УДК 7.03

Ориентация европейской архитектуры на историю искусства

Ба Ваньли – абитуриент аспирантуры Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В статье исследуется ориентация формирования неповторимой европейской архитектуры на историю искусств и рассмотрены особенности влияния синтеза искусств на создание гармоничного архитектурного облика. Определено, что архитектура взаимодействует со всеми пространственными видами искусств.

Ключевые слова: европейская архитектура, искусство, история искусств, ориентация, влияние.

Архитектурное искусство различных этнических групп, несомненно, является важным символом, который может представлять их собственные стили в истории культуры. От древней Месопотамии и египетских причудливых природных архитектурных стилей до либерализма и романтизма после современного Возрождения. Народное культурное самовыражение всегда основывается на способности экономического развития в разные периоды. Оценка архитектурного искусства различных этнических групп в разные периоды может не только улучшить наше собственное художественное восприятие и эстетические способности, но и соединить наше историческое видение с реальностью.

Ориентация архитектуры на историю искусства происходит в конкретно-исторической культуре как на уровне художественных форм в общем, их отдельных школ и течений, так и между отдельными произведениями, относящимися к одному или разным классам морфологической системы искусств. Взаимодействия на видовом уровне происходят в области сложения художественных концепций и в области формообразования. Через сложные механизмы художественной и культурной жизни идеи, концепции и принципы оформления одних жанров влияют на развитие других родственных или неродственных художественных жанров в границах школ, художественных течений, художественных эпох или их этапов.

Наиболее общие и принципиальные идейно-образные и формообразующие взаимные влияния видов искусства воплощаются в стилевые особенности и, таким образом, становятся стилеобразующими влияниями.

После распада Римской империи центр западной культуры постепенно переместился из Средиземноморья и Византии в Западную Европу. Романская архитектура была христианским архитектурным стилем, популярным в Европе в 10-м и 12-м веках. Его стиль является продолжением римского архитектурного стиля, а также еще одним возрождением греческой и римской архитектурной культуры после слияния различных национальных культур. Данный архитектурный стиль характеризовали массивные и толстые стены, огромные двери и окна, а интерьер был выполнен в светлых тонах, колокольня и бельведер часто возвышаются в центре здания. Исторический вклад римской архитектуры заключается в том, что впервые в истории человечества удалось объединить «прорыв стены» и «эстетику симметрии», а также впервые успешно вплести башенную организацию в интерьер здания.

Говоря об огромном наследии, которое Европа оставила мировой истории архитектурного искусства, нельзя не упомянуть готическую архитектуру. Готы – важная часть первобытных народов Европы, и их значение в римском языке – «вульгарное и варварское». В эпоху Возрождения в европейском архитектурном кругу появилось большое количество ретро-идей, расцвела готическая архитектура.

В средневековой Европе появление стройных, острых и преувеличенно готических зданий было блокбастером в истории европейской архитектуры. Готический архитектурный стиль впервые был использован в церквях, сочетание высоких стен и цветных стеклянных окон может придать внутренней среде церкви чрезвычайно неземное и таинственное ощущение тайны. Высокий потолок и острые углы словно ведут верующих к восхождению к небесным вратам.

Западная Европа, окутанная богословским мышлением, еще упорно сохраняла тот же тон, когда в XVII веке возникло самостоятельное мышление людей. Стиль барокко в основном славится своим великолепным орнаментом и изысканной резьбой. Внутреннее убранство католических церквей и американских вилл, которые часто встречаются в кино- и телевизионных драмах, в основном используют жанр барокко.

Влияния архитектуры и воздействия на нее иных видов искусства, складываясь из множества фактов, воплощаются в стилевые черты эпохи и характеризуют отношения видов искусства одного или разных классов в целом (архитектуры и живописи, архитектуры и литературы и т. д.).

Гениально раскрыл природу пространства в живописи Гегель: «живопись стягивает воедино пространственную полноту трех измерений, живопись оставляет пространство еще в силе и уничтожает только одно из трех измерений, превращая поверхность в элемент своего изображения. Это сведение трех измерений к плоскости является основой процесса одухотворения, который может в пространственной сфере осуществиться как нечто внутреннее лишь тем, что он не оставляет в силе полноту внешнего выражения, а ее ограничивает» [1].

Формы, колорит и этнические орнаменты Европейской архитектуры всегда устойчиво ассоциируются с искусством определенного народа той или иной эпохи. Архитектуру Барселоны подчеркивает использование мозаичной техники trencadis («ломаная плитка») (А. Гауди – дом Батло, парк Гюзль и дом Мила) [3].

В современной европейской архитектуре существуют авторские концепции: архитекторы в своей работе все чаще используют персональные методы и систему принципов, которые являются основу новых тенденций в архитектуре. Так, архитектор не ограничивается одним языком искусства – архитектуры. Например, Ж. Нувель, в своем творчестве, представляет синтез архитектуры и искусства, его концепцию можно определить в «средовом» и «художественном» контекстах, взаимосвязанных между собой. Многими современными исследователями было многократно отмечено, что в его творчестве прослеживается явная взаимосвязь с философией точки-события и активного пространства, к примеру, здание Картье на бульваре Распай в Париже, до сих пор считающейся одной из замечательных работ архитектора [4].

Другим примером, ориентации европейской архитектуры на историю искусств является полисинтетический подход архитектора Даниэля Либескинда, который основан на базовых принципах деконструкции. В королевском музее Онтарио работа с формообразованием выходит за рамки отдельного объема в область создания особой тектоники пространственной среды, где «классические» принципы структурирования используются в игровой интерпретации.

Швейцарские архитекторы Я. Xepцoгa и П. де Меррона, в своих произведениях, демонстрируют «техники коллажа», и представляются, так называемым, архитектурным «спектаклем» для зрителя [2].

Можно сказать, что до сих пор ориентация архитектуры на историю искусства понималась в основном как ансамблевый тип, речь шла о связях между произведениями архитектуры, скульптуры, живописи (в более редких случаях прикладного искусства: художественная керамика, металл и т. д.). Но на самом деле синтезом, дающим «новый художественный образ», можно считать «лишь органическое слияние художественных компонентов, в результате которого возникают оригинальные, ранее неизвестные синтетические художественные образования.

Таким образом, ориентация европейской архитектуры на историю искусства не только расширяет масштабные рамки архитектуры, но и делает сами произведения принципиально изменяемыми, ставит их в зависимость не столько от визуальной организации целого, сколько от «прагматических» факторов формирования ценностей духовной культуры.

Список литературы

  1. Верман К. История искусства всех времен и народов. Санкт-Петербург: Полигон, 2000. 944 с.
  2. Гаджикеримова, А. Ю. Синтез и взаимодействие искусств в архитектуре современного города / А. Ю. Гаджикеримова, А. Ш. Парамазова // Наука и творчество: вклад молодежи: Материалы всероссийской молодежной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Махачкала, 27–28 октября 2021 года. – Махачкала: Типография ФОРМАТ, 2021. – С. 135-137.
  3. Гельфонд, А.Л. Apxитeпypнo-художественный синтез как средство диалога / А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев. // Приволжский научный журнал. 2010. № 4. С. 147-152.
  4. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 446 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: