексом», «Google», «ВКонтакте» и некоторых других цифровых сервисов позволяет выявить следующие обязанности, которые этими соглашениями предусмотрены: пройти процедуру регистрации, в результате которой для пользователя будет создана уникальная учетная запись; в любой момент по требованию предоставить достоверную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в форме регистрации, и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии; самостоятельно нести ответственность за безопасность (в том числе устойчивость к угадыванию) выбранных им средств для доступа к учетной записи; самостоятельно обеспечивать конфиденциальность данных; самостоятельно нести ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием сервисов под учетной записью пользователя; немедленно уведомить оператора о любом случае несанкционированного (не разрешенного пользователем) доступа к сервисам с использованием учетной записи пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи; воздержаться от воспроизведения, повтора, копирования, продажи или перепродажи, использования для каких-либо коммерческих целей какие-либо части сервисов; самостоятельно нести ответственность перед третьими лицами за свои действия, в том числе, если такие действия приведут к нарушению прав и законных интересов третьих лиц, а также за соблюдение законодательства при использовании сервисов; воздержаться от загрузки, отправки, передачи любым другим способом размещать и/или распространять контент, который является незаконным, вредоносным, клеветническим, оскорбляет нравственность; не нарушать права третьих лиц, в том числе несовершеннолетних лиц и/или причинять им вред в любой форме; не выдавать себя за другого человека или представителя организации и/или сообщества без достаточных на то прав, за модераторов форумов; воздержаться от несанкционированного сбора и хранения персональных данных других лиц.

В-четвертых, как представляется, должна быть закреплена обязанность правомерного использования технологий, основанных на искусственном интеллекте. В данном случае возможно исходить из разработки специальных технических инструкций, которые выдаются пользователю разработчиком (по аналогии с инструкциями, выдаваемыми при приобретении технически-сложных устройств).

Таким образом, в целом предлагается считать под цифровой обязанностью устанавливаемую как правом, так и цифровыми технологиями меру должного поведения индивидуального субъекта права. При этом необходимо учитывать, что спецификой таких обязанностей является их связанность с использованием цифровых данных (массива цифр, описывающего свойства объектов реального мира), а также цифровых технологий (основанной на методах кодировки и передачи информации особой системе, позволяющей выполнять множество различных задач в максимально короткие сроки), при этом цифровые обязанности являются вторичными по отношению к цифровым правам, опосредуют их соблюдение, однако вследствие того, что цифровые права порождены самими цифровых технологиями, цифровые обязанности гарантированы весьма условно.

Цифровые обязанности связаны с крайне затруднительной процедурой определения обязанного субъекта в силу слабой идентификации в цифровом пространстве. Также необходимо учитывать, что как цифровое право зачастую создается индивидуальным субъектом в цифровом пространстве самостоятельно, так и цифровая обязанность может конструироваться им вне зависимости от действия тех или иных правовых норм. Кроме того, ключевой особенностью цифровых обязанностей является то, что их выполнение связано напрямую с уровнем развития цифровых технологий, а также с определенной степенью ограниченности государственного регулирования правоотношений, складывающейся в цифровой среде.

Цифровые права и цифровые обязанности могут реализовываться только тем индивидуальным субъектом, которые непосредственно имеет доступ к цифровому пространству в силу соблюдения определенных технических условий и наличия достаточного уровня технических знаний.

Список литератруы

  1. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 352 с. – (Антология мысли). – Текст: непосредственный.
  2. Основы философии права / Н.Н. Алексеев. – СПб.: Лань, 1999. – 251 с.
  3. Философия права: [Сборник] / Б.Н. Чичерин; [Вступ. ст. И.Д. Осипова, с. 3–18]. – СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1998. – 654.

Интересная статья? Поделись ей с другими: