УДК 016:677.025
Особенности формообразования костюма из трикотажных полотен
Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Маслова Людмила Андреевна – доцент Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Аннотация: В настоящей статье проводится анализ формообразования объектов костюма из трикотажных полотен разной степени формоустойчивости. Также рассматриваются факторы, определяющие особенность творческой деятельности художника – технолога при проектировании одежды из трикотажа.
Ключевые слова: трикотажное полотно, проектный образ, формообразование костюма, структура трикотажного полотна, формоустойчивость, растяжимость, деформация структуры полотна.
Создание проектного образа в искусстве – это способ отражения, осмысления и художественной переработки объективной действительности с позиций определенного эстетического идеала. Это определение справедливо и для проектного образа в костюме. Задача дизайнера по костюму - используя образный подход, сделать костюм знаком и проектным образом для его воплощения в действительность. В проектном образе моделируются не только сознание потребителя, но и значительно более широкое целое, в которое входит производство, экономика, рынок, культура и еще многое другое. Костюм наряду с отражением проектного образа отражает и индивидуальность носителя, а также гендерную и украшающую функцию.
Творческая деятельность художника-модельера связана с эмоциональной и общественной сторонами жизни. В этой творческой деятельности находят отражение особенности интеллекта и характера самого человека-творца [1]. Важно развивать такие черты, как:
- умение различать проблемные ситуации;
- гибкость в поисках решений и умение выдвигать идеи;
- оригинальность творческой мысли;
- способность к анализу и обобщению.
Трикотаж – термин, под которым подразумевается не только способ выработки изделий путем вязания, но и сам этот материал, а также изделия из него. Особенность работы художника-технолога трикотажной промышленности – деятельность в двух направлениях: проектирование трикотажных полотен и моделирование изделий из трикотажа.
Полотно, связанное на машине, с формальной точки зрения – это бесформенная груда перевязанной пряжи, но, когда к этому полотну подходит художник-дизайнер, связывает решение своей формы-модели с определенным образом и назначением, то полотно с помощью мысли художника, его рук, ножниц, иглы превращается в ту форму, которая оживает и существует в воплощении костюма. Что такое работа с полотном? Это лепка формы, работа с пластическим материалом, желание сделать и оставить свой персональный «знак» во взаимодействии с ним, придав ему неповторимую оригинальность, новизну, т.е. дать собственное видение этой бесформенной материи.
Создание формы – это техника и искусство, которые служат практическим целям. Человеку свойственно чувство самовыражения, овладевая каким-то материалом. В нашем случае – это полотно разных структур, разного орнаментального решения. Надо эти полотна превратить в современную форму, которая называется «костюмом для человека». При этом не нужно забывать о приоритете творческого начала, когда образная сторона определяет техническую.
Процесс формообразования изделия из такого материала, как трикотаж, обладает широкими потенциальными возможностями, поскольку желаемая форма достигается не только за счет конструкции, но и за счет структурных и фактурных свойств самого полотна.
Фактура – это внешняя, декоративная характеристика полотна, структура же играет большую роль в организации самой формы изделия. Структурное формообразование трикотажа близко к природным, архитектурным и скульптурным образам. Форма и структура в трикотаже связана не только внешне, но и внутренне, т.е. в непосредственной лепке формы. Этой особенностью трикотаж близок скульптуре. Структура является не только способом разнообразить поверхность, но и материалом для создания формы определенных пластических свойств.
Однако процесс формообразования трикотажного полотна отличается большой сложностью, поскольку трикотаж по сравнению с тканью имеет большую подвижность структуры и более высокую растяжимость в поперечном, продольном или одновременно в обоих направлениях. Но именно это свойство трикотажа выгодно отличает его от тканей и других материалов. Наличие подвижной петельной структуры придает полотну высокую способность к формообразованию: полотно легко принимает сложную пространственную форму изделия. Поэтому важно не только получить требуемую форму трикотажного изделия, но и обеспечить стабильное сохранение этой формы в процессе эксплуатации изделия [2].
Трикотажные полотна по растяжимости, как известно, делятся на три группы: первая группа имеет растяжимость до 40%, вторая – от 40 до 100% и третья группа – более 100% [3].
Растяжимость трикотажных полотен учитывают при определении прибавок на свободу движения по ширине изделия по линии груди, талии и бедер.
Все виды трикотажных полотен подразделены также на три группы по степени деформации: малую, среднюю и большую.
Малая - это полотна основовязаные из синтетических нитей; средняя - это полотна жаккардовых, гладких, фанговых и полуфанговых переплетений, большая – это полотна из чистошерстяной и полушерстяной пряжи ластичных переплетений.
Трикотажные изделия не отличаются большим разнообразием форм в силу своих пластических характеристик. Перечислим виды форм, характерные для трикотажа:
- полностью повторяющая фигуру (рис.1а);
- сложная, в небольшой степени связанная с естественным силуэтом фигуры (рис.1, б));
- не повторяющая фигуру (рис.1г);
- частично прилегающая к фигуре (традиционные изделия, с ластичными переплетениями в области талии, плеч, запястья (рис.1в);
- свободная, не прилегающая к фигуре (чаще прямоугольная) (рис.1д).
В последнее время вырабатываются «устойчивые» трикотажные полотна, имитирующие по своим свойствам ткани, из которых выполняются сложные модели: мужские и женские костюмы, брюки и т.п. Эта группа изделий как бы связывает одежду из ткани и одежду из трикотажа. Относительная стабильность форм позволяет уделить большое внимание творческому эксперименту в области художественного оформления полотна: поиску его фактурных, цветопластических свойств и членений формы с использованием различных зрительных иллюзий.
Рассматривая тенденции трикотажной одежды на сезон 2022-2023 года, можно отметить разнообразие стилей и форм исследуемого ассортимента: деловой, кэжуал, спорт-шик с приталенными и свободными силуэтами оверсайз, с акцентом на спине, плечах или декольте. Трендом модного трикотажа являются принты, что делает образы с трикотажными вещами очень эффектными, чему способствует и цветовая гамма: от пастельной бежевой, насыщенной и глубокой синей до более сочной – красной, желтой, терракотовой.
а) | б) | в) |
г) | д) |
Рисунок 1. Виды форм изделий, характерные для трикотажа.
Список литературы
- Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. (При участии Заболотской Е.А. (часть VI), Рыбкиной Е.А. (часть VIII). Учебник для вузов. – М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2005. – 380c.
- Шеромова И.А. Проблемы повышения качества швейно-трикотажных изделий /И.А.Шеромова, О.А,Дремлюга. А.С.Железняков // Швейная пром-сть, 2012. - №6.- .29-30.
- Маслова Л.А. Крупные формы / Л. Маслова // Ателье. (Конструктивное моделирование плечевых изделий из полотен с кругловязального оборудования), 2012.- №9.- С.45-47.