УДК 614.23/25:658

Повышение качества медицинских услуг сельскому населению Кызылординской области

Искаков Олжас Ермекович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы повышения качества медицинских услуг сельскому населению Кызылординской области. В области проживают 798 933 человека: 186 211 женщин детородного возраста; 267 962 ребенка до 14 лет и 495 751 взрослый старше 18 лет. В области действуют 248 амбулаторных учреждений здравоохранения. Общее число стационарных медучреждений в области – 45 единиц. Целью статьи является совершенствование системы управления качеством медуслуг Кызылординской области с разработкой рекомендаций по повышению качества медуслуг для сельского населения. По результатам исследования предложены основные рекомендации по повышению качества медуслуг сельскому населению Кызылординской области.

Ключевые слова: КМП, сельское население, СМК, процессный подход, Кызылординская область.

Существует множество определений качества медицинской помощи (КМП) [1, с. 91]: качественная медпомощь в точности соответствует определенным требованиям, использует современные знания и ресурсы, обеспечивает максимальную ожидаемую пользу и сводит риск к минимуму [2, с. 38].

Согласно определению ВОЗ, КМП – это отсутствие (по стандартам) выполнения различных видов медицинских вмешательств, которые считаются бесплатными, доступными для данного общества и способны оказать положительное влияние на показатели смертности, заболеваемости, инвалидности и недоедания [3, с. 310].

Одним из главных требований к качеству медпомощи является удовлетворенность пациента (населения) предоставляемыми ему медуслугами [4, с. 384].

Кызылординская область относится к регионам с традиционно высокой рождаемостью сельского населения. В области проживают 798 933 человека: 186 211 женщин детородного возраста; 267 962 ребенка до 14 лет и 495 751 взрослый старше 18 лет. В области действуют 248 амбулаторных учреждений здравоохранения. Общее число стационарных медучреждений в области – 45 единиц, из них почти половина приходится на отдельно стоящие сельские учреждения [5, с. 13].

В рамках исследования был проведен социологический опрос (180 респондентов), направленный на выявление уровня удовлетворенности медуслугами и степенью применения пациент-ориентированных технологий. Было выявлено, что удовлетворены работой врача 92,8% респондентов, не полностью удовлетворены – 5,1%, неудовлетворенных нет, затруднялись ответить – 2,1%. 93,61% респондентов отметили, что проведен осмотр врачом приемного отделения больницы при поступлении на стационарное лечение. О том, что осмотр происходил в течение 30 минут после госпитализации, сообщили 3,33% респондентов. 1,5% пациентов сообщили, что в течение 1 часа, 1% – более одного часа, 0,56% – более двух часов.

Выявлено, что удовлетворены работой среднего медицинского персонала (СМП) 90 (94,5%) пациентов, не полностью удовлетворены – 7 (3,84%), не удовлетворен – 1 (0,56%), затруднялись ответить – 2 (1,1%) пациента. Также при исследовании удовлетворенности общими результатами оказания медпомощи установлено: полностью удовлетворены – 93,8%, не полностью удовлетворены – 3,56%, не удовлетворенных нет, затруднились ответить – 2,64% респондентов.

При анализе системы здравоохранения по Кызылординской области вызывает обеспокоенность по поводу здоровья женщин. Статистические данные заболеваемости среди женщин во всех группах распространенных нарушений значительно выше, чем в общей группе населения и в среднем по стране.

Таким образом, несмотря на заметные улучшения последних лет, по уровню медицинской помощи Кызылординскую область можно отнести к отстающим.

В качестве системных мер повышения качества медуслуг сельскому населению области целесообразно разработка, внедрение и поддержание эффективной Системы менеджмента качества (СМК).

Другой мерой повышения качества определено использование процессного подхода – мощного методологического инструмента для изучения и повышения эффективности всех процессов медорганизаций области. Управляемые процессы уже используются в здравоохранении, так лечебно-диагностический процесс предполагает использование процедурного подхода в практике предоставления медицинских услуг.

Была предложена модель СМК из 10 процессов, достижение целей которых отслеживается в сумме по 107 критериям результативности. Мониторинг КРП проводится с разной периодичностью: от ежедневных до ежегодных измерений (см. таблицу 1).

Таблица 1. Результативность процессов СМК в системе здравоохранения Кызылординской области, % с учётом внедрения предложенных рекомендаций.

Процессы

2021 г.

2022 г. (предв. оценка)

2023 г. (прогноз)

Тактическое планирование

66,25

68,65

70,02

Научно-исследовательский процесс

69,76

69,76

71,56

Лечебно-диагностический процесс

55,81

66,34

72,93

Оценка удовлетворенности потребителя

90

90

90

Клинические исследования лекарственных средств и испытания медицинских изделий

57,86

57,86

90

Управление документами и записями

64,37

64,37

70,62

Обеспечение ресурсами подразделений

76,26

66,94

90

Управление оборудованием

74,72

75,6

76,26

Управление информационными технологиями

77,04

78,75

83,54

Проведение внутренних аудитов

90

90

90

Итого по всем процессам

66,0

68,4

73,1

Таким образом, повышения качества медуслуг сельскому населению Кызылординской области видится в системном пересмотре процессов областного здравоохранения с использования критериев результативности СМК.

Список литературы

  1. Бекер Г.С. Оценка путей обеспечения качества медицинской помощи // Проект «Здрав реформ». 2020. 91 с.
  2. Здоровье населения в Европе // Отчет об оценке прогресса на пути к достижению здоровья для всех в европейском регионе ВОЗ. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ. 2018. 38 с.
  3. Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ // Отчет ВОЗ-2020. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ. 2020. 310 с.
  4. Нагорная А.Н., Степаненко А.В., Морозов А.Н. Проблема качества в здравоохранении // Киров. 2017. 384 с.
  5. Аналитическая справка о состоянии здравоохранения в Кызылординской области 2021 г. // Управление здравоохранения Кызылординской области. 2022. С. 13-18.

Интересная статья? Поделись ей с другими: