УДК 376.3

Проблема инклюзивного образования в вузе

Кислова Инна Витальевна – доцент кафедры Социальной коммуникации и организации работы с молодежью Московского государственного психолого-педагогического университета.

Аннотация: Статья посвящена анализу состояния инклюзивного образования в вузах современной России. Проведен анализ нормативно-правовой базы и практики высших учебных заведений по работе с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в России реализуется комплекс нормативно-правовых актов, которые отражают аспекты получения образования и социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В настоящее время в российских вузах инклюзивное образование находится на стадии своего становления, реализуясь и ограничиваясь в основном через создание безбарьерной архитектурной доступной среды.

Ключевые слова: инвалидность, инклюзия, инклюзивное образование, высшие учебные заведения, ограниченные возможности здоровья.

Число людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью неуклонно растет, что обусловлено патологиями беременности и родов, ростом числа генетических заболеваний, возрастающей травматизацией и повреждениями в результате несчастных случаев и др.

По данным статистики на 01.06.2021 г. в России насчитывается 10,8 млн. инвалидов, число лиц с инвалидностью в возрасте 18-30 лет составляет около 490 тысяч человек. Число студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в 2020 году составило 28 699 человек, всего 5,9% от этого числа получают высшее образование.

В настоящее время на территории РФ реализуется комплекс нормативно-правовых актов, которые отражают аспекты получения образования и социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что реализуется в приоритетных направлениях социальной политики государства. В настоящее время проблема развития инклюзивного образования в вузе остается одной из наиболее острых и значимых [2].

В 79 статье федерального закона «Об образовании в РФ» утверждено право на получение образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. При этом в данном нормативно-правовом акте отмечается, что для лиц с ограниченными возможностями здоровья содержание образования и условия организации обучения и воспитания должны быть определены адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью обучение и воспитание реализуется в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации, однако в вузах такая возможность зачастую не реализуется, а процесс обучения происходит по единым программам [4].

Федеральным законом «Об образовании в РФ», в котором впервые на законодательном уровне было введено понятие «инклюзивное образование», регулируются обязательства для того, чтобы создавались необходимые условия, чтобы лица с инвалидностью и ОВЗ имели возможность получить качественное образование без их дискриминации [4].

ФГОС высшего образования определяет ряд особенностей при реализации процесса образования в высшем учебном заведении:

  • в первую очередь, вузам необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы имелась возможность для приема и передачи информации студентам с ОВЗ в доступных для них формах. В данном случае речь идет о применении в образовательно-воспитательном процессе студентов с ОВЗ электронного обучения, а также необходимо использовать имеющиеся дистанционные образовательные технологии;
  • если возникает потребность со стороны с студента с ОВЗ, который обучается по программе бакалавриата, то по его заявлению студента период его обучения может быть увеличен на 1 год. Для реализации данного права одним условием выступает обучение студента такого студента по индивидуальному плану для инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • высшее учебное заведение должно ввозить и реализовывать особый порядок для освоения дисциплин по физической культуре и спорту, который должен учитывать состояние здоровья данных студентов;
  • организация процесса обучения по программам бакалавриата должна быть осуществлена таким образом, чтобы были учтены как особенности психофизического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуальные возможности обучающихся;
  • печатные и/или электронные образовательные ресурсы должны быть адаптированы к имеющимся ограничениям здоровья студентов с инвалидность и ОВЗ.

На сегодняшний день в вузах инклюзивное образование находится на стадии внедрения и развития, реализуясь, в первую очередь, через организацию безбарьерной архитектурной доступной среды [5]. Наблюдаются тенденции в том, что доступность зданий вузов учитывают возникающие потребности инвалидов с различными нозологиями.

Инклюзивное образование, реализуемое в учреждениях высшего образования, можно охарактеризовать как совместное обучение, воспитание, а также развитие лиц с инвалидностью и ОВЗ и студентов, которые не испытывают ограничений в здоровье [1].

В настоящее время разворачивается проект по организации сети ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) в вузах, на сегодняшний день в РФ функционирует 21 ресурсный учебно-методический центр. Одним из первых вузов, на базе которого начал функционировать РУМЦ, стал Московский государственный психолого-педагогический университет, чья приоритетная задача выражается в реализации принципов инклюзии, т.е. в создании доступной, дружественной образовательной среды, которая учитывает потребности, особенности всех обучающихся.

Принципы инклюзии направлены на всех тех, кто работает и учится в университете, а не только на людей с инвалидностью. На настоящий момент в МГППУ обучается 192 студента с инвалидностью, что составляет 3,9% от общего числа студентов. Анализ приемной кампании МГППУ показывает, что с каждым годом число поданных заявлений на обучение от лиц с инвалидностью неуклонно растет [3].

Если вуз не является площадкой, где созданы ресурсные учебно-методические центры, то рассматривается возможность создания системы комплексного сопровождения, используя имеющиеся ресурсы вузов, а также сотрудничество со сторонними организациями, обладающими таковыми ресурсами.

Для реализации доступности получения качественного высшего образования помимо организации доступной и безбарьерной среды остро стоит вопрос реализации таких компонентов образовательной системы, как дополнительные индивидуальные занятия, соответствующее техническое оснащение для обеспечения учебного процесса студентов в различными патологиями, методическое и психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, а также организация учебной практики и трудоустройства [2].

Несмотря на предпринимаемые попытки внедрения инклюзии в систему высших учебных заведений, существует ряд проблем в этой области:

  • недостаточная безбарьерная и доступная среда, которая зачастую сводится к трансформации одного из нескольких корпусов вуза;
  • не созданы специальные условия для адаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ;
  • слабая техническая оснащенность образовательно-воспитательного процесса;
  • неготовность профессорско-преподавательского состава к инклюзивному обучению, к работе и общению со студентами с различными нозологиями;
  • отсутствие просветительской работы со студентами по вопросу совместного обучения;
  • проблема трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность или ограничения в здоровье;
  • низкая инклюзивная культура всех участников образовательного процесса.

Список литература

  1. Кислова, И. В. Социальное партнерство по развитию молодежной инициативности / И. В. Кислова, С. Л. Савченко // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 07 декабря 2017 года. – Москва: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2017. – С. 84-88.
  2. Кислова, И. В. Тенденции и стратегии социального образования молодежи в современном мире / И. В. Кислова, С. Л. Савченко // Апгрейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025 : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 24–25 октября 2019 года. – Москва: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2019. – С. 195-198.
  3. Савченко, С. Л. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. Л. Савченко // Мир университетской науки: культура, образование. – 2019. – № 7. – С. 61-66.
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). — Текст : электронный // Консультант Плюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.11.2021).
  5. Шилина, И. Б. Социализация лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях / И. Б. Шилина // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 07 декабря 2017 года. – Москва: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2017. – С. 178-181.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail