УДК

Некоторые особенности китайской популярной музыки конца XX – начала XXI века

Хуан Фань – аспирант Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы.

Аннотация: Статья посвящена популярной китайской музыке. Эту область музыки необходимо изучать в настоящее время, чтобы, во-первых, уметь определять качество такой музыки, во-вторых, способствовать ознакомлению с ней всех любителей музыки, живущих в России, тех людей, кто заинтересуется ею. Важно также содействовать расширению звуковой палитры музыки различных народов новыми красками, которыми богаты китайские песни.

Ключевые слова: Китайская популярная музыки, поп-музыка, исполнители китайской поп-музыки, авторы песен, популярная песня «Северо-западный ветер».

Музыка имеет огромное влияние на жизнь людей. Человек может слушать музыку, когда он счастлив, и он также может слушать музыку, когда ему грустно. Музыка – незаменимый элемент жизни. Музыку, которую слушает широкая публика, называют поп-музыка. Как следует из названия, она популярна, потому что соответствует вкусам массовой аудитории.

Целью настоящей статьи является попытка проанализировать некоторые особенности китайской популярной музыки, остановившись на примере одной из значимых песен, получивших большую известность.

«Отсчёт» истории популярной музыки в Китае (на материке) следует начинать с 1980-х годов. Причиной такого подхода стал факт построения аудиовизуального рынка на материковой части страны, в то время как ранее безусловное преимущество в данной области музыки имели острова Гонконг и Тайвань.

В рассматриваемый период – 1980-е годы – в городах Гуанчжоу и Пекине появились группы молодых авторов песен, песен, распространявшихся очень широко и становившихся популярными. Это можно определить как начало успеха поп-музыки. Поколение авторов среднего возраста также стало стремиться к подобному успеху и развиваться в направлении популярной музыки. Можно назвать хотя бы двух композиторов. А именно это Цзянь Фэнь и Фу Линь, чьи произведения сблизились с областью поп-музыки. Постепенно возникало всё большее количество музыкантов – и авторов песен, и исполнителей – певцов, инструменталистов, обращавшихся к поп-музыке.

Среди самых талантливых можно назвать молодого певца Чан Куангана. В октябре 1985 года он принял участие в XVI-м Всемирном музыкальном фестивале в Токио и привлёк туда певцов из материкового Китая. Благодаря своей талантливой композиции «Объятия любви» он стал хедлайнером1 этого фестиваля.

Деятельность молодых композиторов, авторов среднего поколения талантливых певцов в 1980-е годы предвосхитила важный поворотный момент в развитии популярной музыки китайского материка. Городская культура, в том числе музыкальная, начала всё более активно формироваться в крупных и средних городах. Такие процессы составили условия для широкого подъёма популярной музыки Китая.

Объём создаваемой музыки постоянно возрастал. Успех в значительной степени зависел от исполнителей. Например, в 1984–1985 годах известность получила певица Фан Синьхуа. Следует назвать самую популярную песню в её исполнении. Это песня «Поцелуй матери». Другой пример известной песни – «Маленькая трава» (авторами были Ван Цзуцзе и Чжан Чжуо, песня распространилась также в исполнении Фан Синьхуа). Песню «Звук сердца» пел очень известный певец Ли Чун Шенг. «Восстановление рек и гор для будущих поколений»: песня звучала в исполнении дуэта – певца по имени Лей Лей и певицы Вэнь Чжунцзя. «Живой Будда Цзигун» – песню написал композитор Джин Фузай, в основном посвятивший себя созданию для кино). Названные произведения уже имеют вполне ясно выраженный эстрадный характер. Список можно дополнить. Так, Се Чэнцян, Би Сяоши и Чжан Цюаньфу из Гуанчжоу известные своими композициями «Молитва», «Отец», «Качели», причём эти и другие их произведения были отмечены наградами на различных конкурсах, получили широкую популярность.

1986 год называют годом мира во всем мире. Происхождение «Международного года мира» началось в 1982 году. 37-я сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций приняла резолюцию об объявлении 1986 года «Международным годом мира».

24 октября 1985 г. на церемонии празднования 40-летия основания Организации Объединенных Наций все государства-члены единогласно приняли «Декларацию Международного года мира», призвав народы всех стран работать вместе с ООН для защиты мира и будущего человечества. Всем государствам необходимо было активно реагировать на резолюции ООН, выполнять их и претворять в жизнь.

Китай в предверии «Международного года мира» специально провёл серию праздничных мероприятий. Среди них особенно заметным был масштабный поп-концерт «Пусть мир будет полон любви», организованный в мае 1986 года в Пекинской гимназии. Его идейным вдохновителем и главным организатором был Хуа Гофэн, государственный деятель КНР2. В концерте, который сопровождался огромным успехом, приняли участие около 100 певцов. Это были ведущие артисты, прибывшие со всей страны, как с севера, так и с юга материка.

На том же концерте рок-группа, в которую входили Цуй Цзянь, Ван Ди, Лю Юань, Лян Хэпин и другие, впервые представила публике музыку, воспринятую как новаторская рок-музыка материкового Китая.

Сам концерт «Пусть мир будет полон любви» ознаменовал собой подъём интереса к созданию поп-музыки на материке. Он показал и тот факт, что поп-музыка стала важной частью не только музыкальной, но и общественной жизни Китая.

Подъём «северо-западного ветра» – такой метафорой можно обозначить один из периодов развития популярной музыки в Китае. 1988 год был благоприятным для поп-музыки. Само природное явление и развитие поп-музыки переплелись между собой. Именно северо-западный ветер, дувший в первой половине года, стал заметным для всех, кто интересовался поп-музыкой. Возникла песня именно под таким названием, обозначившая поразительный пик популярности за последние 10 лет. Эта популярная песня основана на стиле северного народного музыкального фольклора страны. Автором столь значимого произведения был композитор Ли На (род. 1963).

Название «Северо-западный ветер» происходит от фразы «Будь то юго-восточный ветер или северо-западный ветер, это моя песня, это моя земля» в «Лёсс Гаопо» (название песни можно перевести: Лёсс – это земной шар, Гаопо – высокая гора; вместе смысл, очевидно, следует понимать, как «Земля, покрытая высокими горами»). С музыкой названной песни автору настоящей статьи посчастливилось познакомиться ещё в детстве. Она часто звучала в программах радио и телевидения. В звучании женского голоса мелодия особенно привлекает задушевностью, теплотой.

 Диапазон не слишком широкий, однако имеются низкие ноты, в них задействован грудной регистр. Инструментальное сопровождение, где применяются китайские народные инструменты (например, духовой инструмент суона), дополняют звучание звонким, немного «зажатым» тембром (имитируется при этом и птичье пение, звук несколько напоминает русскую жалейку).

Из сказанного можно сделать некоторое заключение. В Китае популярная музыка начала свою историю с 1980-х годов, и истоком вначале были образцы, пришедшие с островов Гонконга и Тайваня. На материковой части страны развитие поп-музыки пошло ускоренным темпом и получило весьма активное продвижение, постепенно превратившись в настоящую индустрию. При этом возникали столь популярные произведения, как песня «Северо-западный ветер», обладающие высокими художественными достоинствами. Это происходило благодаря таланту автора, аранжировщиков и исполнителей – певцов и инструменталистов. Развитию поп-музыки способствовала также общая обстановка в стране, активное продвижение в промышленности, экономике.

Список литературы

  1. Григорович Н.Б. Специфика ладового мышления в цитровой музыке Китая, Кореи и Японии / Н.Б. Григорович // Проблемы музыкальной науки: Российский специализированный журнал. – Уфа: Идел-Пресс, 2008. – № 1(2). – С. 73-84.
  2. Новоселова А.В. О традиции цитры цинь в структуре музыкальной культуры современного Китая / А.В. Новоселова // Музыковедение. Вопросы теории, музыкальная история, работы молодых ученых, конференции. – М.; Научтехлитиздат 2011. – С. 26-30.
  3. Ли Ган. Краткая история китайской поп-музыки: образовательная серия в области поп-музыки / Ли Ган. – Пекин, 2004. – 341 с.
  4. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры: автореф. дис. … канд. иск. / Ло Шии – М.: 2003. – 29 с.
  5. Пэн Чэн. Ладовая система китайской музыки и её претворение в творчестве композиторов в ХХ века: автореф. дис. … канд. иск. / Пэн Чэн. – Нижний Новгород: Стимул СТ, 2011. – 22 с.
  6. Фу Линь. 20 лет популярной китайской музыки / Фу Линь. – Пекин, 2003. – 162 с.
  7. Холопова В.Н. Теория музыки. / В.Н. Холопова. – 2-е изд., СПб: Планета музыки; Лань, 2010. – 368 с.
  8. Цюй Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте китайской музыки ХХ века: автореф. дис. … канд. иск. / Цюй Ва. – Ростов-на-Дону, 2015. – 26 с.

1 Хедлайнер – лидер какого-либо представления, концерта, фестиваля.

2 Хуа Гофэ́н (1921–2008) – государственный деятель Китайской Народной Республики, был председателем Коммунистической партии Китая, премьером Госсовета КНР, председателем Центрального военного совета КНР.