УДК 373.1

Управление профессиональной карьерой педагога как деятельность

Валиева Наталия Николаевна – магистр педагогики, магистр филологии Оренбургского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются содержание и структура профессиональной карьеры педагога. А также разъясняются причины, по которым управление карьерой – это деятельность. Даётся определение управления профессиональной карьерой.

Ключевые слова: управление карьерой, карьера педагога, деятельность, подход.

В основе управления профессиональной карьерой педагога идеи деятельностного подхода Г.И. Щукиной, идеи об организационно-управленческой деятельности Г.П. Щедровицкого, П.Г. Щедровицкого. Деятельностный подход по мнению Галины Ивановны Щукиной ориентирован на анализ деятельностной структуры того или иного феномена; рассматривает деятельностное освоение содержания образования; утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития личности. В связи с этим мы определили, что управление профессиональной карьерой педагога – это взаимообусловленная деятельность педагога и руководителя, направленная на результат проектирования, реализации и регулирования статусного и личностного развития педагога в целом и на различных стадиях его профессионального пути. Ориентируясь на личностное отношении к карьере и профессиональному росту, каждый педагог выстраивает индивидуальный карьерный путь и определяет оптимальное карьерное движение.

Управление профессиональной карьерой педагога стоит воспринимать и как вертикальное продвижение, и как горизонтальное. Причём именно второй тип передвижение будет указывать на профессионализм в своей сфере. В связи с эти профессиональная карьера педагога определяется в качестве карьеры внутри профессии педагога, карьеры профессионала, которая характерна для людей, выбравших педагогическую деятельность в качестве своей специальности.

Деятельностный подход, который предполагает максимальное развитие личности профессионала через управление его карьерой, предусматривает стратегические цели управления карьерой педагога, обеспечивает активизацию самообразования, профессионального развития.

Осознанный выбор профессии, определяет профессиональную уверенность и повышает ответственность педагога за результаты личной деятельности, делает его способным к конкуренции, оказывает прямое воздействие на качество организации и результативность образовательного процесса – вот сущность управления профессиональной педагогической карьерой.

На управление карьерой влияют педагог и руководитель, то есть управление профессиональной карьерой обоюдно обеспечивается и руководителем, и педагогом обоюдно. Подразумевая под управлением карьерой системное воздействие на формирование профессионала, имеют в виду планомерное организованный процесс по использованию человеческого капитала.

Так как в основе нашего исследования деятельностный подход, то, мы рассматриваем управление карьерой как деятельность. При этом будут актуализироваться управленческие задачи, позволяющие реализовать стратегию организации по развитию квалификационного уровня. Стратегия является конкретизированным, всесторонним комплексным планом, предназначенным обеспечить оптимальную миссию организации. Обеспечение устойчивости управления профессиональной карьерой становится стратегической целью образовательной организации.

Изучение особенностей управления профессиональной карьеры педагога поможет найти оптимальные пути мотивирования педагогов образовательных организаций разного уровня на современном этапе развития России.

Мы согласны с мнением И.А. Зимней, что различные подходы, используемые при изучении управления профессиональной карьерой, не должны исключать друг друга, так как могут развивать и совершенствовать предыдущие, реализуя при этом разные планы изучения явления. Но для нас большую важность представляет деятельностный подход, который в понимании управления профессиональной карьерой педагога заключен в актуализации деятельности педагога как основе, средстве и главном условии (факторе) его саморазвитии и самосовершенствования его жизни в целом. Именно этот подход стал методологическим основанием данного исследования.

Деятельностный подход, который предполагает максимальное развитие личности профессионала через управление его карьерой, предусматривает стратегические цели управления карьерой педагога, обеспечивает активизацию самообразования, профессионального развития. Деятельностный подход постулирует об оптимальном развитии личности в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта, т.е. в процессе карьерного развития. Деятельностный подход в управлении профессиональной карьерой педагога – подход, согласно которому управление профессиональной карьерой педагога раскрывается в готовности педагога к целенаправленной деятельности, при этом готовность будет рассматриваться как мотивирующий механизм и как результат подготовки к её совершению. Деятельностный подход к осмыслению управления профессиональной карьерой педагога заключается в методах, используемых для карьерного передвижения. Деятельностный подход отражает возможность личных и профессиональных достижений, характеризующихся прогрессивной направленностью, активностью, принципиальной незавершимостью.

Анализируя управление профессиональной карьерой педагога с позиций деятельностного подхода как методологической основы данного исследования, необходимо подчеркнуть, что человек разумный – это человек, способный к деятельности, а значит способный осмысливать и осознать свои цели и методы действий, умеющий предвидеть результаты своих действий, несущий ответственность за свою жизнь и за качество её проживания. Теория деятельности в управлении профессиональной карьерой педагога опирается на развитие педагога в профессиональной деятельности (Г.И. Щукина, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, A.A. Реан, A.A. Бодалев, A.A. Деркач).

Рассматривая управление профессиональной карьерой с позиции деятельностного подхода, можно утверждать, что педагог движим профессиональной ориентацией на успех в собственной педагогической деятельности, работе всего коллектива образовательной организации, в образовании и воспитании каждого обучающегося, в развитии его творческого потенциала, установки на саморазвитие, в создании ситуаций успеха.

В широком смысле управление профессиональной карьерой определяется как некая последовательность чередующихся этапов развития личности в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьеры» является продвижение, т. е. движение вперед. И чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление и тем необходимее человеку готовить себя к встрече с будущими событиями» [1].

Содержательная сторона управления профессиональной карьерой включает в себя и отдельную деятельность администрации образовательной организации, и отдельную деятельность педагог, и их совместную деятельность.

К деятельности администрации относятся: определение перспектив развития сотрудника в данной организации, возможности его профессионального карьерного роста; составление индивидуального плана управления профессиональной карьерой сотрудника (например, при помощи чек-листов).

Деятельность руководителя направлена на создание индивидуальной программы по управлению карьерой и отслеживание процесса её осуществления.

Деятельность педагога включает в себя овладение навыками моделирования собственной профессиональной карьеры, то есть для педагога главным является этап реализации плана управления профессиональной карьерой.

В свою очередь совместная деятельность руководства образовательной организации и педагога по управлению профессиональной карьерой – это теоретические и практические занятия, во время которых деятельность педагога по самообразованию будет тесно связана с деятельностью образовательной организации по повышению её профессионального потенциала в целом.

Таким образом, содержательная составляющая управления профессиональной карьерой педагога заключается в следующем: определение перспектив развития, составление индивидуального плана и реализация плана управления профессиональной карьерой. Эта составляющая позволяет выявить ответы на вопросы о том, почему, для чего и каким образом педагог управляет профессиональной карьерой.

Деятельностный компонент характеризуется осуществлением деятельности педагога и руководителя, направленной на управление профессиональной карьерой на всех этапах образования и работы в образовательной организации.

Управление профессиональной карьерой педагога большинство ученых рассматривает как деятельность по развитию качеств личности, профессиональных установок. Управление профессиональной карьерой педагога является деятельностью, содержание которой характеризуется влиянием социальных и психологических характеристик, определяющих выбор педагогом профессионального пути. Карьера в сочетании с другими ценностями представляет собой стержень педагогической деятельности, выбора приоритетов профессионально-педагогической деятельности, направления карьерных устремлений. В связи с этим немаловажно осознанно подходить к реализации собственного профессионального выбора и становления и проектировать свое карьерное будущее с учетом индивидуальных особенностей.

Дж. Сьюпер считает, что в течение всего времени управления карьерой человек вынужден совершать множество выборов, т.е. само управление карьерой представляет собой совершение «чередующихся выборов» [2].

Реализовать функции управления профессиональной карьерой можно при соблюдении определённых условий, так как должна быть четкая нормативно-правовая база системы и механизмов управления карьерой. Среди прочих условий Л.А. Магальник выделяет в первую очередь «осознание ценности профессионального опыта человека как важнейшего фактора управления карьерой» [3].

В исследовании О.М. Симановской выявлены следующие условия, влияющие на управление профессиональной карьерой педагога как деятельности [4]: важность позиции руководителя (с учётом его профессионализма, опыта, стиля руководства); критерии престижности профессии (среди них квалификационные категории, государственные и региональные награды, учёт результатов научно-исследовательской деятельности и др.), объективная система оценивания, возможность подстраивания критериев с ценностями конкретного педагога; мотивация к творческой деятельности педагога.

По мнению П.Г. Щедровицкого управление невозможно без движения самого субъекта, на которого направлено управление. Эту точку зрения мы переносим и на управление профессиональной карьерой педагога. Невозможно управлять профессиональной карьерой педагога, если педагог не совершает действий по профессиональному саморазвитию, по развитию профессиональных компетенций [5]. И обратно: невозможно управлять профессиональной карьерой педагога, если руководство образовательной организации не проявляет должного внимания и интереса к данному управлению.

Таким образом, управление профессиональной карьерой педагога – это взаимообусловленная деятельность педагога и руководителя, направленная на результат проектирования, реализации и регулирования статусного и личностного развития педагога в целом и на различных стадиях его профессионального пути. Управление карьерой педагога соответствует классическому понятию «управление» с применением всех функций управления, признанных менеджментом. Это подтверждает, в том числе, правильность предложенного нами понятия профессиональная карьера педагога.

Список литературы

  1. Кондратьева, Т. Н. Профессиональная карьера в образовании: учеб. пособие / Т. Н. Кондратьева // М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 147 с.
  2. Super, D. E. Life career roles: Self-realization in work and leisure // D. T. Hall (Ed.). Career development in organization. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1986. – С. 95-119.
  3. Магальник, Л. А. Демократизация процесса управления дошкольной образовательной организацией: современное состояние и ориентиры развития / Л. А. Магальник // Magister Dixit. – № 1 (13). – 2014. – С. 133-139.
  4. Симановская, О. М. Организационно-педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя средней общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Ольга Моисеевна Симановская. – СПб., 1998. – 196 с.
  5. Щедровицкий П.Г. «Управление – это гуманитарная и культурная технология. И поэтому нельзя нигде взять уже готовый образец. Кроме как у самих себя» [Электронный ресурс]: Красноярский экономический форум. 26.01.2011. URL: http://www.krasnoforum.ru/2188.htm (дата обращения: 03.04.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: