УДК 374.32

Молодежная политика – важное стратегическое направление развития современной системы образования

Олексенко Антон Васильевич – студент Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия «молодежная политика», «государственная молодежная политика», раскрываются некоторые подходы к трактовке обозначенных понятий, а также выделяются преимущественные интерпретации. Анализируются основные направления в развитии государственной молодежной политики в современной Российской Федерации. Определяются субъекты и объекты государственной молодежной политики. Выделяются цели и задачи государственной молодежной политики. Рассматриваются проблемы, возникающие при реализации государственной молодежной политики, и анализируется ее влияние на социальное положение молодёжи.

Ключевые слова: государство, молодёжь, государственная молодежная политика, объекты и субъекты государственной молодежной политики, цели и задачи государственной молодежной политики, общественная молодежная политика.

В условиях демократического развития общества возникает необходимость реализации единонаправленной действенной молодежной политики. На данный момент существуют многовариативные концепции и понимания, связанные с публично-властным субъектом и реализуемой таковым политикой. При этом преимущественностью распространения характеризуются идеи, соответствующие актуальным интересам конкретных общественных групп, что обуславливается четкостью и новизной выделения и преодоления социально значимых вопросов. Представляется, что одной из обозначенных теорий выступает концепция государственной молодежной политики. Началом формирования ее идей в рамках отечественного государства определяется конец 80-х гг. прошлого столетия. При этом процесс становления обозначенной концепции сохраняется и на современном этапе.

Конструкт «молодежная политика» отличается повсеместным употреблением, как в специализированных теоретических источниках, так и в положениях законодательных актов различных уровней. Также необходимо отметить наличие вариативных интерпретаций данного понятия.

С позиции повседневного рассмотрения, обозначенная политика представляет собой функционирование, ориентированное на определение «правильных» векторов развития молодого поколения, превенцию отрицательных явлений, свойственных данным категориям субъектов.

Итак, молодежная политика представляет собой феномен, появление которого носит естественный характер. По мнению И.М. Ильинского, причиной её становления определяется соответствующая социальная потребность [2, с.565]. Научные изыскания, произведенные усилиями данного автора, позволили сформулировать доказательства, которые подтверждают естественный характер возникновения рассматриваемой политики, установить мотивированные аргументы относимости данного конструкта к отдельному историческому явлению, свойственному конкретному социуму [2, с.565].

В целом, актуальный интерес со стороны социума к соответствующей политике публично-властного субъекта, направленной на воспитание и совершенствование молодого поколения, присутствовал во многие этапы мировой истории.

Современная молодежная политика дифференцируется на два вида. К первому причисляется государственная молодежная политика, реализуемая публично-властным субъектом. Второй вид представлен общественной молодежной политикой, осуществляемой политическими партиями, а также иными организациями, относящимися к категории негосударственных. С точки зрения широкого понимания, молодежная политика объединяет оба представленных выше вида, а также значительную общность вариативных векторов функционирования, предназначенных для внедрения и управления преемственностью поколений в рамках всех аспектов социальных взаимодействий.

Со стороны представителей научного сообщества во все времена наблюдалось повышенное внимание к вопросам социального становления рассматриваемой категории субъектов и особенностям их участия в функционировании государства. Так, соответствующие изыскания присутствуют в трудах как мыслителей древности (например, Конфуция, Аристотеля и пр.), так и в работах более позднего периода (например, Ш.Л. Монтескье, М.В. Ломоносова и мн. др.). Представленные исследователи подчеркивали особую роль молодого поколения в становлении всего социума, выделяли зависимость между эффективностью текущего и последующего материального производства, совершенствования духовных аспектов социального функционирования, развития государства, с одной стороны, и направленностью и соответствующей подготовленностью данной категории субъектов, с другой [1, с.204].

Не вызывает сомнений актуальность интереса к рассмотрению сложных вопросов функционирования молодежи и участия обозначенных субъектов в вариативных аспектах государственной жизни. Возникнув продолжительное время назад, он сохраняет значимость и в наши дни.

В целом, политика является принципиальным вектором направленного функционирования публично-властного субъекта, ориентированного на решение значимых социальных задач. Такая политика отличается объективностью собственного характера, а также соответствующей логикой, на которую не влияет исходная целенаправленность конкретных партий, движений и пр. [3, с.59]. Сферы формирования рассматриваемой политики обуславливаются сосредоточением особых интересов, наличествующих у существенного числа представителей социума.

Достоверная информация о непосредственном «изобретателе» термина «молодежная политика» отсутствует, как и сведения о конкретном временном промежутке его становления. Относительно научной дефиниции рассматриваемого явления, следует отметить наличие некоторой вариативности в его понимании отдельными исследователями.

Начиная с 90-х гг. прошлого столетия и по современный этап сформировано значительное число работ, предметом изучения которых выступают вариативные подходы к анализу молодежной политики. Данные труды свидетельствуют о многоаспектности рассматриваемого понятия.

Так, выделяются следующие преимущественные интерпретации, а именно:

  • первая из существующих дефиниций рассматривает данный термин как внутреннюю политику публично-властного субъекта, акцентирующую фокус своего внимания на потребностях молодого поколения [2, с.82];
  • следующая дефиниция раскрывает суть анализируемого конструкта как компонента единой социально-экономической политики публично-властного субъекта, являющейся, в свою очередь, совокупностью практических мероприятий и нормативных положений, направленных на становление и сохранение конкретного социального статуса лиц, входящих в молодежную возрастную категорию [9, с. 592];
  • третий вариант определения рассматриваемой политики выделяет ее непосредственной целью формирование действенных условий, адекватных стимулов и эффективных механизмов, способствующих практическому воплощению стремлений и актуальных потребностей молодежи, определению и реализации роли данных субъектов в социальных взаимодействиях, нахождению ими собственного места в функционировании современного социума [8, с. 163];
  • следующая дефиниция предусматривает функционирование публично-властных органов, ориентированное на становление условий, благоприятствующих самореализации представителей молодого поколения, эффективному внедрению молодежных инициатив, формированию на отечественном законодательном уровне конкретных гарантий для данной категории субъектов в многоаспектных векторах социальных взаимодействий [4, с.5];
  • пятое определение раскрывает суть анализируемой политики в качестве функционирования государства и прочих участников социальных взаимодействий, направленного на совершенствование социального развития представителей молодого поколения и усиление социальной защиты данных лиц [7, с. 279];
  • последняя интерпретация предусматривает объединение сутью молодежной политики отдельных конкретных программ и проектов, предназначенных для улучшения вариативных аспектов социального функционирования молодого поколения, на фоне регламентирующей направленности публично-властного субъекта [5, с.247].

Кроме того, понятие «молодежная политика» употребляется для определения конкретной совокупности функций (как общественной направленности, так и государственных), реализуемых в контексте молодежи.

Среди всей совокупности сформулированных подходов к анализу государственной молодежной политики, выделяются несколько ведущих, в частности:

  • первый из обозначенных подходов предполагает понимание государственной молодежной политики в качестве разноаспектной и многовекторной политики, объединяющей множественные мерприятия, связанные с вопросами функционирования молодежи. В контексте данного подхода к категории рассматриваемых субъектов причисляются лица с рождения и до достижения 35-летнего возраста;
  • следующий подход рассматривает государственную молодежную политику как функционирование особых органов, компетенция которых включает вопросы молодежи. Представленные органы действуют на всех уровнях;
  • в контексте последнего подхода молодежная политика определяется как политика, направленная на решение вопросов образования молодого поколения и эффективной организации их досуга.

При этом несмотря на вариативность существующих дефиниций, сохраняется единое значение её непосредственной сути. В частности, речь идет о функционировании, ориентированном на представителей молодежи, в целях трансформациии социальной мотивации данной группы, способствующей проявлению максимальной отдачи с их стороны, обуславливающей высокий уровень итоговых показателей в рамках социума в целом, в интересах государства.

Положения, объединенные «Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации» 2006 г., развивают основную идею, зафиксированную в вышепредставленной Доктрине, раскрывая государственную молодежную политику в качестве функционирования публично-властного субъекта, ориентированного на становление вариативных условий и гарантий (в частности, экономических, юридических и пр.), без которых невозможна самореализация представителей молодежи, действенное использование их потенциала, совершенствование различных молодежных движений и соответствующих инициатив. Согласно дефиниции, зафиксированной нормами данного документа, молодежная политика представляет собой общность приоритетов и конкретных мероприятий, предназначенных для становления условий и формирования потенциальных возможностей, благоприятствующих интеграции молодого поколения в современное общество, действенной самореализации таких индивидов, актуализации направленности их совершенствования на интересы отечественного государства и социума [6].

Итак, мы можем сформулировать ряд заключений.

В содержании легальных отечественных документов, закрепляющих непосредственную суть молодежной политики, ее исходные принципы, присутствуют вариативные подходы установления места данной политики в ряду ключевых векторов государственного регулирования. Так, согласно одному подходу, государственная молодежная политика является компонентом социальной политики публично-властного субъекта. В контексте другого подхода, рассматриваемая политика определяется неотъемлемым элементом вариативных государственных политик, затрагивающих вопросы национального и общественно-экономического совершенствования нашей страны.

Список литературы

  1. Воробьев К.А. Социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2005. - 512 с.
  2. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная, политика. Философия. История. Теория/И.М. Ильинский-М.: Голос, 2001.
  3. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Учеб. - СПб.: Питер, 2004.-512 с.
  4. Рябухин, С.И. Приоритеты государственной молодежной политики // Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2000. № 4. – С. 5.
  5. Социология: Учебник / Отв. ред. А.В.Воронцов. - СПб., 2003. – С. 247.
  6. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (дата обращения: 19.06.2022).
  7. Сулимова, Т.С. Политика молодежная // Социальная политика: Толковый словарь / Под общ. ред. Н.А.Волгина. - М., 2002. – С. 279.
  8. Халипов, В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная служба: Словарь. - М.: Луч, 1996. - 300 с.
  9. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб., 2004.

Интересная статья? Поделись ей с другими: