УДК 37

Технологии симуляционной среды в обучении медицинских работников и возможные проблемы их освоения

Казарян Артём Сосович – ассистент кафедры Пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии Медицинского института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Аннотация: В данной статье автором рассмотрена концепция современной медицины – симуляционного обучения. Рассмотрена структура симуляционной среды, типы технологий и тренажёров, используемых на различных этапах данного обучения.

Ключевые слова: симуляционная среда, обучение, медицинские работники, проблема освоения.

Концепция современной медицины основана на базовых положениях, обеспечивающих функционирование отрасли на благо пациента. К ним в первую очередь относятся: грамотное распределение ресурсов (в том числе основного ресурса – времени) [1-2], автономии пациентов [3], стандартизации процессов и процедур [4], а также анализе и управления ошибками [5-6]. Следовательно, исходя из последнего положения, пациент нуждается в гарантиях, что медицинская организация, как и сама система здравоохранения в целом, обеспечивает ему защиту от некомпетентности и недостаточной обученности медицинского работника.

С целью решения проблемы отработки практических навыков (не только технических, но и коммуникативных) современное медицинское образование всё чаще использует возможности симуляционного обучения. Наибольший прорыв в российской системе образования достигнут в последние 10 лет, когда повсеместно создавались симуляционные центры и кабинеты и главное, произошла частичная смена парадигмы в сознании медицинского персонала и преподавательского состава ВУЗов. [7]

Моделирование в медицинском образовании – новая концепция, позволяющая состыковать практическую («эмпирическую») медицину и набор из теоретических знаний и практических навыков, которые даются при обучении. Фактически, это означает помещение обучаемого в ситуацию, которая предполагает симуляцию реальности, включая временные ограничения, принятие решений с поиском альтернатив и особенности поведения пациента. При этом соблюдается важнейшая составляющая процесса обучения – контроль и обратная связь с разбором и анализом ошибок. Набор определенных параметров обучающей имитации реальности обозначен как симуляционная (или симулированная) среда, структура которой представлена на рис. 1.

image001

Рисунок. 1

Симуляционная среда находит своё воплощение в так называемом имитационном пространстве (ИП). ИП это фактически симулированная среда, погружаясь в которую, обучающийся оказывается в обстановке и ситуации, максимально приближенной к его будущей практической деятельности.

image002

Рисунок 2. Место симуляционной среды в общей концепции симуляционного обучения специалистов в сфере здравоохранения.

Обсуждаемая нами отработка ситуаций в симуляционной среде зависит от предыдущих двух этапов, на которых могут быть использованы тренажёры с различным уровнем реалистичности (таб.1)

Таблица 1. Типы технологий и тренажёров, используемых на различных этапах симуляционного обучения.

Этап симуляционного обучения

Тип технологии

Содержание технологии

Накопление теоретических знаний

Визуальные тренажёры

Электронные учебники, видео, обучающие игры

Отработка практических навыков на симуляторах

Тактильный тренажёр

Тренажёры, фантомы, манекены для отработки практических навыков

Реактивные тренажёры

Чаще с простейшими реакциями и оценкой да/нет

Автоматизированные тренажёры

Более сложная, хотя и запрограммированная реация

Отработка ситуаций в симуляционной среде

Имитационное пространство

Условия, приближенные к реальности

Контроль за выполнением заданий

Тренажёры с видеорегистрацей

Последующий самоанализ или разбор с преподавателем

Тренажёры с обратной связью

Технологии, основанные на способности к взаимодействию

Работа в симуляционной среде предполагает соединение в едином комплексе навыков, знаний и умений, которые могут быть изучены и отработаны, и закреплены изолированно. Суть симуляционной среды в возможности их соединения в условиях, приближённых к реальности и последующем анализе ошибок (рис.3).

image003

Рисунок 3. Особенности симуляционной обучающей среды в медицине.

Отечественные и зарубежные исследователи подчёркивают в своих публикациях, что правильное изолированное выполнение тех или иных навыков вовсе не означает их успешного соединения как в симуляционных так и клинических уcловиях. [8] Хотя и получены убедительные доказательства, Получены доказательства того, что обучение на симуляторах повышает переносимость технических и нетехнических умений в клиническую практику, а также эффективно меняет отношение и поведение обучающихся. [9]

Для решения обозначенной выше проблемы необходимо включать в процесс обучения медицинских работников не только работу на тренажёрах (что важно на начальных этапах), но и давать возможность свободной адаптации к практической деятельности через симуляционную среду, переносящую практические навыки в условия, приближенные к реальным. Наш опыт показывает, что адаптация к симуляционной среде может проходить неодинаково у студентов 6 курса. Из числа тех, кто хорошо освоил практические навыки и не имеет пробелов в теории, соединение всех компонентов во едино в условиях приближенных к реальности (симуляция врачебного приёма) может вызывать трудности. Так, на выборке из 78 успешных студентов 6-ого курса Медицинского института ТГУ имени Г. Р. Державина выявлено, что 18% испытывали существенные трудности в симуляционной среде, а 4% длительное время (превышающее двухнедельный симуляционный подготовительный курс) не могли освоить соединение навыков воедино. При этом, не всегда возвращение к повтору теории или закрепление отработанных ранее операций приводило к успеху (не более 45,5% студентов), поскольку, с точки зрения когнитивных основ образования функция синтеза основана на образовании стойких новых нейронных связей. 55,5% студентов требовались дополнительные занятия с отработкой комплекса действий симуляции врачебного приёма. [10]

Таким образом, обучение в симуляционной среде предполагает соединение в ограниченном временном промежутке навыков, знаний и умений, которые могут быть изучены и отработаны, и закреплены изолированно. Проблемы работы в симуляционной среде (имитация врачебного приёма) связаны с четырьмя причинами: недостаток теоретических знаний, недостаточная отработка практических навыков, незнание условий симуляционной среды (проблемы инструктажа) и индивидуальные когнитивные трудности соединения приобретённых навыков и знаний в условиях, приближённых к реальности. В последнем случае сам процесс соединения способен вызывать затруднения, не связанные с недостатком теоретических знаний или неполного освоения практических навыков. Из чего следует необходимость понимания преподавателями и тьюторами возможных причин неудач студентов, их диффиренциальное выявление и правильная коррекция. Также важнейшим концептуальным моментом обучения в симуляционной среде следует признать обратную связь с разбором ошибок и предоставлением возможностей для их коррекции.

Список литературы

  1. Карпов, О. Э. Применение интеллектуальных систем в здравоохранении / О. Э. Карпов, Г. С. Клименко, Г. С. Лебедев // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 38-43. – EDN WELOGR.
  2. Тунахан А., Акперов И.Г. Применение стратегического управления в услугах здравоохранения // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-strategicheskogo-upravleniya-v-uslugah-zdravoohraneniya (дата обращения: 01.08.2022).
  3. Мещерякова Тамара Владимировна Автономия пациента: национальное в глобальном контексте // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtonomiya-patsienta-natsionalnoe-v-globalnom-kontekste (дата обращения: 01.08.2022).
  4. Петрова Н. Г., Малинин А. Н., Комличенко Э. В., Зубарева Т. М., Иванов А. В., Шевелева Т. С. О проблеме стандартизации в здравоохранении // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-standartizatsii-v-zdravoohranenii (дата обращения: 01.08.2022).
  5. Титенко, Е. А. Нежелательное событие в медицинской деятельности как объект управления / Е. А. Титенко // Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия : Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции, Пенза, 24–25 февраля 2022 года / Под редакцией Ф.Е Удалова, В.В. Бондаренко. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 276-279. – EDN FBAUNK.
  6. Гырла, Лилия. Управление рисками врачебных ошибок в медицинских учреждениях публичного и частного секторов. In: Contribuția tinerilor cercetători la dezvoltarea administrației publice. Ediția a VII-a, 26 februarie 2021, Chişinău. Chişinău: Tipografia «Print-Caro», 2021, pp. 265-268. ISBN 978-9975-3492-3-9.
  7. История и будущее дополнительного профессионального образования медицинских работников: к 35-летию факультета дополнительного профессионального образования Смоленского государственного медицинского университета / В. Р. Шашмурина, О. Л. Мишутина, А. В. Федосеев, О. А. Васильцова // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. – 2021. – № 40. – С. 50-59. – EDN WRDEVT.
  8. Кан Камран, Толхюрст-Кливер Серена, Уайт Сара, Симпсон Уильям Симуляции в системе медицинского образования. Создание программы симуляционного обучения: руководство AMEE № 50 (пер. С англ. Под ред. З. З. Балкизова) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyatsii-v-sisteme-meditsinskogo-obrazovaniya-sozdanie-programmy-simulyatsionnogo-obucheniya-rukovodstvo-amee-50-per-s-angl-pod-red-z-z (дата обращения: 02.08.2022).
  9. Невская Н.А., Плотоненко З.А., Сенькевич О.А. От симуляции ex situ к симуляции in situ в «Комплексной образовательной программе снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края». Виртуальные технологии в медицине. 2021;1(3):155-156. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2021_3_1354.
  10. Петухова Алина Владимировна, Коваленко Анна Владимировна, Теунаев Дагир Мазанович Обзор динамических свойств и алгоритмов обучения нечетких когнитивных карт // Научный журнал КубГАУ. 2021. №167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-dinamicheskih-svoystv-i-algoritmov-obucheniya-nechetkih-kognitivnyh-kart (дата обращения: 02.08.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: