УДК 614.23/25:658

Разработка стратегии развития медицинской организации

Тапенов Кайрат Турсынханович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы разработки стратегии развития медицинской организации. Городская поликлиника №12 г. Нур-Султан (далее «ГП №12») – лечебно-профилактическое предприятие, обеспечивающее населению района Есиль г. Нур-Султан доступные медицинские услуги в рамках ГОБМП и ОСМС. Проблема исследования связана с недостаточной системностью мер для решения стратегических задач, стоящих перед ГП №12 по обеспечению потребности в оказании ПМСП и КДП прикрепленному населению района г. Нур-Султан. Целью статьи является разработка стратегии развития ГП №12 на основе обоснования и выбора стратегически значимых направлений. По результатам исследования предложены основные направления стратегии развития медорганизации.

Ключевые слова: стратегия развития, медицинская организация, ГП №12.

В современных условиях задаваемые стратегические цели для медицинских организаций должны в полной мере отвечать требованиям организационного развития, направленного на постоянное обеспечение высокого качества оказываемой амбулаторно-поликлинической помощи населению [1, с. 72]. Разрабатываемая стратегия развития должна обеспечивать совершенствование тех внутриорганизационных процессов, которые будут иметь ключевое значение для решения такой задачи [2, с. 42].

 Как показывает практика, в контексте решения этой задачи, на основе разработанной стратегии развития и всестороннего анализа ключевых факторов достижения успеха, может быть рассмотрено и принято к исполнению такое стратегически значимое направление развития организации, как расширение спектра оказываемых амбулаторно-поликлинических услуг населению [3, с. 21].

Целью деятельности ГП №12 является осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения. ГП №12 – это лечебно-профилактическое предприятие, обеспечивающее прикрепленному населению района Есиль г. Нур-Султан доступность и качество оказываемых медицинских услуг, а также укрепление здоровья через профилактику болезней и своевременное предотвращение развития их осложнений.

Целью деятельности ГП №12 является удовлетворение потребностей пациентов в оказании первичной медико-санитарной и консультативно-диагностической помощи прикрепленному населению района г. Нур-Султан. Плановая мощность 150 посещений в смену, фактическая – 225.

 Потребность пациентов – получить квалифицированную медицинскую помощь с последующей быстрой реабилитацией, а также доступная медицинская помощь в пределах поликлиники, не обращаясь в другие медицинские учреждения, тем самым сэкономить время [4, с. 113]. Для этого в ГП №12 начал функционировать Центр амбулаторной хирургии (ЦАХ), тем самым закрывая потребность населения в малых операциях, выполнении консультативно-диагностических услуг (КДУ) и повышении доходности предприятия за счет ОСМС.

Таким образом, пациенты перед операцией проходят клинико-лабораторные исследования, после предоперационной подготовки проводятся оперативные вмешательства, малотравматичные, далее пациенты смогут продолжить повседневную жизнь. Тем самым, пациенты получают медицинскую помощь в пределах своей поликлиники, не ожидая очереди в другие медорганизации в кратчайшие сроки.

Проведя анализ поликлиник с наличием ЦАХ и без ЦАХ, в т.ч. исследования сторонних авторов [5, с. 78], был сделан вывод о преимуществе наличия ЦАХ, ввиду удовлетворения потребности в хирургических манипуляциях и повышения доступности данных услуг для пациентов. Также в связи с ростом прикрепленного населения появилась потребность проведения хирургических вмешательств на амбулаторном уровне, требующих высококачественных специализированных услуг, но не требующих круглосуточного стационара. Из 39 медицинских организаций города оказывающих амбулаторную помощь ЦАХ имеют только 5, отсюда имеется потребность населения города в операциях в условиях ПМСП.

В качестве стратегии развития медицинского учреждения было выбрано: создание основы для преобразования современной специализированной, научно-практической системы в комплекс, объединяющий широкий спектр услуг фиксированной телефонной связи, амбулаторно-поликлинической и неотложной медицинской помощи, а также внедрение новых медицинских технологий, за счет интенсивного развития базовой терапии и диагностики, внедрения организационных и управленческих преобразований.

При оптимальной организации потоков пациентов и качественном подходе к управлению структурой, количество госпитализаций в ГП №12 снизится, но при этом сохранится или увеличится объем финансирования, позволяющий при оптимальных расходах обеспечить экономию финансовых средств. Увеличение доходов от платных медицинских услуг, расширение услуг, позволит повысить финансовую устойчивость ГП №12.

На основании проведенного исследования были разработаны основные положения стратегии развития ГП №12 на период 2023-2027. В рамках стратегии развития предусмотрено внедрение ряда системных управленческих мер, среди которых: увеличение численности медицинского персонала ГП №12; профессиональное развитие сотрудников на дифференцированной основе (в зависимости от потребности в обучении и развитии профнавыков), и т.д.

Отдельные ключевые показатели экономической эффективности стратегии развития ГП № 12 запланированные 2023-2027 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Планируемые показатели экономической эффективности стратегии развития ГП № 12 на период 2023-2027 гг.

Целевой

индикатор

Ед.

изм.

План (годы)

2023

2024

2025

2026

2027

Доходы от ГОБМП

тыс. тг.

2 254 986

2 254 986

2 254 986

2 254 9 86

2 254 9 86

Доходы от платных медуслуг

тыс. тг.

197 471

199 235

213181

213181

213181

Доля доходов от платных услуг

%

10

10

10

10

10

Список литературы

  1. Хайруллин И. Как ставить цели медорганизации, чтобы превратить их в инструмент управления. Алгоритм для главврача // Здравоохранение. 2017. № 11. С. 72-82.
  2. Жилякова И.А. Факторы формирования стратегии развития предприятия // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей. 2021. С. 42-45.
  3. Мышьяков Р.Ю. Развитие стратегического менеджмента в медицинских организациях // Университетская медицина. 2021. № 4(7). С. 21-26.
  4. Хамидуллина Г.Р. Актуальные проблемы менеджмента качества в здравоохранении // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. № 2(26). С. 113-119.
  5. Ефименко Н.А. Перспективы развития и совершенствования амбулаторной хирургической помощи // Стационарозамещающие технологии. Амбулаторная хирургия. М. 2017. № 4(16). С. 76-78.

Интересная статья? Поделись ей с другими: