УДК 37
Технологии симуляционной среды в обучении медицинских работников и возможные проблемы их освоения
Казарян Артём Сосович – ассистент кафедры Пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии Медицинского института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.
Аннотация: В данной статье автором рассмотрена концепция современной медицины – симуляционного обучения. Рассмотрена структура симуляционной среды, типы технологий и тренажёров, используемых на различных этапах данного обучения.
Ключевые слова: симуляционная среда, обучение, медицинские работники, проблема освоения.
Концепция современной медицины основана на базовых положениях, обеспечивающих функционирование отрасли на благо пациента. К ним в первую очередь относятся: грамотное распределение ресурсов (в том числе основного ресурса – времени) [1-2], автономии пациентов [3], стандартизации процессов и процедур [4], а также анализе и управления ошибками [5-6]. Следовательно, исходя из последнего положения, пациент нуждается в гарантиях, что медицинская организация, как и сама система здравоохранения в целом, обеспечивает ему защиту от некомпетентности и недостаточной обученности медицинского работника.
С целью решения проблемы отработки практических навыков (не только технических, но и коммуникативных) современное медицинское образование всё чаще использует возможности симуляционного обучения. Наибольший прорыв в российской системе образования достигнут в последние 10 лет, когда повсеместно создавались симуляционные центры и кабинеты и главное, произошла частичная смена парадигмы в сознании медицинского персонала и преподавательского состава ВУЗов. [7]
Моделирование в медицинском образовании – новая концепция, позволяющая состыковать практическую («эмпирическую») медицину и набор из теоретических знаний и практических навыков, которые даются при обучении. Фактически, это означает помещение обучаемого в ситуацию, которая предполагает симуляцию реальности, включая временные ограничения, принятие решений с поиском альтернатив и особенности поведения пациента. При этом соблюдается важнейшая составляющая процесса обучения – контроль и обратная связь с разбором и анализом ошибок. Набор определенных параметров обучающей имитации реальности обозначен как симуляционная (или симулированная) среда, структура которой представлена на рис. 1.
Рисунок. 1
Симуляционная среда находит своё воплощение в так называемом имитационном пространстве (ИП). ИП это фактически симулированная среда, погружаясь в которую, обучающийся оказывается в обстановке и ситуации, максимально приближенной к его будущей практической деятельности.
Рисунок 2. Место симуляционной среды в общей концепции симуляционного обучения специалистов в сфере здравоохранения.
Обсуждаемая нами отработка ситуаций в симуляционной среде зависит от предыдущих двух этапов, на которых могут быть использованы тренажёры с различным уровнем реалистичности (таб.1)
Таблица 1. Типы технологий и тренажёров, используемых на различных этапах симуляционного обучения.
Этап симуляционного обучения |
Тип технологии |
Содержание технологии |
Накопление теоретических знаний |
Визуальные тренажёры |
Электронные учебники, видео, обучающие игры |
Отработка практических навыков на симуляторах |
Тактильный тренажёр |
Тренажёры, фантомы, манекены для отработки практических навыков |
Реактивные тренажёры |
Чаще с простейшими реакциями и оценкой да/нет |
|
Автоматизированные тренажёры |
Более сложная, хотя и запрограммированная реация |
|
Отработка ситуаций в симуляционной среде |
Имитационное пространство |
Условия, приближенные к реальности |
Контроль за выполнением заданий |
Тренажёры с видеорегистрацей |
Последующий самоанализ или разбор с преподавателем |
Тренажёры с обратной связью |
Технологии, основанные на способности к взаимодействию |
Работа в симуляционной среде предполагает соединение в едином комплексе навыков, знаний и умений, которые могут быть изучены и отработаны, и закреплены изолированно. Суть симуляционной среды в возможности их соединения в условиях, приближённых к реальности и последующем анализе ошибок (рис.3).
Рисунок 3. Особенности симуляционной обучающей среды в медицине.
Отечественные и зарубежные исследователи подчёркивают в своих публикациях, что правильное изолированное выполнение тех или иных навыков вовсе не означает их успешного соединения как в симуляционных так и клинических уcловиях. [8] Хотя и получены убедительные доказательства, Получены доказательства того, что обучение на симуляторах повышает переносимость технических и нетехнических умений в клиническую практику, а также эффективно меняет отношение и поведение обучающихся. [9]
Для решения обозначенной выше проблемы необходимо включать в процесс обучения медицинских работников не только работу на тренажёрах (что важно на начальных этапах), но и давать возможность свободной адаптации к практической деятельности через симуляционную среду, переносящую практические навыки в условия, приближенные к реальным. Наш опыт показывает, что адаптация к симуляционной среде может проходить неодинаково у студентов 6 курса. Из числа тех, кто хорошо освоил практические навыки и не имеет пробелов в теории, соединение всех компонентов во едино в условиях приближенных к реальности (симуляция врачебного приёма) может вызывать трудности. Так, на выборке из 78 успешных студентов 6-ого курса Медицинского института ТГУ имени Г. Р. Державина выявлено, что 18% испытывали существенные трудности в симуляционной среде, а 4% длительное время (превышающее двухнедельный симуляционный подготовительный курс) не могли освоить соединение навыков воедино. При этом, не всегда возвращение к повтору теории или закрепление отработанных ранее операций приводило к успеху (не более 45,5% студентов), поскольку, с точки зрения когнитивных основ образования функция синтеза основана на образовании стойких новых нейронных связей. 55,5% студентов требовались дополнительные занятия с отработкой комплекса действий симуляции врачебного приёма. [10]
Таким образом, обучение в симуляционной среде предполагает соединение в ограниченном временном промежутке навыков, знаний и умений, которые могут быть изучены и отработаны, и закреплены изолированно. Проблемы работы в симуляционной среде (имитация врачебного приёма) связаны с четырьмя причинами: недостаток теоретических знаний, недостаточная отработка практических навыков, незнание условий симуляционной среды (проблемы инструктажа) и индивидуальные когнитивные трудности соединения приобретённых навыков и знаний в условиях, приближённых к реальности. В последнем случае сам процесс соединения способен вызывать затруднения, не связанные с недостатком теоретических знаний или неполного освоения практических навыков. Из чего следует необходимость понимания преподавателями и тьюторами возможных причин неудач студентов, их диффиренциальное выявление и правильная коррекция. Также важнейшим концептуальным моментом обучения в симуляционной среде следует признать обратную связь с разбором ошибок и предоставлением возможностей для их коррекции.
Список литературы
- Карпов, О. Э. Применение интеллектуальных систем в здравоохранении / О. Э. Карпов, Г. С. Клименко, Г. С. Лебедев // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 38-43. – EDN WELOGR.
- Тунахан А., Акперов И.Г. Применение стратегического управления в услугах здравоохранения // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-strategicheskogo-upravleniya-v-uslugah-zdravoohraneniya (дата обращения: 01.08.2022).
- Мещерякова Тамара Владимировна Автономия пациента: национальное в глобальном контексте // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtonomiya-patsienta-natsionalnoe-v-globalnom-kontekste (дата обращения: 01.08.2022).
- Петрова Н. Г., Малинин А. Н., Комличенко Э. В., Зубарева Т. М., Иванов А. В., Шевелева Т. С. О проблеме стандартизации в здравоохранении // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-standartizatsii-v-zdravoohranenii (дата обращения: 01.08.2022).
- Титенко, Е. А. Нежелательное событие в медицинской деятельности как объект управления / Е. А. Титенко // Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия : Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции, Пенза, 24–25 февраля 2022 года / Под редакцией Ф.Е Удалова, В.В. Бондаренко. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 276-279. – EDN FBAUNK.
- Гырла, Лилия. Управление рисками врачебных ошибок в медицинских учреждениях публичного и частного секторов. In: Contribuția tinerilor cercetători la dezvoltarea administrației publice. Ediția a VII-a, 26 februarie 2021, Chişinău. Chişinău: Tipografia «Print-Caro», 2021, pp. 265-268. ISBN 978-9975-3492-3-9.
- История и будущее дополнительного профессионального образования медицинских работников: к 35-летию факультета дополнительного профессионального образования Смоленского государственного медицинского университета / В. Р. Шашмурина, О. Л. Мишутина, А. В. Федосеев, О. А. Васильцова // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. – 2021. – № 40. – С. 50-59. – EDN WRDEVT.
- Кан Камран, Толхюрст-Кливер Серена, Уайт Сара, Симпсон Уильям Симуляции в системе медицинского образования. Создание программы симуляционного обучения: руководство AMEE № 50 (пер. С англ. Под ред. З. З. Балкизова) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyatsii-v-sisteme-meditsinskogo-obrazovaniya-sozdanie-programmy-simulyatsionnogo-obucheniya-rukovodstvo-amee-50-per-s-angl-pod-red-z-z (дата обращения: 02.08.2022).
- Невская Н.А., Плотоненко З.А., Сенькевич О.А. От симуляции ex situ к симуляции in situ в «Комплексной образовательной программе снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края». Виртуальные технологии в медицине. 2021;1(3):155-156. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2021_3_1354.
- Петухова Алина Владимировна, Коваленко Анна Владимировна, Теунаев Дагир Мазанович Обзор динамических свойств и алгоритмов обучения нечетких когнитивных карт // Научный журнал КубГАУ. 2021. №167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-dinamicheskih-svoystv-i-algoritmov-obucheniya-nechetkih-kognitivnyh-kart (дата обращения: 02.08.2022).