УДК 502.3

О некоторых вопросах устойчивого развития

Марьин Евгений Владимирович – кандидат юридических наук, доцент  кафедры Земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии.

Аннотация: В статье детально анализируется концепция устойчивого развития, которая была введена в 1987 году в так называемом докладе Брундтланд «Наше общее будущее». Он был принят на Всемирной конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде в Рио де Жанейро  в июне 1992 г. на основе двойного наблюдения за актуальностью в глобальном масштабе: экологической (изменение климата, биоразнообразие , ископаемые ресурсы и т. д.) и социальные (неравенство, удовлетворение базовых потребностей др.). Её  целью является достижение баланса между тремя составляющими: социальной, экономической и экологической.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономические рост, инновации, инвестиции, природные ресурсы, экологизация экономики.

Человечество в целом постепенно уходит из эпохи роста, основанного на эксплуатации полезных ископаемых, что сделало возможным промышленную революцию. Это принесло пользу, без которой сегодня не возможно обойтись, позволило увеличить продолжительность жизни и здоровье, открыло географическое и социальное пространство. Это позволило накопить ноу-хау и знания. Потребности всегда будут больше, , но ресурсы не бесконечны, они ограничены, мы должны максимально использовать их [9, c. 118].

Устойчивое развитие – это вызов, который необходимо принять, поиск нового будущего, которое не является «естественным» продолжением прошлого. Таким образом, устойчивое развитие представляет собой исключительную возможность. Возможность пересмотреть методы производства, но уже не с целью увеличения объема, а с точки зрения удовлетворения потребностей в социальной сфере в первую очередь [8, c. 95].

Устойчивое развитие, целью которого является сочетание защиты окружающей среды, экономического развития и социального прогресса, было признано фундаментальным вопросом для будущих поколений [5, c.17].

Другими словами, это рациональное управление человеческими, природными и экономическими ресурсами с целью удовлетворения насущных потребностей человечества в очень долгосрочной перспективе.

Следовательно, речь идет о том, чтобы бережно использовать ресурсы планеты в целом и отдельных регионов в частности, не превышая их способности к естественному обновлению и не достигая порога их истощения [1, c. 150].

Устойчивое развитие базируется на 3 столпах: экономическая составляющая, направленная на сокращение масштабов крайней нищеты при обеспечении всем справедливо оплачиваемой занятости; экологическая составляющая, целью которой является сохранение природного баланса планеты при одновременном ограничении воздействия деятельности человека на планету; социальная опора, гарантирующая доступ к основным ресурсам и услугам для всех [7, c. 120].

Столкнувшись с остротой экологического и социального кризиса, который в настоящее время проявляется в глобальном масштабе (изменение климата, нехватка природных ресурсов, в частности, приближение нефтяного пика , разрыв между развитыми и развивающимися странами , резкая утрата биоразнообразия , рост население земного шара, природные и техногенные катастрофы), устойчивое развитие – это ответ всех субъектов (государств, субъектов экономической деятельности, гражданского общества) на пересмотр экономического роста в глобальном масштабе с целью учета экологических и социальных аспектов развития. Те же проблемы наблюдаются и на локальном уровне [3, c. 38].

В 2006 году британское правительство первым поручило экономисту Всемирного банка Николасу Стерну подготовить доклад о климате. Результатом его работы  стал 700-страничный обстоятельный документ. Стерн подтвердил, что ”выбросы парниковых газов-это самая большая ошибка, которую когда-либо видел мировой рынок". Главный вывод доклада Стерна заключается в том, что государствам необходимо инвестировать эквивалент 2% мирового ВВП для смягчения последствий изменения климата [4, c. 22].

Между тем американский экономист Уильям Д. Нордхаус получил Нобелевскую премию по экономике в 2018 году вместе с Полом Ромером за интеграцию изменения климата в долгосрочный макроэкономический анализ. Нордхаус был первым экономистом, разработавшим количественную модель, воспроизводящую взаимодействие между экономическим развитием и изменением климата в глобальном масштабе. По мнению Нордхауса, решение проблемы изменения климата заключается в применении цен, которые будут сдерживать использование ископаемых видов топлива, поскольку нынешняя цена слишком низка и не способствует поиску альтернатив, таких как возобновляемые источники энергии.

Несмотря на первоначальную сдержанность деловых кругов, все большее число исследований и мероприятий показывают, что меры, направленные на борьбу с глобальным изменением климата, являются прекрасной возможностью для обеспечения устойчивого развития и стимулирования экономического роста. Как пояснила Всемирная комиссия по экономике и климату в своем докладе в конце 2018 года, принятие амбициозных климатических мер может принести прибыль в размере 26 миллиардов долларов США к 2030 году, создав 65 миллионов новых рабочих мест с низким уровнем выбросов углекислого газа [6, c.159]. Согласно этому отчету, чтобы построить более устойчивую, благоприятную модель роста, необходимо ускорить структурные преобразования в пяти ключевых секторах экономики: экологически чистой энергии; декарбонизации энергетической системы в сочетании с децентрализованными, цифровыми технологиями электрификации. Предполагается также  более разумное городское развитие  и   более компактные, взаимосвязанные и скоординированные города позволят сэкономить 17 миллиардов долларов США к 2050 году и стимулировать экономический рост за счет улучшения доступа к работе и жилью.

Переход на более устойчивые методы ведения сельского хозяйства в сочетании со строгой охраной лесного хозяйства может принести экономические выгоды в размере около 2 миллиардов долларов в год. В районах с дефицитом воды может упасть до 6% в 2050 году. Этому можно было бы воспрепятствовать путем повышения эффективности использования водных ресурсов за счет технологических усовершенствований и инвестиций в общественную инфраструктуру [10, c. 116].

В то же время Глобальная комиссия по экономике и климату настоятельно призывает лидеров государственного и частного секторов принять эти срочные меры в ближайшие два-три года: установить цену на углерод и заставить компании раскрывать связанные с климатом финансовые риски, ускорить инвестиции в устойчивую инфраструктуру, стимулировать инновации [2.с 222].

Список литературы

  1. Белик И. С., Пряхин, Д. А. Социально-экологическая составляющая устойчивого развития региона // Экономика региона. 2013. № 3 (35). С. 142-152.
  2. Бородин А. И. Моделирование эколого-социально-экономической системы. // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2006. №   С. 221-223.
  3. Булетова Н. Е., Горелова, И. В. Региональная патоэкономика: экологический и налоговый аспекты кризисных социально-экономических процессов. // Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2012 № (8), С. 34-41.
  4. Даванков А. Ю., Кочеров А. В. Научно-методические основы исследования пространственных социо-эколого-экономических систем. // Вестник Челябинского государственного университета, 2016. № 14 (396). С. 15-25.
  5. Долматова Л.Г., Петрова И.А. Сочетание системы экономических, экологических и социальных отношений как устойчивый императив развития современного землепользования. // Norwegian Journal of Development of the International Science, 2020. № 40-2. С. 16-18.
  6. Ибраева Р.Р. Индикаторы устойчивого развития как инструменты регулирования эколого-экономических отношений // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2012. № 9. С. 158-165.
  7. Касперович С. А., Баранчик, В. П. Цели, инструменты и особенности управления эколого-экономическими системами в условиях устойчивого развития экономики. // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление, 2011 № 7. С. 118-121.
  8. Киевич А. В. Социальная сфера как драйвер экономического роста // Современные  аспекты экономики. 2017. № 12 (244). С. 93-98.
  9. Кузьмина Ю.Д. Регион как объект конкурентного устойчивого развития // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № (8-1). С. 117-121.
  10. Сафронов А. Е. Эколого-экономическая оценка антропогенного воздействия промышленного предприятия на окружающую природную среду // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2010. № 4. С. 114-117.

Интересная статья? Поделись ей с другими: