УДК 016:677.025

Особенности формообразования костюма из трикотажных полотен

Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Маслова Людмила Андреевна – доцент Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).

Аннотация: В настоящей статье проводится анализ формообразования объектов костюма из трикотажных полотен разной степени формоустойчивости. Также рассматриваются факторы, определяющие особенность творческой деятельности художника – технолога при проектировании одежды из трикотажа.

Ключевые слова: трикотажное полотно, проектный образ, формообразование костюма, структура трикотажного полотна, формоустойчивость, растяжимость, деформация структуры полотна.

Создание проектного образа в искусстве – это способ отражения, осмысления и художественной переработки объективной действительности с позиций определенного эстетического идеала. Это определение справедливо и для проектного образа в костюме. Задача дизайнера по костюму - используя образный подход, сделать костюм знаком и проектным образом для его воплощения в действительность. В проектном образе моделируются не только сознание потребителя, но и значительно более широкое целое, в которое входит производство, экономика, рынок, культура и еще многое другое. Костюм наряду с отражением проектного образа отражает и индивидуальность носителя, а также гендерную и украшающую функцию.

Творческая деятельность художника-модельера связана с эмоциональной и общественной сторонами жизни. В этой творческой деятельности находят отражение особенности интеллекта и характера самого человека-творца [1]. Важно развивать такие черты, как:

  • умение различать проблемные ситуации;
  • гибкость в поисках решений и умение выдвигать идеи;
  • оригинальность творческой мысли;
  • способность к анализу и обобщению.

Трикотаж – термин, под которым подразумевается не только способ выработки изделий путем вязания, но и сам этот материал, а также изделия из него. Особенность работы художника-технолога трикотажной промышленности – деятельность в двух направлениях: проектирование трикотажных полотен и моделирование изделий из трикотажа.

Полотно, связанное на машине, с формальной точки зрения – это бесформенная груда перевязанной пряжи, но, когда к этому полотну подходит художник-дизайнер, связывает решение своей формы-модели с определенным образом и назначением, то полотно с помощью мысли художника, его рук, ножниц, иглы превращается в ту форму, которая оживает и существует в воплощении костюма. Что такое работа с полотном? Это лепка формы, работа с пластическим материалом, желание сделать и оставить свой персональный «знак» во взаимодействии с ним, придав ему неповторимую оригинальность, новизну, т.е. дать собственное видение этой бесформенной материи.

Создание формы – это техника и искусство, которые служат практическим целям. Человеку свойственно чувство самовыражения, овладевая каким-то материалом. В нашем случае – это полотно разных структур, разного орнаментального решения. Надо эти полотна превратить в современную форму, которая называется «костюмом для человека». При этом не нужно забывать о приоритете творческого начала, когда образная сторона определяет техническую.

Процесс формообразования изделия из такого материала, как трикотаж, обладает широкими потенциальными возможностями, поскольку желаемая форма достигается не только за счет конструкции, но и за счет структурных и фактурных свойств самого полотна.

Фактура – это внешняя, декоративная характеристика полотна, структура же играет большую роль в организации самой формы изделия. Структурное формообразование трикотажа близко к природным, архитектурным и скульптурным образам. Форма и структура в трикотаже связана не только внешне, но и внутренне, т.е. в непосредственной лепке формы. Этой особенностью трикотаж близок скульптуре. Структура является не только способом разнообразить поверхность, но и материалом для создания формы определенных пластических свойств.

Однако процесс формообразования трикотажного полотна отличается большой сложностью, поскольку трикотаж по сравнению с тканью имеет большую подвижность структуры и более высокую растяжимость в поперечном, продольном или одновременно в обоих направлениях. Но именно это свойство трикотажа выгодно отличает его от тканей и других материалов. Наличие подвижной петельной структуры придает полотну высокую способность к формообразованию: полотно легко принимает сложную пространственную форму изделия. Поэтому важно не только получить требуемую форму трикотажного изделия, но и обеспечить стабильное сохранение этой формы в процессе эксплуатации изделия [2].

Трикотажные полотна по растяжимости, как известно, делятся на три группы: первая группа имеет растяжимость до 40%, вторая – от 40 до 100% и третья группа – более 100% [3].

Растяжимость трикотажных полотен учитывают при определении прибавок на свободу движения по ширине изделия по линии груди, талии и бедер.

Все виды трикотажных полотен подразделены также на три группы по степени деформации: малую, среднюю и большую.

 Малая - это полотна основовязаные из синтетических нитей; средняя - это полотна жаккардовых, гладких, фанговых и полуфанговых переплетений, большая – это полотна из чистошерстяной и полушерстяной пряжи ластичных переплетений.

Трикотажные изделия не отличаются большим разнообразием форм в силу своих пластических характеристик. Перечислим виды форм, характерные для трикотажа:

  • полностью повторяющая фигуру (рис.1а);
  • сложная, в небольшой степени связанная с естественным силуэтом фигуры (рис.1, б));
  • не повторяющая фигуру (рис.1г);
  • частично прилегающая к фигуре (традиционные изделия, с ластичными переплетениями в области талии, плеч, запястья (рис.1в);
  • свободная, не прилегающая к фигуре (чаще прямоугольная) (рис.1д).

В последнее время вырабатываются «устойчивые» трикотажные полотна, имитирующие по своим свойствам ткани, из которых выполняются сложные модели: мужские и женские костюмы, брюки и т.п. Эта группа изделий как бы связывает одежду из ткани и одежду из трикотажа. Относительная стабильность форм позволяет уделить большое внимание творческому эксперименту в области художественного оформления полотна: поиску его фактурных, цветопластических свойств и членений формы с использованием различных зрительных иллюзий.

Рассматривая тенденции трикотажной одежды на сезон 2022-2023 года, можно отметить разнообразие стилей и форм исследуемого ассортимента: деловой, кэжуал, спорт-шик с приталенными и свободными силуэтами оверсайз, с акцентом на спине, плечах или декольте. Трендом модного трикотажа являются принты, что делает образы с трикотажными вещами очень эффектными, чему способствует и цветовая гамма: от пастельной бежевой, насыщенной и глубокой синей до более сочной – красной, желтой, терракотовой.

image1 image2 image3
а) б) в)
image4 image5  
г) д)  

Рисунок 1. Виды форм изделий, характерные для трикотажа.

Список литературы

  1. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. (При участии Заболотской Е.А. (часть VI), Рыбкиной Е.А. (часть VIII). Учебник для вузов. – М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2005. – 380c.
  2. Шеромова И.А. Проблемы повышения качества швейно-трикотажных изделий /И.А.Шеромова, О.А,Дремлюга. А.С.Железняков // Швейная пром-сть, 2012. - №6.- .29-30.
  3. Маслова Л.А. Крупные формы / Л. Маслова // Ателье. (Конструктивное моделирование плечевых изделий из полотен с кругловязального оборудования), 2012.- №9.- С.45-47.

Интересная статья? Поделись ей с другими: