УДК 378

Особенности организации дистанционного обучения в военном вузе

Кенжебаева Айсулу Маратовна – аспирант Омского государственного педагогического университета.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современного военного образования – дистанционному обучению курсантов военных вузов. В статье проводится анализ форм обучения, показаны основные направления развития дистанционного обучения и различия между дистанционным обучением и традиционным обучением. Выявлены проблемы, решаемые курсантами военных вузов и преподавателями в дистанционном обучении. Эффективность дистанционного обучения определяется применением педагогических технологий, составляющих основу проектирования и реализации дистанционных курсов. Сделан вывод, что несмотря на различные чрезвычайные ситуации, происходящие в мире за последние годы, преподаватель, используя эффективные пути новых инновационных образовательных технологий, демонстрирует высокий уровень своей квалификации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные образовательные технологии, курсант.

В условиях вынужденного карантина последних лет возросла потребность в качественной организации учебного процесса, что требует от профессорско-преподавательского состава военного вуза освоения множества новых технологий, цифровых образовательных ресурсов, возможностей образовательных платформ.

Автором отмечается что, создание различных информационных программ и образовательных платформ, выбранных и апробированных преподавателем для своего предмета, способствует совершенствованию профессионального мастерства, что безусловно помогает осуществить индивидуальный подход к образовательной деятельности каждого преподавателя.

Использование и применение информационных программ и различных образовательных платформ для дистанционного обучения значительно помогает улучшить образовательный процесс, так как информационные технологии позволяют сделать занятие с курсантами более интересными. Преподаватель не представляет сухую информацию, а использует различные аудио- и видео материалы, а также различные ресурсы интернета благодаря образовательным ресурсам.

Говоря о дистанционной форме образования следует говорить о создании единого информационного образовательного пространства, которое должно включать все электронные источники информации, в том числе социальные сети: виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные услуги, электронные учебники, киберкласс и т. д. Это взаимодействие преподавателя и обучающихся. Из этого следует, что в организации дистанционного обучения необходимо создание электронных курсов, развитие дидактических основ дистанционного обучения, подготовка координирующих преподавателей [1, с.469].

Для осуществления дистанционного обучения преподаватель должен владеть активными методами обучения и помогать курсантам в формировании собственного стиля обучения в онлайн-режиме, владеть возможностями платформы онлайн-обучения и необходимым программным обеспечением. преодолевать трудности и барьеры электронного взаимодействия. Для эффективного управления онлайн-курсом преподавателям необходимо использовать средства мотивации обучающихся к освоению курса, формировать у них навыки соблюдения дисциплины и сроков выполнения заданий, осуществлять своевременную оценку курсантских работ и предоставлять оперативную обратную связь. То есть создавать условия для того чтобы обучаемые могли высказывать свое мнение и проявлять себя в решении общей проблемы, что несомненно является хорошим качеством для любого военного [2, с.96].

В настоящее время дистанционное обучение позволило любому гражданину свободно работать с цифровыми, мобильными устройствами. В частности, в ходе дистанционного обучения курсантов военных вузов самым простой и легко усваиваемой электронной образовательной платформой явились: Zoom. Microsoft Teams, vvebex, iSpring Learn и др.

Это платформы-сервисы для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и создания групповых чатов в формате высокого разрешения. В том числе Zoom, платформы Microsoft Teams очень эффективны. Как показала практика, они являются лидерами в выборе курсовых программ и образовательных платформ, потому что они очень удобны и просты в использовании. Его можно загрузить как на мобильное устройство, так н на гаджеты, а также самым важным преимуществом является то. что данный сервис позволяет регистрироваться через социальные сети без секретных ключей. Возможности этих платформ: поделиться экраном; проведение интерактивных занятий; работа с Google Drive, Dropbox и Box; групповые чаты для обмена текстом, изображением, аудио, видео и т. д.; видеозапись встреч; планировать или поддержка запуска конференции через Outlook, Gmail или iCal; интегрированные средства коллективной работы.

Благодаря этим услугам вы сможете использовать видеозвонок и объяснить новый материал, наглядно демонстрируя различные мастер-классы и видео, полученные с канала YouTube. Это, конечно, значительно упрощает процесс передачи информации и создает условия, аналогичные тем, которые существуют в офлайн- режиме.

Одним из основных форм проведения занятий, будь то дистанционное обучение или традиционное обучение, являются видеолекции.

Видеолекция - это систематическое, последовательное изложение учебного материала преподавателем, не требующее его личного присутствия перед аудиторией путем использования широких возможностей обработки, хранения и передачи видео- и аудиоинформации. Для подготовки видеолекций существует несколько программ- видсоредакторов, такие как Movavi Video Suite, ВидеоМОНТАЖ, ВидеоШОУ, Movavi Video Editor и т. д. Есть очень много программ для подготовки видео. Каждый преподаватель подбирает наиболее удобный и эффективный для себя и готовит видеолекцию к каждому занятию.

Основные функции видеоурока: запись видео; звукозапись; редактирование видеоматериала; монтаж видеоматериала; хранение видеоматериала: запись видеоматериала на различные носители. Основным элементом видеостудии является видеокамера. Чем более профессионально подобрана камера, тем выше качество видео [3].

В результате для установления обратной связи со студентом должны быть подготовлены различные вопросники и различные способы их реализации. На традиционном занятии составляются вопросы, кроссворды или игры. В системе дистанционного обучения можно использовать различные способы опроса на платформе Moodle. Также хотелось бы отметить преимущества создания тестов на платформе Microsoft TeaMS для проведения промежуточного контроля.

Автор отмечает что, в настоящее время в период развития дистанционных информационных технологий основной задачей учебно-образовательного процесса является – организация учебного процесса таким образом, чтобы новые формы обучения по степени качества, были равными с результатами традиционного обучения. Кроме того, существует множество вопросов, связанных с методами измерения эффективности дистанционного обучения.

В любом случае большим плюсом в дистанционном обучении является то, что оно позволяет любому человеку получать непрерывное образование в течении всей жизни.

Дистанционное обучение - новая форма организации учебного процесса военного вуза, основанная на принципе самообразова­ния курсанта с помощью развитых ин­формационных ресурсов. Учебная среда характеризуется тем, что курсанты часто или полностью дистанцируются от препо­давателя в пространстве или во времени, при этом они могут вести диалог в любое время с помощью средств телекоммуни­каций.

Выводы

В заключение с учетом вышеизложен­ного, несмотря на чрезвычайную ситуа­цию, происходящую в мире, преподава­тель, используя эффективные пути новых современных технологий образования, демонстрирует высокий уровень своего мастерства и квалификации.

Список литературы

  1. Баракова А.Ш., Жусипбекова Ш.Е.. Суранчиева З.Т.. Акжолова А.А., Бекежанова А.А., Жакипова III.А., Шадинова К.С. Использования активных и инновационных методов обучения в университете // Журнал «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований». — 2016. — № 7-3. С. 468-472.
  2. Алешина О.С. Анализ современных методов обучения, их влияние на образование военнослужащих в высших военных учебных заведениях Вестник науки и образования. 2019. 8-1 (62) С. 95-98.
  3. Ваховский Р. Как создать видеоурок // Учебник Word Press. 04.01.2014. URL: nttp:/ /wordpress-book.ru/kak-sdeIat/kak-sozdat-videourok (Дата обращения: 10.07.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: