УДК 376

Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок

Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Строгонова Алина Юрьевна – магистрант Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. Приводится обзор методических разработок различных логопедов по вопросам практического использования сказок в коррекции произносительной стороны речи.

Ключевые слова: логосказки, произносительная сторона речи, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возврат.

Речь является одним из важнейших этапов в социальном развитии человека. Возможность использовать слова в качестве создания образов, выступает ключевым отличием человека от других живых организмов. Речь сформировалась на базе первой сигнальной системы, поэтому она имеет тесную взаимосвязь с психическими процессами. Благодаря специфическим сигналам происходит формирование речи, и благодаря развитию речевых функций происходит формирование высших форм познавательной деятельности [3].

В исследованиях Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской отмечается, что речь выступает не только формой коммуникации, но и неотъемлемой частью социальной жизни человека [7].

В процессе формирования речи, крайне важным является развитие произношения. С физиологической точки зрения это сложный процесс развития взаимосвязей между различными анализаторами, которые принимают участие в звукопроизношении, в результате постоянного повторения формируется специфическая система условных связей, характеризующийся последовательным развитием комплекса: звукопроизношения, просодии, фонематического восприятия и слоговой структуры слова.

В случае возникновения нарушений во взаимосвязях начинают проявляться различного рода отклонения в произносительной деятельности.

Общепринятым фактом является признание того, что для детей с диагнозом ОНР развернутая фразовая речь обладает выраженными признаками недоразвития таких сторон речи, как лексика, грамматика, фонетика. В звуковой стороне речи детей с диагнозом ОНР отмечается неточность артикуляции какой-либо группы звуков, а также присутствует нечеткость дифференциации звуков на слух. М.Ф. Фомичева с коллегами разработали классификацию нарушений произносительной стороны речи и отнесли к ней дислалию, ринолалию, дизартрию, нарушения голоса, заикание, брадилалию, тахилалию [10].

Исходя из того, что физиологической основой формирования речи выступает формирование условных связей, очевидно, что для преодоления нарушений необходимо проводить систематическую коррекционную работу, в процессе которой многократное повторение материала, использование различных подходов, которые задействуют разные нервные функции.

Этапы формирования произносительной стороны речи представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Формирование произносительной стороны речи. [8]

Многие педагоги, логопеды и дефектологи проводили исследования с целью поиска наиболее эффективных методов, позволяющих преодолеть речевые нарушение. Эмпирическим путем было установлено, что дети наиболее открыты и восприимчивы к материалу, когда вид деятельности сообразен их возрасту, то есть обладает игровыми элементами и имеет яркие образы, стимулирующие воображение. Целесообразность использования сказочных произведений в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением речи подчеркивали многие авторы: Н.В. Нищева, М.А. Поваляева, Г.Г. Чеботанян, А.А. Гуськова, Л.Н. Шаманская. Л.Ю. Козина, Н.А. Погосова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

В результате исследователи пришли к пониманию, что сказка, как форма творчества очень близка и понятна детям любого возраста. А внедрение в ее канву педагогических целей и задач, позволяет достигать коррекционных целей. Так в педагогической практике появился инновационный инструмент – логосказки.

Язык сказок является крайне выразительным, богатым различными образными сравнениями, и при этом имеет простые формы прямой речи, которые позволяют детям легко усваивать материал. Кроме того, многократные повторения сюжетной линии позволяют формировать нужные нейронные связи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности [5].

Ведущим признаком логосказок является наличие лексической или грамматической нагрузки. То есть в сказки внедрены специфические приемы, которые позволяют развивать фонематический слух, либо формируют звукопроизношение, либо способствуют обогащению словарного запаса и т.п. Логопедическое воздействие происходит в сказочной игровой форме и является наиболее универсальным.

Методология работы с логосказками зависит от целей коррекционной работы и определяется авторскими алгоритмами.

Н.А. Погосова использует средства сказки для формирования звукопроизношения у детей, а также развития лексического запаса и связной речи [6].

Логопеды Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская разработали авторские сказки-тренинги, которые характеризуются насыщенностью лексико-грамматическими категориями, специальными фонемами и словоформами. Лексико-грамматическая задача: обогащение как словарного запаса детей, так и закрепление грамматических категорий [1].

Л.Н. Шаманская и Л.Ю. Козин разработали методологию работы со сказками. Ими предложено формировать лексическую тему сказочной недели и сопровождать ее различными видами деятельности, такими как музыкальная, театрализованная, художественно-изобразительная и т.п. [9].

В сборнике Н. А. Погосовой для работы с детьми, имеющими нарушения речи, приводится программа «Погружение в сказку». С помощью сказок автор формирует у воспитанников звукопроизношение, лексику, грамматику и связную речь [6].

Н.В. Нищева предлагает «Развивающие сказки» для старшей и подготовительной групп детей с речевыми нарушениями. В основу дидактических игр заложены сказочные сюжеты. В разработках Н.В. Нищевой есть упражнения как для развития звукопроизношения и грамматического строя речи, так и для развития слухового внимания. При этом в методологии работы с логопедическими сказками необходимо использование демонстрационных материалов для поддержания устойчивости внимания [4].

Другим автором, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой разработаны серии сказок дидактического плана, которые включают испытания и артикуляционные, фонетические пробы, а также упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков [2].

Таким образом, теоретический анализ существующих эмпирических исследований, применяемой методологии показывает, что инновационный коррекционный инструмент – логопедические сказки, является разнообразным и крайне эффективным способом формирования произносительной стороны речи детей дошкольного возраста. В данном инструменте происходит соединение классических сказок, как способа погрузить ребенка в мир ярких образов и дидактических задач по формированию различных аспектов произносительной стороны речи. Исследования доказывают, что метод работы со сказкой может занять одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, поскольку обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу.

Список литературы

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. – СПб.: Азбука воспитания, 2012. – 128 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.
  4. Нищева Н.В. Развивающие сказки. Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции для детей 5-7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2020. – 68 с.
  5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению // под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
  6. Погосова Н.А. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – М.: Речь, 2008.
  7. Савова М.Р. Ключевые идеи методического наследия Т.А. Ладыженской // Русский язык в школе. – 2020. – 81(2). – С. 38-41.
  8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  9. Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам. – М.: Сфера, 2010. – 64 с.
  10. Щерба Н. В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / под ред. Н. Н. Баль. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 131.

Интересная статья? Поделись ей с другими: