УДК 37.09

Методический онлайн-навигатор современного учителя

Будкина Анна Владимировна – магистр кафедры Педагогики и психологии образования Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина.

Городецкая Дарья Максимовна – магистр кафедры Педагогики и психологии образования Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина.

Аннотация: Статья посвящена описанию разработки «Методического онлайн-навигатора современного учителя». Выделяются и описываются этапы работы над проектом. Конкретизируется понятие «ментальная карта». В статье рассматривается составляющие и особенности онлайн-навигатора. Особое внимание уделено его разделам.

Ключевые слова: Информационные технологии, ментальная карта, онлайн-навигатор, цифровые технологии.

Как известно, в условиях информационного общества, где со стремительной скоростью устаревают знания о мире, педагог должен быть нацелен на формирование компетенций личности обучающегося, поэтому необходимо не только передавать знания по определенной дисциплине, но и научить получать знания самостоятельно, формировать и применять навыки для решения различных задач. С развитием общества наблюдается и прогресс педагогических и информационных технологий, что значительно повышает требования к профессиональной компетентности учителя [1].

В целях упрощения работы педагогов в современном цифровом пространстве, на базе Уральского Федерального Университета и лицея №173 г. Екатеринбурга был разработан проект электронного информационного ресурса «Методический онлайн-навигатор современного учителя», направленный на проектирование индивидуального методического маршрута педагога в условиях образовательных и профессиональных стандартов.

Работа проходила в шесть этапов: концептуализация проекта, планирование навигатора, разработка структурных элементов, работа с разделами навигатора, информационное наполнение навигатора, подготовка и презентация проекта в рамках студенческого зачетного мероприятия с приглашением заказчиков – администрации лицея №173 и Екатеринбургского Дома Учителя.

На этапе планирования навигатора был проведён опрос учителей Ленинского района г. Екатеринбурга в целях понимания структуры и наполняемости навигатора. В дальнейшем проект был построен с опорой на данный опрос.

Анкетирование состояло из 4 вопросов [3]. Исходя из ответов было выявлено, что наиболее популярные ресурсы среди педагогов: Якласс; инфоуорок и первое сентября. Интерес у педагогов вызывают ресурсы для использования на уроках и ресурсы для скачивания книг. Учителя хотели бы видеть информацию, представленную в навигаторе, в различных вариантах: аудио, письменном и видео. Онлайн-навигатор, по мнению преподавателей, должен содержать эффективные приёмы и методики для работы, а также информацию по направлению проектной деятельности, воспитательной работе и цифровой дидактике.

1

Рисунок 1. Какие платформы социальные сети, интернет-сервисы вы используете в своей повседневной работе?

2

Рисунок 2. Какие образовательные ресурсы вы бы хотели видеть в онлайн-навигаторе?

3

Рисунок 3. В каком виде должна быть информация?

4

Рисунок 4. Какие разделы вы бы хотели видеть в онлайн-навигаторе?

Проект был представлен в виде ментальной карты и представлен на сайте по ссылке https://www.xmind.net/m/uuMR5d [2]. Ментальная или интеллектуальная карта – это метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Они помогают визуально структурировать и систематизировать информацию [4]. Навигатор состоит из 6 основных разделов, в каждом из которых содержаться подразделы.

5

Рисунок 5. Методический онлайн-навигатор современного учителя.

Быстрое распространение и обновление цифровых технологий открывает неограниченные возможности доступа к цифровым платформам, инструментам и материалам. В указе президента от 21 июля 2020 года одна из поставленных национальных целей – цифровая трансформация. В рамках достижения этой цели был разработан раздел «Цифровая дидактика».

Раздел включает в себя 3 подраздела и направлен на выстраивание системы, которая, используя цифровые технологии, решает все необходимые вопросы, возникающие у учителя или обучающегося при необходимости использования цифровых ресурсов.

Второй раздел посвящён воспитательной работе в школе и называется «Воспитательная работа». По Федеральному государственному образовательному стандарту образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, необходимо важную роль уделять воспитательной работе в школе. Государство отводит образованию роль ведущего социального института, который может и должен влиять на процесс воспитания подрастающего поколения.

Раздел включает в себя основные требования и нормативно-правовую документацию, регламентирующую воспитательную работу в ОУ, а также рекомендации для педагогов по разным направлениям воспитательной работы и включает в себя три основных подраздела.

Третий раздел посвящен проектной деятельности. Успех во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект. Разработанный еще в первой половине XX века, метод проектов вновь становится актуальным в современных образовательных учреждениях.

В подразделах представлены материалы и учебные пособия для проведения уроков по проектной деятельности. Материалы разделены на 2 группы: методические рекомендации по проектной деятельности для 5-6 классов и 9-11 классов.

Раздел навигатора «Результаты образования (ОГЭ, ЕГЭ, ДКР) включает в себя 7 подразделов и разработан специально для построения целостной системы мониторинга качества образования на всех уровнях, а также служит для устранения педагогических дефицитов в области методического и правового обеспечения проведения итоговых экзаменов. Проведенное анкетирование учителей показало, что существует острая необходимость в создании данного раздела, т.к. педагоги плохо информированы в данной сфере. Более того, некоторые преподаватели испытывают сложности в поиске информации.

В подразделах представлены приказы и методические рекомендации для учителей, собраны актуальные видеоматериалы, которые помогут подготовиться к ГИА, а также источники, которые содержат нововведения ГИА.

Раздел «Педагогический ликбез» был разработан в целях информированности учителей в разных сферах. Современный мир стремительно меняется под влиянием разных процессов, для эффективной работы педагогу необходимо постоянно повышать уровень своей грамотности.

Раздел состоит из четырёх подразделов и направлен, исходя из названия, на повышение компетентности учителей в разных вопросах.

«Особые образовательные возможности» – раздел, который был спроектирован и является необходимым и важным, поскольку в образовательных учреждениях возросло количество детей, которые имеют особенные возможности здоровья. Возникает острая необходимость в создании комфортных условий организации учебного процесса для детей с ОВЗ. Опрос показал, что немаловажно также собрать методическую информацию в помощь учителям.

Раздел состоит из 4-х подразделов, в которых представлена необходимая информация, которая поможет педагогам, родителям и администрации в работе с детьми с ОВЗ.

Информационное наполнение навигатора происходило при помощи ресурсов сети Интернет, также некоторые материалы и документы были оцифрованы из рукописного или печатного вариантов.

В заключении стоит отметить, что методический онлайн-навигатор может быть реализован в рамках любого образовательного учреждения. Это удобный и полезный инструмент в работе педагогов, администрации и родителей. Навигатор может менять свои структурные элементы в зависимости от запросов педагогического коллектива, которые можно проанализировать при помощи опроса и подстроить под определенные цели.

Список литературы

  1. Андреев, А. А. Педагогика информационного общества / А. А. Андреев // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2013. – № 1. – С. 87-93.
  2. Методический онлайн-навигатор современного учителя лицея №173 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.xmind.net/m/uuMR5d.
  3. Онлайн-навигатор для учителя [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.google.com/forms/d/1tWDf7FbmSffxhLFJFiyL52NgRwzjWJ7smzNYM5xFaBc/edit.
  4. Романичева, Е. С. Ментальные карты, или Интеллект-карты / Е. С. Романичева // Литература в школе. – 2015. – № 8. – С. 40-41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: