УДК 72

Архитектор Заха Хадид

 Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

 Аннотация: Построенное Захой Хадид здание считается одним из величайших произведений современной архитектуры. Однако концепция работы, ее эскизы и идеи затмевают само воплощение. Ее прорыв в архитектуре известен тем, что она первая женщина, добившаяся международного признания, что поставило ее на один уровень с ее коллегами в группе звездных архитекторов. В дисциплине, которая традиционно игнорирует работы многих женщин-архитекторов, Заха Хадид смогла выделиться в одиночку и наравне со своими коллегами.

Не помог и ярко выраженный формальный характер ее способа проектирования: он не позволял ее фантастическим рисункам получить реальное воплощение в виде построенного здания. Ее архитектура предлагала на бумаге или на экране компьютера гораздо более интересные пространства, чем те, которые строительные средства могли бы воплотить в здания.

Ключевые слова: Заха Хадид, архитектура, искусство.

Несмотря на иракское происхождение, ее можно считать британским архитектором, поскольку она прошла обучение в Школе архитектуры Архитектурной ассоциации в Лондоне и основала там свою студию. Ее творчество связано с творчеством ее учителя в университете, Рема Колхаса, для которого она работала в его Бюро столичной архитектуры в Роттердаме, и с деконструктивистской архитектурой Питера Айзенмана.

Его проекты конца семидесятых и начала восьмидесятых годов напоминали советскую конструктивистскую архитектуру, влияние которой он разделял с самим Колхасом. Очень вынужденная линейная перспектива, с диагональю в качестве главного героя. Рисунки с плоскими цветами, в которых четкие линии разграничивают пространства.

Архитектор Хосе Рамон Эрнандес, который в то время учился в Мадридской школе, рассказывает о том, с каким восхищением Хуан Даниэль Фуллаондо принимал рисунки Хадид из лондонских изданий. Фуллаондо был важной фигурой в обновлении и распространении испанской архитектуры, всегда осознавая движения, которые оживляли архитектуру и искусство.

Многие проекты Хадид не выходили за рамки бумаги.

В течение нескольких десятилетий ни один из ее крупных проектов не мог быть построен.

Как признало жюри Притцкеровской премии: "Г-же Хадид становится все труднее воплощать эти предложения в строительство. Хадид получала все большее признание по мере того, как она продолжала выигрывать конкурс за конкурсом, всегда борясь за то, чтобы ее первоначальные предложения были реализованы. Разочарованная, но неустрашимая, она использовала опыт конкурса в качестве "лаборатории", чтобы продолжать оттачивать свой исключительный талант в создании архитектурного языка, подобного которому нет ни у кого".

В течение нескольких десятилетий ни один из ее великих проектов не мог быть построен. Другими словами, ее талант не нашел отражения в традиционной строительной технике, которая с трудом могла воспроизвести поверхности, предложенные в проекте.

image1

Рисунок 1. Реконструкция строящейся текстильной фабрики BEKO в Белграде (Сербия).

Ее первая признанная работа появилась в 1993 году - пожарная станция в комплексе Vitra, где мебельная компания собрала важный каталог работ ведущих архитекторов последних трех десятилетий.

Появление компьютерных систем, которые позволили построить музей Гуггенхайма в Бильбао, стали выходом для команды Захи Хадид, чтобы они смогли реализовать свои идеи. Сегодня эти средства позволяют создавать любые геометрические формы, а новые материалы могут быть адаптированы к любой поверхности. Таким образом, она отказалась от архитектуры, основанной на линиях и планах, связанной с ее конструктивистским влиянием, и перешла к архитектуре, в которой главным действующим лицом была поверхность.

В 2004 году она была удостоена Притцкеровской премии, которая подчеркнула формальное качество ее предложений и ее талант создавать архитектуру, отклоняющуюся от нормы. В рядах звездных архитекторов многие из конкурсов, которые она выиграла в восьмидесятых и девяностых годах и не смогла увидеть построенными, стали дорогими зданиями, оправданными престижем ее собственного имени.

Это означало, что его фирма была востребована для строительства мест проведения мероприятий, где имидж был важнее экономической и пространственной рациональности. Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, всемирные выставки - вот в чем преуспела эта архитектура.

Водный центр для Олимпийских игр в Лондоне выделяется одним из главных своих успехов: в нем достигнута интересная пространственность, позволяющая адекватно смотреть на соревнования.

Наконец, в сентябре 2015 года она была награждена Золотой медалью RIBA, впервые присужденной женщине, и снова стала первопроходцем. Такое признание на протяжении всей карьеры подчеркивает ее влияние на мировую архитектуру.

Список литературы

  1. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну - Издательство: Архитектура-С, 2007 г., 336 стр.
  2. Essay by Aaron Betsky. Zaha Hadid. The Complete Buildings and Projects. - N.Y.: Thames@Hudson, 1998.

Интересная статья? Поделись ей с другими: